Аудио-трансляция

Всту­па­ю­щие в брак по вле­че­нию страс­ти ча­ще все­го бы­ва­ют нес­ча­ст­ли­вы в жиз­ни.

преп. Иосиф

Неделя 27-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам притчу о безумном богаче (см. Лук. 12, 16-21). Господь сказал эту притчу, как некий человек, который имел большой участок земли, получил богатый урожай, дело, которое случается с людьми. И не сам урожай страшен, но удивительно то, как рассуждал он. Он беспокоился, потерял покой от этого богатства, которое неожиданно свалилось на него.

Так часто бывает со многими, кто получает то, на что внутренне не готов, почему святые отцы предостерегают нас от всевозможных дарований. Это не только внешнее богатство, но и внутреннее. Человек, не имеющий смирения, не сможет справиться ни с одним даром, не только с земным, с материальным, но тем более с духовным. Только смиренный человек, по-настоящему смиренный пред Богом и перед людьми не лицемерно, сможет иметь богатые и внешние, но самое главное, духовные дары. Потому именно смиренных Господь так щедро наделяет и одаривает Своими сокровищами и Своими дарованиями: дарами предвидения, дарами рассуждения, дарами мудрости, дарами исцеления и многими другими.

Но вот этот человек говорит: что мне делать? Я сломаю старые мои житницы и построю новые, чтобы собрать там все жито мое, все, что дала земля. И реку душе моей: «яждь, пий, веселися» (ст. 19), потому что ты имеешь многие сокровища на многие лета. Он не считает то, что дано ему Богом, Божиим, приставником над которым он поставлен. Он считает все это своим. И это его величайшая ошибка, потому что всякое даяние благое, говорит Священное Писание, свыше есть, сходящее от Отца светов. Это должен понимать каждый человек – мы с вами, что чтобы мы не имели и материальное, и духовное – это есть дар Божий. И как говорит прекрасно апостол Павел: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1Кор. 4, 7) и что ты превозносишься так, словно бы это не было даром для тебя. Мы должны помнить об этом, помнить о том, что Господь наделяет каждого из нас этими дарованиями.

Но то, что мы имеем, нам дано как способность употребить это ради ближнего, как возможность приобрести что-то по-настоящему для вечности, как та милость Творца, чтобы мы во имя Его могли сделать что-то доброе в этом мире, приумножить это добро, и тем самым стяжать настоящее сокровище своей души, то сокровище, которое неистленно, то, что никто и никогда не сможет украсть от нас, то, что отложено на небе и к чему должна стремиться наша душа.

Этот безумец тем более безумен, что он говорит душе своей: ешь, пей и веселись, как будто душа может есть и пить. Но поистине душа питается. Но прежде всего напитаться может она бессмертными дарами, потому что Сам Христос сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Которое за вас преломляемо. Пейте от нее все. Сие есть Кровь Моя Нового Завета, Которая проливается во избавление многих и во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Это та настоящая пища, которой может питаться душа человека, душа христианина. Но все то, чем питаемся мы, или точнее, пытаемся напитать свою душу, оно непостоянно, привременно, изменяемо, и никогда не может напитать внутреннее нашей души. Конечно же, душа радуется бывает от того, что она когда-то удовлетворяет какую-то страсть, ту страсть, которая обладает душой, когда предмет этой страсти появляется пред очами и становится обладаемым душой. Душа, конечно же, радуется, словно бы она действительно напиталась. Душа сребролюбца и душа какого-то завистника радуется, когда человеку стало плохо, человека злорадного. И так далее. И много можно перечислять этих примеров.

Но подлинная радость наша во Христе Иисусе. Именно им питается наша душа. И мы с вами никогда не должны об этом забывать, помнить о том, что Господь преподает нам Себя в пищу, бессмертную неистленную пищу, которой мы можем радоваться во веки веков. Не в одночасье, не одну минуту, но радоваться жизнью вечной, источником которой и Сам является Господь. Безумие богача именно в этом помышлении. Не случайно Господь говорит ему: «безумный, сию ночь душу твою истяжут от тебя, то, что ты собрал, кому будет» (Лук. 12, 20). Господь свершит приговор над этой душой лишь за одно, казалось бы, помышление. Но это не просто мысль. Это утверждение некое, внутреннее утверждение. Человек, этот безумец, этот богач не просто подумал о чем-то, но он согласился с этой мыслью. Он принял ее как свою жизненную позицию, как возможность быть именно таким, а не каким-то иным. И вот этот помысел, эта его уже духовная установка и является для него погибелью.

Именно так бывает и с нами, когда мы в чем-то утвердимся недолжным пред Богом. Тогда Господь вразумляет нас или тяжкой болезнью, или постигшими нас искушениями и скорбями. Но иногда, когда человек окончательно утвердился в чем-то, и безвременной кончиной, смертью внезапной, потому что человек оказывается не исправен и не исцелен. И дай Бог, чтобы так не было с кем-либо из нас. Но тот путь жизни, который дан нам, это поприще, мы должны пройти достойно, не соглашаясь на эти лукавые уговоры дьявола, не соглашаясь на эти соблазны и приманки. Потому что так легко в этом мире начать чему-то радоваться, богатеть не в Бога, как говорит Сам Христос, а богатеть ради себя, приумножая, казалось бы, что-то свое человеческое, то, что нам так хочется пощупать руками, то, на что так уповает современный мир: всевозможные технологии, современные достижения, приумножение земного. Постоянно только и слышно: экономический рост, какие-то открытия, свершения.

Человек хочет жить все лучше и богаче. Но это богатство все больше ускользает из рук человека, потому что не это главное. Конечно, неплохо жить человеку в достатке, иметь необходимое. Но если человек будет жить слишком сыто, гладко и спокойно, то он рискует забыть о своем главном небесном предназначении, о том, ради чего сотворил его Господь, и к чему призвана его душа, и оказаться неготовым к исходу из этой временной земной жизни. Господь не желает нашей погибели, поэтому потрясает основание нашей жизни, колеблет наши фундаменты, казалось бы такие устойчивые по-человечески, на которых мы хотим устоять, опереться и что-то построить. Потому что Господь хочет, чтобы мы строили свое здание на Нем, на краеугольном камне всякого духовного здания.

И только тогда это здание будет устойчиво. И счастье наше есть Христос. И радость наша есть в Боге. И ничем иным душа наша напитаться не может. И дай Бог, чтобы мы богатели в Него, в Бога, а не как этот безумный богач, чтобы нам не услышать этот глас страшный, но справедливый «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут?»

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)