Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Про­ще­ние пре­по­да­ет­ся тем толь­ко, кто счи­та­ет се­бя ви­нов­ным. Сми­рись пред Бо­гом и людь­ми, и Гос­подь те­бя ни­ког­да не ос­та­вит.

преп. Никон

Сми­рен­но счи­тая се­бя всег­да, до са­мой смер­ти, спо­соб­ным ко вся­ко­му гре­ху, к ма­ло­му и боль­шо­му (по на­ше­му по­ни­ма­нию), на­до усерд­но мо­лить­ся Гос­по­ду о по­мо­щи, „да не вни­дем в на­пасть". Са­мом­не­ние не за­бо­тит­ся о хра­не­нии се­бя и бы­ва­ет при­чи­ной ве­ли­ких па­де­ний; соб­лаз­ны бе­рут верх и низ­ла­га­ют че­ло­ве­ка.

преп. Никон

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?" Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

НЕДЕЛЯ 29-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕПо Рождестве Христовом. Собор Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, совершая в эти дни празднование в честь великого церковного торжества Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мы на второй день этого великого праздника чествуем и поклоняемся Пречистой Преблагословенной Богородице Марии. Та, ради Которой Господь призрел на род человечески, Та, ради Которой Господь пришел в этот мир для искупления и спасения рода человеческого. Та, ради чистоты и любви Которой к Богу и человеку Господь не смог не откликнуться на слезный вопль человеческого рода о покаянии и спасении. Сегодня особый день, когда мы воздаем должное Матери Божьей, Царице Небесной. Та, Которая как никто угодила Богу Своей праведной чистой жизнью, деятельной, дорогие братья и сестры. Что Она не просто всем сердцем любила Бога, но Она всеми Своими мыслями, желаниями и действиями в течение всей Своей жизни до последнего дыхания Она прославляла Своими делами Бога. И в течении всей Своей жизни Она совершала труд и подвиг пользы для ближних. Предание церковное сохранило то, что Она никогда не была праздной, ни единый день Своей жизни и до конца жизни. Насколько силы у Нее было в руках, Она всегда совершала добро, делая Своими руками различные изделия из тканей и раздавала милостыню, помогая всем окружающим и всем, кто к Ней приходил.

Дорогие братья и сестры, эта радость, она бесконечная для любого честного здравомыслящего нормального человека. Но если мы обратимся к тексту Священного Писания, вот эти события, которые описаны, рождественские, что мы видим? Когда волхвы пришли от востока, на приеме у Ирода они объяснили цель своего визита в его страну, что: мы пришли по пути той звезды, которая была предречена пророками, для того чтобы поклониться Истинному Царю. Где в Священном Писании, дорогие братья и сестры, описано это? Шестидесятая глава у пророка Исайи, 3-ий стих, сказано: к свету Твоему, Боже, придут народы земли, и путь их будет проложен светом от звезды (Ис. 60, 3).

И удивительно, когда Ирод услышал, что родился Спаситель Мира, что он делает? Радуется? Да? Нет! Как написано в Евангелии: взволновался весь Иерусалим (Мф. 2, 3). Караул! Вместо радости мы видим, что такой ужас на всех напал, на Ирода, на всех фарисеев и саддукеев — мнимых фальшивых мерзких поганых праведников, которые внешне всегда были праведниками, а сами мерзейшие существа. Кичились своею праведностью внешне, а внутри, как потом о них Господь скажет, что они покрашенные гробы. Снаружи очень красивые и приличные, а где-то позолочено у них, а внутри гробы исполнены, души их исполнены мерзости и нечистоты, мертвых костей. Вот фарисейская праведность. Вот почему они взволновались, потому что пришла Правда на землю, настоящая неподкупная, Божественная Истина, которая не угождает людям, не боится преступлений властей и судей, и законов, мнимых писанных обманчивых фальшивых законов, а всегда действует и говорит правду в глаза. Вот оно чутье больных душ, бесноватых душ. Они почувствовали, что пришла Правда.

