Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Брач­ная жизнь – Бо­гом бла­гос­ло­вен­ная жизнь, и ино­чес­кая жизнь – свя­тая и ан­гельс­кая жизнь; и та и дру­гая бо­го­у­год­ная жизнь.

преп. Антоний

Не брак, а пре­лю­бо­де­я­ние долж­но счи­тать и гнус­ным, и сквер­ным, и прок­ля­тым, и про­тив­ным де­лом Бо­гу и Ан­ге­лам Его, и бла­го­чес­ти­вым лю­дям, ко­е­го, т.е. пре­лю­бо­де­я­ния, долж­но гну­шать­ся как пре­ве­ли­кой мер­зос­ти всем че­ло­ве­кам, и луч­ше сог­ла­сить­ся сток­рат­но уме­реть, не­же­ли оск­вер­нить се­бя столь гнус­ным по­ро­ком, и прог­не­вать Бо­га, и ли­шить­ся Не­бес­но­го Царствия Его. А по­се­му всем нам, и муж­чи­нам, и жен­щи­нам, долж­но при соб­ра­ни­ях из­бе­гать аму­ров, лю­бо­дей­ных взгля­дов, дву­смыс­лен­ных слов, без­чин­ных те­лод­ви­же­ний и слиш­ком неск­ром­ных на­ря­дов, но во всем при­дер­жи­вать­ся скром­нос­ти и хрис­ти­а­нс­ко­го бла­гоп­ри­ли­чия.

преп. Антоний

Сле­ди за дви­же­ни­ем сво­е­го серд­ца и низ­ла­гай воз­ни­ка­ю­щие страс­ти, а па­че гор­дос­ти, гне­ва, ярос­ти, заз­ре­ния и осуж­де­ния ближ­них. Что нам пла­кать о чу­жих мерт­ве­цах, ког­да свой мерт­вец ле­жит пе­ред на­ми – умер­щвлен­ная гре­ха­ми ду­ша на­ша.

преп. Макарий

Неделя 28-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Господин устроил богатый ужин и повелел своим слугам идти созывать всех на великий пир. И когда слуги пошли звать гостей, одни из этих людей стали оправдываться. Одни сказали, что я купил землю и мне надо обозреть ее. Другой сказал, я купил пару волов и мне надо их испытать в деле. Третий сказал, я женился и мне некогда. Разгневался господин и послал вновь рабов своих, чтобы они вышли на распутии дорожные и пригласили всех. И после этого они доложили своему господину, что они это выполнили. И они сказали, что есть еще место на этом славном пиршестве. И господин далее им сказал: еще идите и позовите всех, кого увидите – больных, хромых, немощных. Всех, кого увидите, зовите на этот пир. И заключая эту притчу, Господь говорит: Истинно говорю Я, что никто из званных и не пришедших на эту вечерю людей, не будут избранными и не войдут в Царство Небесное (Лук. 14, 16-24).

Господь обращается во все времена и к нам, дорогие братья и сестры, в том, чтобы имея дар благодати в крещении, чтобы быть призванным, но чтобы стать званным, Господь обращается к нашему уму и совести, чтобы мы жили соответствующе с евангельским духом, с евангельскими заповедями. И в той жизни, в которую Господь нас призвал, мало быть крещеным, мало быть призванным. Просто сама по себе вера, дорогие братья и сестры, вы прекрасно это понимаете, не дает человеку надежду на то, что он спасется. Есть надежда, потому что действительно святой апостол говорит, что невозможно без веры угодить Богу (Евр. 11, 6). И вера есть ведение Бога. Но если человек не будет жить по вере, то есть если человек не будет исполнять своим умом, сердцем, руками и то, что должно и записано в Евангелии. А что записано в Евангелии? Нужно делами подтверждать свою веру. Мало верить, потому что и бесы веруют, как сказано в соборном послании апостола Иакова (Иак. 2, 19). Он так и пишет об этом, что и бесы веруют.

