Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Тво­ри ча­ще Ии­су­со­ву мо­лит­ву – по­ве­се­ле­ет на серд­це. Толь­ко пос­та­рай­ся вы­ко­вы­ри­вать гниль сер­деч­ную, т.е. не ув­ле­кай­ся в не­це­ло­муд­рен­ные по­мыс­лы.

преп. Анатолий

Ии­су­со­ва мо­лит­ва есть не­об­хо­ди­мей­шее ору­жие в де­ле на­ше­го спа­се­ния. Но кто бе­рет­ся за нее, дол­жен ожи­дать ис­ку­ше­ний и при­го­то­вить­ся к борь­бе внут­рен­ней, к борь­бе с по­мыс­ла­ми. Бе­сы не лю­бят Ии­су­со­вой мо­лит­вы и вся­чес­ки мстят че­ло­ве­ку, бь­ю­ще­му их этим ме­чом.

преп. Варсонофий

Не сле­ду­ет вни­мать ис­ку­си­тель­ным по­мыс­лам, на­до гнать их да­ле­ко от се­бя и, не сму­ща­ясь, про­дол­жать мо­лит­вен­ный труд. Пусть не­за­мет­ный плод это­го тру­да, пусть че­ло­век не пе­ре­жи­ва­ет ду­хов­ных вос­тор­гов, уми­ле­ния и т.д.– все-та­ки без­дей­ствен­ной мо­лит­ва ос­тать­ся не мо­жет. Она бес­шум­но со­вер­ша­ет свое де­ло.

преп. Варсонофий

Неделя 29-я по Пятидесятнице перед Рождеством Христовым, святых отец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, милостью Божьей мы дожили до святых святочных рождественских дней. Мы с вами стоим в преддверии великих дней, когда мы будем светло торжествовать и благодарить Бога за Его бесконечную милость. Мы будем праздновать Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И сегодня за Богослужением, дорогие братья и сестры, вы слышали очень важное и великое пророчество. Сегодня была зачитана первая глава Евангелия от Матфея. И как вы слышали, там было перечислено родословие Иисуса Христа. И обратите внимание, первая строка, о чем говорит: «Книга родства Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамля» (Мф. 1, 1). Казалось бы, удивительно, что на первом месте должен стоять Авраам, но на первом месте стоит царь и пророк Давид.

Для чего так поступил святой евангелист Матфей? Надо о нем, конечно, обязательно сказать, что великий евангелист, один из величайших апостолов и проповедников, сам по своему происхождению был иудей. И первое Евангелие, как сохранило нам церковное предание, было написано для проповеди среди иудеев. И поэтому он, обращаясь к пророчествам, на первое место он поставил пример родословия из Книги Чисел. Одна из пяти книг Ветхого Завета называется Книга Чисел. И в ней исчислялись все иудеи по своим родам. Для чего это делалось? Это не просто был математический пересчет, а эта пророческая книга готовила Израиль и весь мир к принятию Рождества Господа и Спасителя Иисуса Христа. Вот обратите внимание, далее святой евангелист что делает? Почему он поставил на первое место царя Давида и пророка? Потому что поздние пророчества ветхозаветные у всех пророков говорят, что Мессия – Спаситель родится из колена Давидова, но Он же по своему рождеству потомок святого праведного Авраама. Но евангелист это сделал сознательно, поставив на первое место царя Давида, чтобы исключительно в высшей степени подчеркнуть прямое родство не только от Авраама, но в первую очередь как потомка Авраама царя пророка Давида, потому что с этим связаны все ветхозаветные пророчества.

Далее что перечисляет святой апостол евангелист Матфей? Удивительно, дорогие братья и сестры – поименно от Авраама до Спасителя Иисуса Христа. И далее святой апостол подытоживает. После перечисления каждого имени, что он пишет? Что от Авраама до Давида царя четырнадцать родов; от Давида царя до плена вавилонского четырнадцать родов и от плена вавилонского до Иисуса Христа четырнадцать родов (ст. 17). Для чего он это сделал? Чтобы подчеркнуть, дорогие братья и сестры, что в Ветхом Завете находится более семисот пророчеств о Спасителе. Ошибок ни в чем и никогда не могло быть. Но чтобы окончательно даже самых неверующих убедить, что Господь наш Иисус Христос истинный Бог и Спаситель и истинный Мессия, благодаря Книге Чисел, из которой он сделал выемку, в первую очередь для иудеев. И в том числе и для нас, чтобы окончательно даже неверующих убедить, что по числу даже, по счету был известен Христос. Посмотрите, какое чудо. По счету три раза по четырнадцать родов! И заключительный в этом списке – Господь наш Иисус Христос, чтобы никто и никогда в этом не сомневался и чтобы никто не был прав в своем лукавстве.