И далее, спустя тридцать лет Господь так и будет их обличать в глаза, что Я пришел, Свет, а вы от этого Света бежите, как к смерти. Потому что, если б Я не пришел в этот мир, вы бы греха не имели. Не было бы обличения. Но Я пришел в этот мир для того, чтобы спасти. Поэтому отныне всякий, кто идет против Христа, он враг Божий и губитель своей души. А может быть, как мы видим, по жизни часто происходит, те, кто сознательно губят свою душу, они губят, насколько возможно, и окружающих людей.

Более того, видите, как Господь говорит, обращаясь не только к фарисеям, а ко всем людям земли: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). «Всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится» (Мф. 15, 13). Все, что творит на земле человек вне воли Божьей, вне правды Божьей, вне любви жертвенной, все будет уничтожено после Страшного Суда. Почему будет такой Страшный Суд? Потому что нужно прекратить, пресечь всякое беззаконие и преступление в этом мире. Потому что зло по своей сущности, оно природы не имеет, дорогие братья и сестры.

Сущность природы, свойство всякого зла и его природы — это паразитирование. То есть, в свое время падший ангел верховный, который попытался быть выше Бога, взбесился, с ума сошел и совлек с собой третью часть ангелов. И противлением своим воле Божьей он изобрел зло. Что такое зло? Это противление святости Бога и Его святой воле. Если Бог — Свет, то они стали делать обратное. Значит, появилась тьма. Бог — правда. Они, противясь Ему, изобрели ложь. И так далее.

И самое главное, видите, если б зло могло существовать, как в консервной банке, само в себе, ну и пусть там варится в своем соку. Не жалко. А так вы видите, что свойство природы зла. Оно обязательно садится кому-то на шею, паразитирует над человеком и человечеством. И поэтому окончанием истории человечества обязательно будет не только суд и рассуждение о каждом человеке, о его дальнейшей судьбе, но и само зло будет уничтожено. Потому что Бог зла не творил, говорит пророк, но завистью дьявола вошла смерть в мир. И другой пророк говорит, что Господь не творил этот мир ко греху и мучениям. И то, что первые люди, дорогие братья и сестры, удивительные слова пророка Ездры: люди обесчестили Бога своим упорством в зле. Слышите? Люди, Адам и Ева не просто согрешили, не просто поступили не право — они обесчестили славу Божью, которой мы наделены.

Почему такая прямая связь: Бог и человек? Потому что все мы носители образа и подобия Бога. Мы можем и имеем право абсолютной свободы. Но почему мы не должны грешить? Потому что, согрешая против своей природы, мы оскорбляем в себе Бога. Вот почему Господь, хоть есть такое понятие, что Бог гневается, Бог накажет. Но ни в коем случае, дорогие братья и сестры, Бог никого не наказывает. Люди сами себя своим злом наказывают. Бог же по Своей природе абсолютная жертвенная любовь и милосердие. Но когда человек сам себя отрывает от этой пуповины божественной, источника жизни, от Бога, вот и приходят все несчастья на человека.

И конечно, человек грешный нет, чтоб сказать: Господи, прости, от своего сердца, а он начинает винить: либо Бог ему мешает, как Каину, либо Бога нет. Видите, какая красота, как люди устроились. То есть, крайняя степень лукавства. Это и есть саддукейство, что Бога нет. Фарисеи говорят, Бог есть, есть вечная жизнь и так далее. Но живут лукаво, нарушая все законы. Внешне они, видите, красивые гробы покрашенные, а внутри одна гниль. Потому что тайно грешат постоянно, непрерывно, нарушая всегда закон Божий. Другие, саддукеи говорят: Бога нет, вечной жизни нет, можно грешить, делать что хочешь.

Ну, пожалуйста, конечно каждый в праве может делать все, что он хочет. Но окончание этого пути, чем заканчивается? Чем закончил Ирод, так что теперь его имя стало нарицательным? Крайняя степень падения, мерзость и безумие. Ирод детоубийца. Нет, чтоб возрадоваться, что пришел Спаситель. Бог и Отец пришел на землю для того, чтобы и его искупить. А что он делает? Приказ дает воинам, чтобы следовать за волхвами, вычислить, где родился Спаситель не для того, чтобы почтить и поклониться Ему, а чтобы Его убить.

