Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Вся­кая друж­ба, не ос­но­ван­ная на ис­тин­ной люб­ви и сми­ре­нии, а па­че друж­ба по страс­ти, неп­роч­на и раз­ру­шит­ся.

преп. Макарий

Бы­ва­ют вре­ме­на горь­ки, тяж­ки и том­ны. Без это­го нель­зя обой­тись. На чувствен­ной вой­не мно­гие бы­ва­ют ра­не­ны и пре­тер­пе­ва­ют бо­лез­ни, коль­ми па­че на сей ду­хов­ной бра­ни мно­ги ра­ны при­ем­лем от ду­хов зло­бы, а па­че ког­да воз­на­де­ем­ся на свои си­лы и ра­зум, то и по­беж­да­ем­ся, по­ка сми­рим­ся, поз­нав­ши свою не­мощь.

преп. Макарий

Упо­доб­ля­ет­ся на­ша жизнь до­воль­но глу­бо­ко­му рву, ко­то­рый в дожд­ли­вое вре­мя на­пол­ня­ет­ся так, что и пе­ре­ез­ду не бы­ва­ет, в дру­гое же вре­мя иcсы­ха­ет так, что нис­коль­ко по нем не те­чет во­да. Свя­ты­ми же от­ца­ми пох­ва­ля­ет­ся та­кая жизнь, ко­то­рая про­хо­дит, по­доб­но ма­ло­му ру­чей­ку, пос­то­ян­но те­ку­ще­му и ни­ког­да не ис­сы­ха­ю­ще­му. Ру­че­ек этот удо­бен во-пер­вых, к пе­ре­хо­ду, во-вто­рых, при­я­тен и по­ле­зен всем про­хо­дя­щим, по­то­му что во­да его бы­ва­ет при­год­на для питья, так как ти­хо те­ку­щая и по­то­му ни­ког­да не бы­ва­ю­щая мут­ною...

преп. Амвросий

Неделя 26-я по Пятидесятнице

Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали с вами притчу из евангелиста Луки о безумном богаче. Человеку некоторому выдался богатый урожай (Лк. 12, 16). И вот он, обрадованный этим внезапным происшествием, этим, казалось бы, счастьем в его жизни, не знает, как поступить и беспокоится о том среди ночи, размышляя о том, что разорю все житницы мои прежние и созижду новые большие, в которые соберу все блага мои, и скажу душе моей: ешь, пей, веселись, потому что ты имеешь многие богатства на многая лета. 

Человек зачастую стремится быть обладателем многих материальных благ. Но в этой притче Господь нам прямо показывает, что не может сердце человека привязываться к земному, не может человек по-настоящему радоваться чем-то земным вещественным, приходящим. Лишь в Боге есть его сокровище. Лишь во Христе может быть подлинное радование сердца человека.

Не случайно суд Божий скоро произносится над этим человеком. Господь говорит: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе», а то, что ты собрал, кому останется. Суд Божий бывает над душой человека за один неправедный помысел, когда человек не просто что-то подумал, но в этой мысли утвердился, как в жизненном кредо, как в каком-то подходе к вещам, в отношении к ближним и в отношении себя и к Богу. И вот эта неправота внутренняя человека бывает собственно окончательным судом над нами, когда человек выбирает неправоту, неправедность, зло в своей душе как норму, как естественное, как суть своей жизни. Тогда Господь, видя неисправность в дальнейшем нашей души, подводит итог нашей жизни.

Так происходит с этим богачом, так происходит и со многими людьми. Всего лишь одна мысль может перевернуть нашу жизнь. Как некогда рассказывал один старец  схиархимандрит Симеон в Глинской пустыне, когда после войны в голодные годы он, будучи еще иноком, оказался на Западной Украине, потому что игумен отпустил братию, чтобы они могли перезимовать где-то, устроившись к кому-то подрабатывать, потому что есть в монастыре было совершенно нечего.

И вот в эти голодные послевоенные годы он нанялся к какой-то хозяйке трудиться. Трудился он хорошо, видимо приглянулся ей. И она сказала ему простую вещь, не говоря прямо: будь  со мной или ложись со мной. Она сказала: оставайся у меня хозяином. А они сидели вдвоем в комнате. В доме никого больше не было. И этот выбор стоял собственно перед ним и перед Богом, как он скажет: останется ли он верным своим иноческим обетам или соблазнится на этот посул этой безумной по сути женщины, которая пыталась соблазнить инока. И он мягко, также как и она не прямо предложила ему, также мягко сказал ей: нет, придет весна, и я вернусь в монастырь. И в этот момент забежал автоматчик. Это был сотрудник смерша, потому что они искали бендеровцев в то время после войны, которых было много на Западной Украине.

Он резко сказал ему: встать! Инок растерялся, не понимая, что он говорит. Эта женщина, домохозяйка, говорит: отче, встань. Он встал. Смершевец говорит ему: руки вверх. Говорит отрывисто, резко. Тот не понимает. Он повторяет снова. Она говорит: отче, подними руки. Он поднял руки. Далее он ощупал его, проверил настоящая ли у него борода, спросил, кто ты, что ты? Тот сказал, что он инок из монастыря, тружусь, из Сумской области из Глинской пустыни, показал ему документы свои. Тот спросит: почему ты не встал сразу? Да я не понял сразу, ты так кричал резко, и я не разобрал, что ты говоришь. Тот говорит: а ты знаешь, что если бы я еще раз сказал, а ты не встал, то я спустил бы спусковой крючок, ты бы не был в живых.