Обратите внимание, все четыре евангелиста, что нам свидетельствуют? Что никогда фарисеи, саддукеи, иудейские князья никто никогда не упрекнул Христа, что Он необетованный Мессия. Они прекрасно понимали, они знали все пророчества, Они узнали Христа. Они по счету знали, они убедились, что это настоящий Мессия, это настоящий Спаситель, это настоящий истинный воплощенный Богочеловек, Который пришел для спасения всего рода человеческого, каждого из нас. Но имея в себе злобные сердца, гордый ум и больную душу, такой Мессия им был не нужен. Они искали славы и гордыни, они искали власти, наживы, денег. А когда пришел такой Бог, они даже Бога не побоялись, не смирили свою бесноватость, а изначально сразу решили Его распять, убрать Его, потому что такой им не нужен. Зачем, как они посчитали им такой Бог, Который учит прощать, терпеть, жертвовать своей жизнью ради друг друга. Бог, Который призывает к всепрощению всех народов, Который призывает все человечество к великой славе, божественной благодати. Все народы земли призывает к покаянию, очищению и восстановлению славы сынов Божьих. Видите, что делают они. Такой Мессия им не нужен. И как мы имеем верное пророческое слово, вот эта гордыня бесноватая, чем она закончится? Видите, какое упорство до сих пор. Они ищут такого мессию, который удовлетворит их страсти, гордыню сатанинскую. Но это уже не Христос будет, а антихрист. Это будет человек-сатана.

В Священном Писании в Апокалипсисе и святой апостол Павел называет его «зверем» (Откр. 13, 1). Это будет нормальный человек, но по своей душе, посмотрите, вот эта концентрация зла всего мира и таких страшных людей, которые приведут его в какое-то время на земле к власти, вот эта концентрация зла откроется в нем в такой силе, что апостол, зная, что он человек, даже его человеком не называет. Он говорит, что это зверь и зверь такой, что если Сам Бог не прекратит этих дней, то н спаслась бы никакая плоть на земле (см. Мф. 24, 22). Вот звериное царство какое будет, какая злоба, что даже ум человеческий не может этого постичь. И Бог говорит, что не было от создания мира и больше никогда не будет такого зла и безумия, которое будет организовано в царстве антихриста. Вот рано или поздно эти люди это сделают. И мы видим, что подвижка к этому уже пошла, трещины ужасающие в человечестве. В роде человеческом они уже видны. В чем это выражается? В отказе жизни во Христе, в желании жить беззаконием и грехом, исполнять все свои похоти.

Посмотрите. Вот мы видим западный мир. Там позволено делать все. И то, что мы видим, то беззаконие, которое сейчас открылось, оно не сейчас только произошло. Это происходит примерно уже лет семьдесят, окончательный разворот западного мира не только от Христа, а от здравого смысла. Уже в семидесятые годы и до сих пор девиз. Сейчас это не так актуально выглядит, но раньше во многих местах развлечений Европы были вывешены плакаты, на которых было написано: Все разрешено, что запрещено. То есть полный отказ от Христа. Полный отказ от здравого смысла, полный отказ от чистоты, от веры, от целомудрия, здравомыслия, отказ от семьи. То есть все направлено к тому, чтобы полностью выполнять свои звериные скотские похоти. И вот посмотрите, все пророки говорят, что, почему Господь попустит появление такого страшного существа, этого зверя. Потому что люди сами станут зверями и зверьками. Поэтому что люди на свой хребет зарабатывают, то они и получат. Вот, воистину праведен Господь (Пс. 10, 7). То есть, если отказались от кроткого Христа, то получат что? Как они уже изначально свое знамение показали, от Христа отказались, сказали: Распни Его. А Варавву бандита, убийцу отпусти нам, сатану. Люди сами это избрали.