Фарисеи, тоже самое, видите, взволновались. Пришел конец их сатанинскому мнимому царству. Вот, что они такие были «праведники», а тут пришла Правда. Теперь невозможно врать, невозможно людей обманывать. Ты либо живи праведно, либо отправляйся в стан врагов. А что мы видим, представители других народов, вот насколько Господь Своим промыслом божественным заботился, и каждый день до сих пор до конца мира заботится о спасении целых народов, всего человечества, каждого из нас. Но не все слышат этот голос.

Но посмотрите, как в древнем мире пришли цари и волхвы. Это же представители других народов. Но насколько эти народы, окружающие близ, искали правды Божьей и смысла жизни и спасения? Посмотрите, после появления звезды прошло несколько месяцев. Потому что в Евангелии определенно не говорится, цари были представители каких государств и народов. У пророка Исайи, удивительно, в 60-й главе в 6-м стихе сказано, что это государство Сава, Ефа и Мадиам (Ис. 60, 6). То есть, Сава — это северо-восточная Африка, Мадиам и Ефа — это западная Азия. Определенно и четко сказано откуда и что приведут несметное количество верблюдов и сокровищ, принесут — золото и ливан, чтобы поклониться истинному Богу. Цари, вот удивительно!

Ирод тоже царь. Но посмотрите, какая душонка у него распахнулась, и что мы видим, что он натворил? А это чужие казалось бы люди, но вот она мудрость-то. Вы обратите внимание — они просто на себе золото не носили, как цари. А самое главное качество их ума и души, это что? Мудрость и праведность, потому что они всей душой искали смысл жизни, дорогие братья и сестры.

А весь смысл жизни, дорогие братья и сестры, заключается в Боге, потому что Он наш отец, Он источник жизни. Он источник всех смыслов, дорогие братья и сестры. Он сам по Себе безграничная красота. Вечности не хочется не то, чтобы изучить, а прикоснуться. Вот эта вся вечность впереди. Это видение Его и общение с Ним в Его красоте. Потому что представьте, видите окружающий мир, что нам говорит Священное Писание, в псалмах написано: небеса поведают. Вот, опять же пророческое слово, почему небеса проповедуют славу Божию. Конечно, совершенство и красота космического мира она действительно открывает совершеннейшую премудрость Божию. И с другой стороны вот мы видим появление этой звезды, и эта слава, то есть неживая природа и та поклоняется истинному Богу. Насколько Господь безгранично совершенен. Посмотрите, вот сколько живем мы, мы не можем насладиться этой радостью. Не можем до конца порадоваться этой красоте, которая нас окружает.

Представьте, мир четырежды изменен, дорогие братья и сестры. Тот мир, который видел Адам, мы сейчас его не видим. Четыре раза. То есть первое изменение это грехопадение Адама и Евы. «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17). Вот, то есть земля потеряла плодородность. На земле появилось паразитирование как следствие появления зла. Второе изменение природы — всемирный потоп. Вся та атмосферная вода, которая находилась в атмосфере, в виде дождя упала на землю. Полярные шапки об этом говорят, что вот эта вся вода находилась в атмосфере. И поэтому получается, вся земля была как парник, почему везде мы видим. То есть вся земля была раем.

В Антарктиде уголь находят, причем огромное количество. Везде была живая природа. Так вот из-за грехопадения, потому что допотопное человечество не просто согрешило, а в Библии определенно говорится, что допотопный мир вступил в связь, в максимальную предельную связь с демоническим миром. И вот именно эта связь преступная, магия сатанинская, природа не выдержала, смыла всю эту нечистоту вот этой водой. Третье изменение природы — это Вавилонская башня. То есть сознательное объединение всех людей против Бога. Сатанинский храм, вот, пожалуйста — Вавилонская башня. И четвертое изменение, которое сейчас на наших глазах происходит, как следствие грехопадения и зла людей. Это уже техногенное воздействие на природу. Посмотрите, прошло сто лет после того, как изобрели двигатель внутреннего сгорания, и что мы имеем. Через сто лет убита вся природа. Две тысячи атомных взрывов. То есть те, кто, к сожалению, находятся у руля, они просто безумствуют. Видно, что совершенно открытое беснование делает все, чтобы побыстрее уничтожить природу.