Но если только веровать и не исполнять заповеди Божии, чем наша вера будет отличаться от бесовской. А если человек с Божьей помощью прилагает свой посильный труд, то действительно произойдет благодать того чуда, что Господь поможет человеку и даст силы, чтобы в течение всей своей жизни исполнять святые Божьи заповеди. Потому что невозможно, Сам Господь говорит, обращаясь к нам, чтобы мы рассуждали и видели и знали кто в нашей жизни нам друг и враг. В чем нам Господь подсказал, дал нам повод? Именно в делах. Потому что Господь говорит, что не собирают с терновника инжир, и не собирают с крапивы винограда (см. Мф. 7, 16). Какой человек, какие его дела, такие будут и плоды. Если человек достойный, честный праведный, то какие его плоды? Радость, мир, долготерпение, благость, вера, простота, искренность, милосердие, кротость, всепрощение, любвеобилие, помощь, покаяние (см. Гал. 5, 22-23). Вот, святой апостол Павел в послании к Галатам перечисляет дары Святаго Духа. Вот благие плоды правильной жизни во Христе – именно дела. А если человек не живет по заповедям, не исполняет делами евангельскую веру, мы знаем какие страшные грехи у людей, которые окружают всех нас, и те люди, которые не желают исправлять свою жизнь, либо пока находятся в страшном адском греховном заблуждении.

То есть именно дела, дорогие братья и сестры, всегда это вспоминайте, это помощь нам в нашей жизни. Когда мы живем, общаемся с друзьями, с соседями, с кем-либо в нашей жизни, если в наше сердце вкрадывается сомнение либо какое-то неспокойное чувство, подозрение, что есть в нашем ближнем какая-то неискренность, рассуждайте очень просто именно по заповедям Божьим, как действует человек, какие плоды он являет в своей жизни. Если они добрые, значит он добрый человек. Мы можем заблуждаться, мы можем ошибаться. Но если человек злой и лукавый, он рано или поздно откроет свое гнилое состояние души. Рано или поздно. Как говорит русская пословица: Шило в мешке не утаишь. Рано или поздно все устроится. А добрый человек в любой жизненной ситуации всегда будет добр. И всегда на него можно положиться. И это о чем говорит? Что человек действительно живет по христианским заповедям. И даже если человек пока еще не верующий, не церковный, но если он старается в своей жизни себя заставлять в первую очередь делать добро, то мы видим результат.

Рано или поздно Господь всегда таких людей приводит к вере. Всегда. Потому что невозможно, делая добро даже и не веря, но само добро призывает помощь Божью. Потому что где благо, там всегда Бог. Где простота, где искренность, где братолюбие, миролюбие в смысле мира, покоя, отсутствия войны, когда миролюбие среди людей, когда человек старается себя заставить совершать это добро, исполняя эти святые евангельские заповеди, то конечно этого человека рано или поздно Господь наградит верой. И конечно, видите, те люди, которые отказались идти на Тайную Вечерю, на жизнь будущего века. Господин – это Господь. Вечере – торжественное богатое приготовленное для всех без остатка. Нет ни одного человека, который не был бы приглашен на Вечере, на эту трапезу. Видите, от великих и богатых, до хромых, больных и немощных все идите, всем приготовлена эта трапеза. Но те люди, которые отказались идти, в чем их страшное заблуждение, ошибка и вина? Господь не отнял у них права иметь землю, скот, свое хозяйство, свою семью. Это дар Божий. Это сама жизнь дана Богом для этого. Господь нас через эту притчу призывает к тому, что первая любовь, любовь вечная, несокрушимая, неизменная – это любовь к Богу.

К сожалению, в это евангельское чтение следующий стих не входит. Но там более полно раскрывается вся эта притча. Общий смысл этого стиха, что Господь говорит: кто любит больше Меня – мать, отца, всех близких, этот мир, тот недостоин Меня (Мф. 10, 37). Опять же обязательно здесь надо пояснить, дорогие братья и сестры, а то многие очень спотыкаются. Читая Евангелие, очень многие смущаются этими словами. Смущаться не надо. Здесь записана совершенная божественная правда. Господь у нас не отнимает любви к родителям, к детям, к родственникам, к друзьям, женам, мужьям, не отнимает, а всегда ее благословляет. Но нам Он говорит, что первая любовь должна быть ко Мне. Почему? А кто дал нам жизнь? Кто дал нам родителей? Кто дал нам жен или мужей? Кто дал нам детей? Кто дал этот мир? Если спокойно сесть и логически поразмыслить, помолившись, становится все понятно и все правильно. Ничего не отнимает у нам Господь, а благословляет. Только Он призывает нас к тому, что мы, рассудив правильно, действительно поняли по совести. Потому что если Он нам дал все, Он источник жизни, радости и совершенной красоты.