Так вот дорогие братья и сестры, фарисеи никогда не сомневались, что это Христос, но сделали все. Посмотрите, бессильная злоба человеческая, бесноватость. Они Христу, что говорят в укор? Сын плотника (см. Мф. 13, 55). Видите, они не говорят, что Ты не истинный Христос, а они говорят: сын плотника. Ну и что. Обедневший род царский. Но все пророчества-то исполнились. По мужской линии – царский род; по женской линии Ааронов первосвященнический род. Все пророчества исполнились. А то, что бедный род был, ну и что. Разве бедность это порок? Нигде об этом не сказано. Наоборот, во всех пророчествах сказано, что Он будет бедный. Христос будет нищий. Братья и сестры, вот эта деталь тоже уплывает из нашего внимания, что Христос пришел спасать всех людей, но слышат Его именно нуждающиеся в помощи, обездоленные люди. Он Спаситель всех людей, но слышат Его в основном те люди, которые страдают. И Он Сам о Себе говорит, Что Сын Человеческий не имеет, где главы преклонить. Даже лисы имеют свои норы, птицы имеют свои гнезда, а Я не имею ничего на этой земле (см. Мф. 8, 20).

Это Он нас призывает к тому, чтобы мы не прилеплялись, не жили этой жизнью. Надо жить этой жизнью, но так, чтобы она не была для нас идолом, дорогие братья и сестры. Чтобы вся наша жизнь, все наши помыслы, наши желания не уходили на вещи и деньги. А то видите, какая беда, что вроде взрослые люди, а раде тряпок идут чуть ли не на смерть. Ради тряпок поганых уничтожают весь свой бюджет. Но это специально, конечно, сатанистами раскручен этот маховик – мода, смена тряпок, парфюмерии. Конечно, вы меня только правильно поймите, я не против прекрасной хорошей одежды и не против даже парфюмерии, но категорически надо быть против излишеств. Когда человек начинает жить ради тряпок – это уже начало или конец личной гибели этого человека. Потому что все эти вещи затмевают в нем образ Божий. Человек забывает о Боге, о вечности, о смысле жизни в этом мире.

Дорогие братья и сестры, в эти святые дни не хочется говорить об этих страшных вещах. Но волей или неволей нам приходится касаться, напоминать, насколько сложные времена мы сейчас переживаем. Всегда человечество в разные времена ошибалось. В наши времена совершается не ошибка, а сознательное отступление и война против Бога. Война соответственно против себя. Поэтому что-то ждать впереди лучшего, трудно сказать, но помните – праведная честная жизнь, добродетельная, искренняя жизнь в семье, в обществе, пусть даже над нами смеются, но поверьте, слава Божия на вас почивает на каждом. Сам Господь говорит, что если вы поступаете хотя бы по совести. А совесть, дорогие братья и сестры, само слово прекрасное русское божественное благодатное слово: совесть. То есть совет, весть, послание. Весть от кого? Послание от Бога. И мы не только имеем богоподобный разум, живое сердце, волю, чувства, а мы еще имеем положенный в нас Закон Божий, который называется «совесть». И вы прекрасно понимаете как легко, жить человеку, если он живет по совести. Это уже победа. Это человек уже почти на пути ко спасению. Это даже не на пути, а человек уже очень близок к Богу. Вспомните, если каждый из нас эти ошибки греховные переживал, то любое отступление против совести что в душе происходит? Какая неизмеримая тоска. Почему это происходит? Потому что сознательное исполнение зла и греха лишает нас общения с Богом. Даже неверующие думают, что вот они в Бога не верят, но Он и с вами тоже. Пока мы живы Господь со всеми, представьте себе.

Даже если люто не верить в Бога, а Господь все равно с ним пока жив человек. Почему? Потому что внутреннее состояние, желание жизни и комфорта это и есть благодатное соприсутствие Бога. А когда еще совесть чиста, это еще ближе Господь. Он всегда с нами, Он всегда нам сопутствует. Если мы поступаем против совести, то конечно мы не только видим в себе мрак, тоску и отчуждение, но есть возможность исправиться. Есть благодатные таинства Церкви, есть благодатная возможность не только покаяться, не только исправиться, но и жизнь свою еще наладить, прилагая свои усилия для того, чтобы все-таки в себе постараться раскрыть всю красоту, заложенную в нас Богом изначально. Красоту образа и подобия Бога. А в чем она является? Святой апостол Павел говорит, что она в правде и преподобии истины (Еф. 4, 24). В правде Божьей, в евангельских заповедях и в труде через молитву и церковные таинства преображение своей души для того, чтобы усвоить в себе благодать Божию. И это вечная жизнь. Господь здесь в этой жизни открывает Себя. Он не скрывается. Нот только есть необходимость заниматься своей совестью, заниматься очищением своего ума и души. А это совершается только через таинства Церкви, через молитву, через добрые дела в отношении своих ближних. Это самое главное, дорогие братья и сестры.