Другая откровенность, которая дана нам в Священном Писании, посмотрите, кто поклонился. Мы о царях сказали, что мудрецы святые пришли и поклонились истинному Богу. Кто еще поклонился из всей Израильской земли? Вот Господь пришел к своим, в первой главе от Иоанна говорится, но Своего не только не приняли, но при первой возможности хотели Его распять. Кто поклонился еще, та это пастухи. Кто поклонился? Соответственно мудрость и простота. Посмотрите, в отношении мудрецов и царей: блажени алчущии и жаждущии правды (Мф. 5, 6). Они насытились, потому что совершенно точно известно по церковному преданию, что они впоследствии стали христианами православными и завершили свою жизнь праведной жизнью.

Те дары, которые они принесли в свое время, поклоняясь Спасителю, часть этих даров хранится на святой горе Афон в одном из монастырей. То есть хранится золото, которое они принесли, ладан и смирна. Золото как царю, ладан как Богу. Посмотрите, какое видение было, языческие народы поклонились, как царю, принесли ладан, как Богу и смирну. Смирна это то благовонное вещество, которым намащали на востоке мертвецов, тех, кто подготовлен на погребение. Знайте, какое предание пророческое в соседних народах сохранилось.

Израильский народ кичился, что мы — блаженнейший народ, мы знаем волю Божию. Есть у пророка такие слова. Видите, знать волю Божию это ничего не знать. Знание не только не помогает человеку, а осуждает этого человека. Ведь и бесы веруют. Вы что думаете, что бесы не знают закона? Они наизусть все Евангелие знают, весь Ветхий Завет. Все знают наизусть. Их совершеннейшие, пусть даже бывшие умы ангельские, но их способность к знаниям уникальна, как у всего ангельского мира. У нас она предельно ограничена сейчас, в падшем состоянии. Господь, жалея нас, самую малую долю нам оставил, что мы и так грешим. Так вот, он знает все. А разве приносит это знание ему какую-то пользу? Оно только его лишь осуждает. И больше того, видите, как бывает в большинстве случаев, когда человек знает Закон настоящий Божий, но когда у него злое сердце и помраченный ум, предательский, изменнический, что он делает? Почему святой апостол Павел в свое время запретил сатане. Девушка шла, имея бесовский пророческий дух, и кричала: это рабы Бога всевышнего, которые возвещает нам путь ко спасению. Но что толку, что бес говорит правду? Даже в пасти сатаны всякая вроде бы правда, является обманом и соблазном.

Поэтому всегда святые запрещали им говорить даже правду. И Спаситель им запретил, что, когда они стали кричать: Святый Боже, пришел нас мучить, и тут же клевещут на своего Создателя и Бога: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», — что это такое? Какое подлейшее зло, клевета на Бога, что вот Бог пришел их мучить. Бог совершеннейшая любовь. Он всем жизнь дал и всю эту жизнь сохраняет и украшает эту жизнь. А вот они своим злом уперлись, что вот так хотят жить. Пожалуйста, Господь предоставил им эту свободу. Но чем это закончилось? Видите, клеветой. Поэтому искушая своего Спасителя, помните в начале пути Христа Спасителя, что он говорит, что сбросься с крыла храма, потому что написано, и цитирует он прекрасно наизусть 90-ый псалом: «яко ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя». Но что он этим цитированием делает? Подставляет, чтобы погубить Спасителя. И вот мы тоже удивляемся, многие сектанты там, баптисты, они прекрасно оперируют Священным Писанием. Так вот многих соблазняют: как они хорошо знают Священное Писание! Так знание-то сатанинское — братья и сестры. Что толку-то от этого знания.