Но какое счастье! Как хороша жизни, братья и сестры! Какое счастье, когда вы видите своих родственников – мать, отца, дедушку, бабушку, своих детей, мужа, жену. А кто это нам дал? Мы даже пальцем не пошевелили. Вся наша жизнь, включая даже дыхание, это все Его дар. И представляете, какой ужас, что люди не только над этим не задумываются, а живут так, как будто весь мир принадлежит человеку. Принадлежит, но зачем люди забывают совершенно. А то, видите, договорились до того, что страшно об этом говорить, что нет хозяина мира, он сам по себе мир вот так вот создался. Один мудрый человек сказал, что поверить в то, что мир сам по себе создался и произошел это равносильно поверить тому, в типографии во время взрыва само собой собралось полное собрание сочинений какого-то великого писателя. Если наш ум не может пока охватить величие творения, это не значит, что нет Бога. Лучше если человек здравомыслящий (я говорю о неверующих), если он не понимает, невозможно понять творение мира. Как бы ученые не старались, какие научные открытия не совершались, они честно говорят, что мир поразительно непостижим в своей красоте и в своем совершенстве. Все бесконечно прекрасно, так называемое золотое сечение во всем присутствует. Не просто все красиво, хорошо, а все совершенно безгранично.

И еще напомню, братья и сестры, что этот мир временный. Представляете, что если весь этот мир просто росчерк пера, это не сама картина будущего века. Как апостол Павел говорит, что мир это тень будущего мира. Вселенная. Кто ее измерил? Кто познал величие космоса? Ближайшая к нам звезда, если к ней лететь по экватору на реактивном самолете, то это 800 тысяч лет. Кто все это содержит? Кто наш мир молекулярный содержит? Святитель Феофан затворник Вышенский еще в середине 19-го века сетовал, что в учебные программы гимназий стали проникать безбожные сатанинские учения. И что же тогда нам пенять на нашу молодежь, говорит он, кто из них вырастит. Вот видите, кто вырос. И сейчас это сумасшествие продолжается. Как можно требовать и призывать молодежь к целомудрию, к совести и к чести, когда со школьной скамьи говорят ему, что ты сын обезьяны. Не сын Божий по благодати, не дочь Божия по благодати. А это прямой смысл. Это не мои слова.

Апостол Павел говорит, что Он наш Отец Небесный и дал нам право взывать Ему: Авва, Отче (Рим. 8, 15). Он не называет нас рабами, как многие тоже здесь спотыкаются, называют нас рабами. Так читайте внимательно Евангелие. Каждый день надо читать. И не просто читать, а изучать надо. И не изучать, а наизусть надо знать и наизусть исполнять в своей жизни. Что написано в Евангелии? Господь говорит: Не называю вас рабами, а называю вас друзьями (Ин. 15, 15). И находятся чокнутые, бесноватые люди, которые на весь мир кричат: рабами нас называет! Да если нормальный человек за то, что я вам кратко перечислил. Вот святой пророк Давид не стыдиться себя рабом Божьим называть. Трижды называет себя. В 22-м псалме: Аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея (Пс. 115, 7). Раб Кого? Того, Кто жизнь за нас отдал. Он не просто нас создал, а в пищу Себя отдал. Попробуйте теперь скажите, что нам Бог не додал. Вот Адама и Еву сатане получилось их соблазнить. Что ж, они поверили, что Бог их обманул, что-то не додал. А теперь Господь не только нас спас, не только нам открыл вечную жизнь в совершенстве. Потому что неизвестно как бы дальнейшая судьба Адама и Евы сложилась. А Он дал в Себе новую жизнь и новое бесконечное совершенство сынов Божьих, братья и сестры.