Еще бы хотелось привести удивительное пророчество святого первосвященника Ездры, которое почему то всегда в тени остается. Но пророчество яркое, удивительное и радостное. Переходя от грустных ноток, все-таки хочется обязательно вас порадовать, ваши души в преддверии святых рождественских дней. В пятом веке до нашей эры он жил. И представляете, в пятой главе его книги записано удивительное пророчество. Он пишет: Меня коснулась благодать Божия, и я обратился в молитве к Господу и сказал: Господи Боже Вседержителю, как дивны дела Твои, как велика слава Твоя, как премудро устроил Ты весь мир. Господи, ну почему Ты из всего круга земного избрал Себе вертеп? Почему Ты из всех растений земных избрал себе виноградную лозу? Почему из всех птиц небесных Ты избрал Себе белого голубя? Почему из всех цветов полевых Ты избрал Себе белую лилию? Господи, почему Ты из всех животных в этом мире избрал Себе ягненка?

Посмотрите, какой удивительный пророческий символизм. Ну, в отношении вертепа, в котором родится Спаситель, это понятно. Чистая лилия – это прообраз Матери Божьей. Она же и голубица чистая и знамение Духа Святаго. Это тоже белый чистый голубь. Виноградная лоза – это Таинство Евхаристии. Вот удивительно, насколько само по себе скромное растение, но посмотрите, какая сила в нем заложена, что не только символизм, а Сам Господь под видом этого вина, которое изготавливается из этого растения, дает вечную жизнь нам. В отношении агнца Божия – это всем уже просто понять. Великое русское слово ягненок. Представьте себе, в словаре прословянской лексики академика Олега Николаевича Трубачева есть объяснение корня этого слова «яг». Кто такой яг? Это жертва, жертвенное животное. Представляете, ягненок. И святой Иоанн Предтеча как он показал народу Божьему, указывая на Спасителя: Се Ангец Божий, ягненок (Ин. 1, 29). Вот она жертва. Не просто воплотился Бог, а пришел Искупитель. Он Сам Искупитель и Он же Сам жертва. Вечная, неизменяемая, всегда ломимая и всегда преподоваемая, но никогда не оскудевающая жертва.

Как нам войти подготовленными в эти святые дни? Конечно дорогие братья и сестры, первая наша забота должна быть о своей душе. То есть через таинство исповеди подготовить себя к достойному принятию Спасителя в Таинстве Причастия. В отношении как поступить со своими ближними. Всей душой, всем сердцем сделать им добро и не только на Рождество, а каждый день, насколько это возможно, насколько это в ваших силах делом, словом. Бывает, что так устали, и сил никаких нет, но даже лежа, отдыхая можно доброе слово сказать, поддержать человека, настроение ему поднять. И жить-то сразу хочется. Представляете, какое чудо мы этим самым совершаем, сказав доброе слово. Поэтому готовя свою душу, никогда не забывайте своих ближних. Потому что, как святые отцы говорят, наше спасение заключено в нашем ближнем. Невозможно верить в Бога и пинать человека. Это ложь, это безумие. Если ты веришь в Бога, изволь делать добро своему ближнему, хотя бы на уровне семьи. Это доброе начало. А будущая перспектива – это уж как Господь покажет. Хотя бы в семье, в родне оказывайте друг другу милость, помощь. И постепенно на ваших глазах вы увидите результат. Все равно у нас сложности остаются, но постепенно меняются в лучшую сторону люди, потому что стараются хоть как-то жить по‑человечески. А это доброе начало. Чем больше будет добра среди нас, даже через силу бывает. Представляете, Господь даже это принимает, когда человек даже с нежеланием делает, с раздражением. Но если он помогает, Господь не только это принимает. Это благодатное принятие для вашей души. И ни одна милость никогда перед Богом не забывается. Это надо помнить.

Помоги, Господи, дорогие братья и сестры вам и всем православным христианам и всем людям Божьим всего мира, чтобы достойно совершая это торжество быть достойными христианского человеческого звания.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)