Бот бабушки стоят, которые, может быть, до сих пор неграмотные и говорят: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, — и она в Царстве Небесном. А что толку-то. Этот клич сатанинский, бесовский и бесноватый. Вот они знают все наизусть, а живут-то как мерзавцы последние. Тоже самое фарисейство, тоже самое очковтирательство, что вот они внешне такие хорошие, добрые, а это гробы покрашенные. Саддукейство как было и фарисейство, только уже, к сожалению, в проекции бывшего христианского мира, потому что мы на наших глазах видим совершенная апостасия, полное отступление от Бога. Потому что уже дошло до такого беснования, что не просто грехи и беззакония, а уже в трубке по телевизору показывают. Вот недавно голландское телевидение откололо номер, что два идиота перед камерой, у них предварительно мясо срезали по куску, и они сожрали перед экраном. Вот что такое западная Европа сейчас. Чем заканчивает западный мир, отказавшись от Христа. Это не просто сумасшествие, не просто. Это крайняя степень беснования, когда жрать друг друга начинают. Вот как в дурдоме. Вот только-только вовремя «прививочку» не сделали, и полный привет, ребята. Чтобы понимали, что значит шутить с Богом. Бог же смиряется. Это гордый человек безумствует.

Ирод захотел Христа убить, и соответственно, что делает Матерь Божия? Ну, хорошо, хочешь убить, тогда едем в Египет. Ушли в Египет, исполняя пророчество опять же Исайи. Из Египта воззвал Сына Моего. Из Египта спустя время возвращается, зная, что Ирод умер, и вместо него Архелай сын его царствует. Опять же это не страх, а смирение. Ну, вместо Вифлеема уехали в Назарет. «Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Видите, какое удивительное пророчество. Назорей — это посвященный Богу. Назарет это росточек, название города. Определенное пророчесто. Недаром пророка Исайю называют ветхозаветным евангелистом, настолько пронизано все такими подробностями, что даже не всегда в Евангелии такие пророчества встречаются, которые отметил этот великий пророк.

Вот дорогие братья и сестры, прославляя Матерь Божию, мы и прославили насколько возможно кратко своими словами, что привело к славе Матери Божьей — мудрость и любовь к человеку. Любовь к Богу и мудрость. Поэтому видите, Она пророческим духом, Духом Святым, что Она произнесла? Она говорит, что Мне сотворил величие сильный Бог. И в чем Господь увидел Ее красоту совершеннейшую, богоподобную, потому что «яко призре на смирение рабы Своея». И Господь о Себе говорит: научитесь. Единственное место, где Он в Евангелии говорит, чему нужно учиться. Не чудесам, не апостольским проповедям, не откровениям, не видениям, ни подвигам, ни постам, а чему? Научитесь, постарайтесь. Конечно посты и молитвы, все, что дает святая апостольская Церковь, это как орудие к достижению единственной цели — кротости Христовой. И если наш жизненный путь и христианский путь не ведет к кротости и смирению, бойтесь. Это путь сатаны.

Чем отличается православие от всех религий, подтверждая ее совершенное богоподобие. В чем? Потому что благодаря таинствам, молитве и покаянию, только это единственная вера, которая призывает к смирению. Все боги мира рвут на себе рубахи и кольчуги и требуют поклонения и жертв. Только Христос говорит: Я для вас жертва, только держитесь за Меня, Я уже победил смерть. Только держитесь за Меня, то есть верой, праведными делами, чистым сердцем и чистым умом, насколько это возможно через покаяние. И порой мы даже не замечаем, как постепенно наша душа начинает преображаться в образ Христа. А образ Христа это кротость настоящая духовная, не напускная, не внешняя. Знаете, сколько таких людей бывает воспитанных, интеллигентных. Не путайте. Воспитанность и интеллигентность это начало внешнее, это бывает даже по большей части соблазн и искушение. А настоящая кротость, которая дается в таинствах Церкви через молитву, через покаяние, праведную жизнь. Начинать надо хотя бы с семьи. Не надо бросаться спасать весь мир. Церковь спасает весь мир. А хотя бы в себе, в душе навести порядок. Начни с себя, как говорит святитель Василий Великий. И тогда через кротость и смирение Бог начинает жить в нас, а мы в нем. Вот это и есть Царство Небесное. И потом Господь говорит, что пока вы здесь не навели порядок, пока вы сердцем и умом не примирились с Богом, Царство то не придет, потому что Царство Божие отныне, от Нового Завета берется с усилием. Царство Божие, посмотрите, нудится, то есть берется с усилием. А что это за усилие? Чтобы себя понудить, заставить жить по святым христианским, евангельским заповедям. Жить праведно, чисто, насколько это возможно в молитве, покаянии и употребляя сильнейшее оружие — это церковные таинства, чтобы преобразить свою душу.

