Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Свя­тые от­цы во­об­ще хуль­ные мыс­ли по­чи­та­ют не на­ши­ми, а вра­жи­ими при­ло­га­ми, и ког­да мы с ни­ми не сог­ла­ша­ем­ся, но и скор­бим о том, что они к нам на ум ле­зут, то это и есть знак на­шей в оных не­вин­нос­ти. От­нюдь не на­до сму­щать­ся о том, что они при­хо­дят. Ибо ес­ли че­ло­век сму­ща­ет­ся, то враг бо­лее на не­го восс­та­нет, а ког­да не вни­ма­ет оным, ни во что вме­ня­ет и за грех не счи­та­ет, тог­да и по­мыс­лы ис­че­за­ют.

преп. Макарий

Сом­не­ния, все рав­но как блуд­ные по­мыс­лы и ху­лы, на­до пре­зи­рать, не об­ра­щать на них вни­ма­ния. Пре­зи­рай­те их – и враг-ди­а­вол не вы­дер­жит, уй­дет от вас, ибо он горд, не вы­не­сет през­ре­ния. А ес­ли бу­де­те вхо­дить с ни­ми в раз­го­во­ры, ибо все блуд­ные по­мыс­лы, ху­лы и сом­не­ния – не ва­ши, то он за­ки­да­ет вас, за­ва­лит, убь­ет.

преп. Варсонофий

На­до пре­зи­рать сом­не­ния, и ху­лы, и по­мыс­лы блуд­ные, тог­да они вам нис­коль­ко не пов­ре­дят, осо­бен­но ес­ли бу­де­те их отк­ры­вать стар­цу-нас­тав­ни­ку. Но отк­ры­вать их на­до не под­роб­но, ина­че мож­но пов­ре­дить и се­бе и стар­цу. Осо­бен­но блуд­ные по­мыс­лы за­сы­пать, зак­рыть на­до на­ве­сом эту смер­дя­щую яму, а не ко­пать­ся в ней.

преп. Варсонофий

Неделя 28-я по Пятидесятнице пред Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами вступили в Год Новый — 2017 год. Человек все время ищет чего-то нового, ожидает обновления, чает, что что-то изменится в его жизни. Мы постоянно ищем новизны, и это естественно для человека. Но, тем не менее, с распадом, который вошел в жизнь человека с грехопадения Адама, который мы ощущаем, ощущаем, что каждый из нас совершает год от года, что смерть все больше и больше подтачивает наши внутренние и физические силы, подтачивает, словно бы подбираясь к каждому из нас, все более пытаясь овладевать нашим естеством — через болезни, какие-то немощи человеческие, все новые и новые симптомы, человек ощущает на себе все больше это дыхание смерти. И как человек устрашается: что ожидает его, каким будет его исход из этой жизни, что ожидает его за гробом? Но Господь дает нам вечные перспективы, дает нам возможность стать вечно новыми. Как Он говорит в Божественном Откровении: «Вот, все новое творю» (Откр. 21, 5), давая нам возможность приобщиться этой подлинной новизны.

Все то, что ищет человек настоящего, чего бы он хотел — тот идеал постоянной радости, вечного блаженства, вечной жизни, — все это готов дать нам Христос, который ныне рождается, который полагается во ясли, рождается как один из земнородных, чтобы привлечь человека к Себе, чтобы дать нам эту вечную новизну, чтобы каждый из нас стал вечно молодым, имея эту «юность духовную» и одновременно зрелость духовного мужа или жены.

И нам дается эта возможность во Христе. Только в Нем человек может приобрести эту подлинную глубину своей жизни, ее подлинную радость, истинное раскрытие, полноту всех наших человеческих свойств, которые Господь заложил в каждого из нас, а все это внешнее, изменяющееся, тлеющее — оно не постоянно. И нам невольно нужно задаться вопросом: Так почему же мы промениваем Христа — эту нашу подлинную радость, наше счастье, наше обновление, наше сокровище, сокровище вечное, тот, с Кем мы рассчитываем, надеемся соединиться навеки?. Того, Кто дарует нам все и Кто есть вся наша жизнь — жизнь грядущая и присноблаженная! Почему же мы постоянно меняем Его на путях своей жизни на что-то иное, на какую-то суету? Мы, уткнувшись в какие-то устройства, всевозможные экраны, постоянно ищем чего-то нового, но совершенно не того, чего хочет дать нам Христос: каких-то новых фильмов, песен, обновлений, всевозможной суеты и подмены той духовной новизны, которую желает дать нам Христос, который грядет в этот мир, чтобы даровать человеку жизнь вечную, которой Он привлекает нас с вами, не ложно, но реально, лишь бы человек по-настоящему захотел этого подлинного своего счастья.

Поэтому в этот день, когда мы уже совершаем предпразднство Рождества Христова, неделя пред Рождеством, и слышали сегодня родословную Христа, обстоятельства Его Рождения. В этот день и Нового Года вдумаемся и всмотримся в свою жизнь — как мы живем, чем мы живем и ради чего мы живем? Соответствуют ли провозглашаемые для нас самих, порой внутренне, лозунги реалиям нашей жизни, ее составляющим. Как это согласуется: что мы говорим и думаем с тем, что мы по-настоящему делаем и чем мы живем. И, если в этом есть большая разница и большое несоответствие, постараемся осознать это, признать себе эту внутреннюю неправду, несогласованность наших мыслей, слов и дел.

И принесем в этом покаяние пред Богом, который таким беззащитным и малым полагается во ясли, с тем, чтобы в этой беззащитности показать, что Он доверяет нам с вами, желая, чтобы и мы доверились Ему, показывая нам, что Он не гнушается всем этим списком разных предков, жизнь которых не только была святостью и благочестием, но, порой, и падениями, и отступлениями, и всевозможными грехопадениями.

Он показывает нам, что как эта родословная, которую Он принимает от Своего нареченного отца Иосифа (потому что это была его родословная), Он принимает и весь род человеческий и желает нас усыновить Себе, соединить с Собой и это должно ободрить нас, дать нам тот смысл жизни, вечной жизни, которого нам, порой, не хватает. Дать нам дерзновение вновь приступать к Богу, к Богу живому, но Богу любящему этот мир, умаляющемуся, чтобы спасти этот мир и привести его к Себе.

И в этом смирении непостижимом Господь показывает нам Свою божественную любовь, чтобы и мы дерзали приступать к Нему, но не были неразумны, безрассудны и не предавали Его вновь и вновь, не променивали Его на эту суету жизни, которая пытается поглотить нас с вами.

Господь, рождающийся в Вифлееме, да подаст нам этот разум и эту ревность быть счастливыми, обновленными и вечно молодыми и живыми в юности Духа во Христе Иисусе. Аминь. Спаси вас Христос.

Иеромонах Назарий (Рыпин)