Читайте внимательно Евангелие. Очень много врагов, очень много провокаторов, очень много сумасшедших бесноватых людей, которые не просто не верят в Бога, а не хотят останавливать себя в беззаконии. Проще же гулять, пьянствовать, блудить, воровать, убивать, насиловать. Правда? Чем не веселиться? А если есть Бог, то что? Тут же тормоза включаются. Если есть Хозяин мира, значит будет перед Ним отчет. Ну, посмотрите, не мы же себя рождаем, хотя есть у нас родители? Но ключ жизни Кто поворачивает? Мы живем и не знаем, когда мы умрем, и Кто у нас жизнь забирает. Вот просто люди почему-то в этой рутине житейской суеты живут и не задумываются. И живут, как птички Божии. Но так не выйдет. У птичек Божьих нет разума, а у человека есть, потому что человек носитель образа и подобия Божия. И видите, мы рождаемся, живем и умираем не по своим силам. Значит, кто-то управляет этим миром. Я вам это специально говорю, чтобы вы логически мыслили и другим подсказывали. А если мы не сами уходим из этого мира, значит идем на отчет в тот мир духов, в духовный мир. И как мы проживем в этом мире, такую и получим награду. По труду получим и награду.

Еще, знаете, очень часто бывает, что приходится встречаться с такой невероятной глупостью. Общаясь с великосветскими людьми, с так называемой богемой – артисты, театралы, музыканты, и вот как сатана крутит, вертит людьми. Вот у них такой ходит бред, что грех Адама в раю заключается в том, что ради любви к Еве он пошел против Бога. Вот какое изобретение сатаны. Логически сами подумайте, а для чего тогда Бог жену создал? Представляете, бред какой! И уже в раю Духом Святым Адам говорит, что это плоть от плоти моей, кость от кости моей. И оставит человек мать и отца и соединится со своей женой. Слышите, в раю. И будут два едины. А вот что делает сатана в умах слабых людей, глупеньких, которые начитались бредовых романов. Вот такие фантазии, что у них в умах. Да нет, читайте Библию. Вот какой обман идет против Бога. Бог дал жену, Бог благословил брак еще в раю. Я привел вам эти слова.

Вот видите, как сатана выворачивает все наизнанку, чтобы людям донести причину, почему сбежали из рая. В свое время они дочитались. Только вы поймите меня правильно. Я не против хорошей светской литературы и искусства. Но искусство не должно отводить человека от Бога. Помним знаменитые слова Пушкина, что если искусство не украшает человека, тогда это не является искусством. Это является соблазном, ведущим в погибель вечную. А то они начитались в свое время романов, и видите, чем все это закончилось в 17-ом году. – отвержением Бога и жизнью по страстям, по стихиям мира сего. Вот загуляли, задурили. И чем все кончилось? Даже могил не осталось от них. Как страшно впасть в руки Бога живого, говорит святой апостол Павел (Евр. 10, 31).

С одной стороны преподобный Ефрем Сирин говорит, что Богу не нужны были ни философы, ни риторы, ни ораторы, ни великие люди. Потому что Он призвал рыбаков, «рыбарей», чтобы смирить гордыню этого мира. А с другой стороны преподобный Феодорит Кирский говорит, что Господь не отвергает богатых, а призывает всех на тот великий духовный благодатный божественный пир, пир веры, пир благодати. И верующие церковные люди знают, в чем состоит сила этого пира. Сила этого пира – это та благодать, которую Бог дает, очищающая человеческий ум, душу и сердце, делая человека живым храмом, благословляя его ум и сердце, так что на земле уже начинает открываться для каждого из нас Царство Небесное.

Братья и сестры дорогие, вот эта притча очень поучительна в том, что Господь нас призывает к деланию. Не просто поверил, и вот как все хорошо. А если ты поверил, изволь тогда исполнять заповеди. И причем исполнение заповедей является признаком настоящей веры и любви к Богу. Кто Меня любит, Господь говорит, тот Мои заповеди исполнит (Ин. 14, 15). Братья и сестры, заповеди для нас нужны. Вы думаете, что нужны Богу свечки и кадила? Вы что думаете, что Богу нужны посты? Это нам все нужно, это наше лекарство. Вы вспомните, как в детском саду детям сразу не дают право сесть за руль автомобиля и его водить. А что в детском саду происходит? Игрушки, кубики, составляй из букв слова. Обучение с малого начинают. По мере роста обучение усложняется. В конце-концов школа, после школы институт. А чтобы водить машину, права еще нужно получить. А если без прав, без обучения посадить младенца за руль, чем все закончится? В смысле тот, который дотягивается до педалей и до передачи.

Обязательно вера и дела, дорогие братья и сестры. В чем да поможет нам Господь.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)