В этот день, дорогие братья и сестры, прославляя, чествуя Матерь Божию драгоценную, нашу надежду, наше утешение, наше оправдание на Страшном Суде, что все-таки недаром Господь создал род человеческий, потому что Она наша вершина, Она наше оправдание. Она наша надежда перед всемилостивым Судьей, потому что есть все-таки Она наша слава. Пусть хоть один человек возвысился до такой высоты выше всего не только земного мира и человечества, выше всякого ангельского чина. Смотрите, святитель Григорий Палама говорит, что Она теперь отныне ходатаица не только нас всех грешных людей, Она ходатаица и покровительница всего ангельского мира. Кто больше всех смирился перед Богом, тот больше и награжден благодатью и славой от Бога.

Еще кратко сейчас объясню, что такое смирение. А то это очень часто путается. Смирение путают с глупостью. Вот написано в Евангелии: когда ударят по щеке, подставь другую щеку. Правильно, есть такое. Но здесь нас Господь учит, чтобы мы в личных отношениях не рвали друг друга, не уничтожали, не обижали друг друга, а вот, если тебя в личном общении кто-то обидел, что значит вторую щеку подставить? Прости его, либо хотя бы помолись. Если невозможно с ним найти контакт, удались от общения, но не держи зла на него. Вот она ваша победа. Это в отношении лично себя. А если пришел враг к нашему отечеству, не дай Бог, конечно, то говорят: почему православные берут оружие в руки? Закон Божий, Господь говорит, что кто берет меч, тот от меча и погибнет. Пока нас не трогают, мы тут сидим, молимся, чай пьем, никого не трогаем. А если уж к нам пришли с мечем, то извините, ребята, потроха со всех летят долго-долго. Видите, вот семьдесят лет все вздрагивают.

Вот Закон Божий — в личном общении это возможно. Вот апостол Павел говорит, что насколько возможно, со всеми людьми мир имейте. Но если, допустим, человек сумасшедший, бесноватый какой-то, то от такого конечно надо удалиться, избежать с человеком общения. Но все равно зла на него не держать. Но если какие-то испытания, если кто-то посягнул на нашу веру, отечество, на вашу семью, вы обязаны, слышите, закон Божий говорит: кто взял оружие, то мы полное имеем право оружие применить тут же. Вот святитель Николай Дроздов. Прекрасная у него есть фраза поучительная, святоотеческая фраза: люби своих врагов, прощай их; бей врагов отечества, гнушайся врагами Христа. Кто против Христа, тот уже, видите, невозможно, почему апостол любви, святой апостол Иоанн Богослов говорит, что если вы с такими врагами Божьими сознательными, с еретиками, преступниками сели даже кушать за один стол, вы тем самым всем показываете, что вы с ними имеет общий интерес, вы уже и так предаете Христа. Вот что такое смирение. Поэтому Матерь Божия, посмотрите, смирение деятельное, не просто где-то в уголочке сидеть, а с утра до вечера молитва, труд и помощь. Поэтому, какая радость только от этого. Одно только слово услышишь «Богородица», и на душе какая радость бесконечная. На Ее пречистый лик посмотришь — радость безмерная. Почему? Вот потому что Она в Себе все соединила — и простоту, и кротость, и любовь, и смирение, и милосердие.

Поэтому, прославляя Ее, в этот день, дорогие братья и сестры, будем молиться, просить Ее помощи, чтобы Она всех нас защитила, благословила, укрепила на христианском пути, чтобы нам невозбранно и со всем чистым сердцем и умом Господа прославить. И Он по Ее молитвам сподобимся, чтобы Господь нас всегда укрепил и помог спастись. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)