И тогда, он рассказывает, дошло до меня, что если бы я дал согласие этой женщине, еще ничего бы не произошло, но за это мысль, принятую мной, за это согласие, Господь не оставил бы меня в живых. За эту верность Христу Господь сохранил жизнь этому иноку, будущему старцу, который много послужил святой Церкви. Так рядом ходит смерть, рядом с грехом. Человек соглашается на грех, выбирает неправильный путь, неправедный путь, и смерть может настигнуть нас внезапно там, где мы ее совершенно не ожидаем, там, где мы ее совсем не ждем и не видим, как суд Бога над его неправедным выбором.

И вот этот богач — пример нам всем, потому что он в своей душе говорит: душа моя, ешь, пей и веселись, словно бы душа что-то может есть или пить, а не тело человека. Но это его состояние бывает собственно отображением того, что и с нами происходит. Когда мы что-либо приобретаем, к чему-либо привязываемся, мы словно бы говорим также своей душе, упиваясь предметом своего пристрастия: вот ты обладаешь этим, ешь, пей и веселись.

И сердце блудника ликует от вида каких-то бесстыдных женщин или образов похотливых. Сердце сребролюбца радуется от какой-то прибыли, которую либо он ожидает или она свалилась на него. Сердце чревоугодника веселится и радуется от обильных яств или каких-то разносолов. Даже сердце рыбака может радоваться, если он пристрастен этой рыбной ловле, когда он вновь стоит на берегу и имеет в руках удочки. Как и любая другая, казалось бы, совершенно невинная вещь, будь то вязание на спицах или испекание пирожков. Ничто не должно обладать нами. Наше сердце должно принадлежать Богу.

Именно и об этом эта притча. Потому что не случайно так бывает, что человек переменчив. Но постоянство наше возможно только лишь в Боге. Господь дает нам возможность переменить свою жизнь, измениться к лучшему. И то, что с нами происходит, порой в духовной жизни это также бывает, когда человек говорит себе: ешь, пей, веселись, словно бы ты уже достиг чего-то. Вот ты ходишь в храм, читаешь молитвы, имеешь духовника, причащаешься. И словно бы все уже в жизни нормально. Можно успокоиться.

Но Господь не дает нам покоя, потому что Он Премудрый Учитель наш и Любящий Отец, Который не дает нам заржаветь, окаменеть, впасть в бесчувствие. И Он вновь сокрушает нас и скорбями, и искушениями, и всевозможными напастями. Не случайно Господь попускает все это, желая, чтобы мы росли, духовно развивались. Так как и в жизни. Человек, который, если изучает язык, не будет практиковаться, изучать новое, утратит это навыки, если остановится на чем-то, не сможет стать лучше, совершеннее. Музыкант ли это или врач, если не будет развиваться далее, изучать, усваивать, применять это на деле, никогда не сможет стать ни хорошим музыкантом, ни прекрасным врачом.

Так и христианин, который не стремится развиваться в добродетели, который успокаивается на чем-либо, считая, что этого достаточно для спасения, никогда не сможет стать Христовым. Господь порой сокрушает эти наши основания жизни, потому что мы вновь и вновь должны дерзать.

Как некогда апостол Петр, которому Господь повелел прийти по водам, так и мы должны вновь и вновь уходить из этой лодки своих каких-то устоявшихся убеждений, какой-то самоуверенности и твердости оснований, как нам кажется, на эту волнующуюся воду неизвестного, на воду каких-то сомнений и искушений, чтобы вновь и вновь прийти ко Христу, Который говорит: выйди и ходи.

Так, чтобы и наша вера развивалась, и наше доверие к Богу, и наша кротость, и наше смирение, и наше милосердие никогда не могут остановиться и быть достаточными для спасения. Мы всегда должны считать несовершенными свои дела, и все, что мы делаем, еще недостаточными для спасения, недостойными того совершенства, то есть всей святости, которую являет нам Христос в Своей земной жизни. И только тогда человек имеет надежду стать настоящим христианином смирением своей души.

И вот эта притча об этом, чтобы мы не успокаивались, не считали что-либо уже как бы своим и вполне достаточным для того, чтобы спастись, потому что никто не знает, когда душа его будет истязана. Но лишь только человек успокоился и остановился, он остановился в своем духовном развитии и уже пошел назад. Сам того еще не осознавая, он уже деградирует. От чего да избавит нас Господь. И, призывая нас и к покаянию, и к труду, к исполнению святых заповедей, будем помнить, что цель ее — это радость во Христе, это любовь к Богу и к ближнему, которое есть богоуподобление, есть то подлинное наше счастье знать Христа, быть подобными Ему, и уже здесь предвкушать жизнь вечную. Аминь.

 

Иеромонах Назарий (Рыпин)