Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Спа­се­ние на­ше, по сло­ву пре­по­доб­но­го Пет­ра Да­мас­ки­на, на­хо­дит­ся меж­ду стра­хом и на­деж­дою, что­бы не иметь са­мо­на­де­ян­нос­ти и не от­ча­и­вать­ся, а с бла­гою на­деж­дою и упо­ва­ни­ем на ми­лость и по­мощь Бо­жию ста­рать­ся про­во­дить жизнь во ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Амвросий

Без зи­мы не бы­ло бы вес­ны, без вес­ны не бы­ло бы ле­та. Так и в жиз­ни ду­хов­ной: нем­нож­ко уте­ше­ния, а за­тем нем­нож­ко пос­кор­беть, и сос­тав­ля­ет­ся так по­ма­лу путь спа­се­ния.

преп. Анатолий

По че­ло­ве­чес­ко­му мне­нию, путь спа­се­ния, ка­за­лось бы, дол­жен быть путь глад­кий, ти­хий и мир­ный, а по Еван­гельс­ко­му сло­ву, путь этот прис­ко­рб­ный, тес­ный и уз­кий. Не при­идох бо,– гла­го­лет Гос­подь,– вов­ре­щи мир на зем­лю, но меч (Мф. 10, 34).

преп. Амвросий

Неделя 31-я по Пятидесятнице по Богоявлении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья, отцы и сестры, в сегодняшнем апостольском отрывке, который читали за Божественной Литургией, мы слышим великое обетование Божие о всех нас, верующих людях, о всех, кто верует сейчас, кто веровал до нас и кто будет веровать после нас.

Я сейчас позволю себе зачитать небольшой отрывок. Если брать поколение людей (живших) 100 лет назад, или поменьше, они усваивали Священное Писание на слух в церкви и после этого, подчас подолгу, обсуждали. Просто память их не была, как наша: зашлакована информацией различного пустого рода. Современный человек, к сожалению, очень много пытается усвоить информации. Через него проходят тысячи слов, десятки тысяч в течение дня. Но все это поверхностно, и не садится глубоко в сердце, поэтому так важно нам с вами почаще именно читать Священное Писание и вникать в слова, которые Господь и Бог наш Иисус Христос нам дал через них. Чтобы это все усваивалось сердцем и сердце этому сочувствовало и сопереживало.

Давайте прочитаем этот краткий отрывок, чтобы немножко про него поговорить: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4, 8 — 14).

Вот, это великое обетование, что все мы войдем в меру полного возраста Христова, дано в сегодняшнем апостольском отрывке. Все мы имеем возможность спасения, мы имеем через Господа нашего Иисуса Христа. И здесь еще сказано о том, что нам даны в помощь разного рода помощники, учителя церкви, как тут перечисляется — пастыри, пророки, иных Он сделал евангелистами.

Каждому Господь дает свои дары, и этими дарами нам необходимо уметь пользоваться и не смотреть на других, что этого дара у него нет, а иметь то, что мы имеем, потому что это Господь так распорядился, кому дать одно, кому другое. Поэтому не все мы с вами можем становиться учителями, пастырями, евангелистами. Но все мы должны стремиться к жизни во Христе, стремиться, чтобы вот этот возраст, мера, как сказано «полный возраст Христова», а это имеется в виду, возраст, конечно, духовный, чтобы мы его приобрели.

А приобрести мы можем его только уподобляясь Христу, иного способа нет, если Он жил, Своим примером показав, как нам необходимо жить. Поэтому Он и снисшел во ад, здесь же тоже указано «снисшедшего», затем «восшедшего». О снисшедшем то говорится именно о том, как Господь сходил и был во аде и там проповедовал Свою проповедь и спас многих и многих через это и их ввел в меру возраста Христова, тех, которые были достойны, а кого-то помиловал и дал большее, чем он был достоен.

Поэтому и нам не стоит отчаиваться по поводу того, что все мы умрем. Как говорят, все мы умрем, все знают, что умрут, но никто этому не верит, к сожалению. Душа вечная, она не хочет верить тому, что мы смертные, но мы умрем, мы знаем по опыту. Именно поэтому вы видите во многих монастырях могилки. В нашем монастыре, в частности, кладбище братское находится внутри святой обители, на святой ограде. Для чего? Чтобы мы, во-первых, помнили о том, что нам предстоит смерть, а, во-вторых, понимали, что Господь для того и сошел во ад, чтобы спасти, значит и нас спасет и обетование Его непреложно. Поэтому смерть для нас, для христиан, не должна быть страшна, если мы являемся истинными христианами, если мы именно живем со Христом, только тогда человек христианин, если он живет по Христовым заповедям.

В связи с этим хотел вам зачитать цитату Симеона Нового Богослова: «Бог воплотившийся подъял смерть ради греха, а именно того ради, чтоб благодатью Его могли не грешить те, которые верою приемлют Христа, яко Господа, ради избавления их от греха закланного, умершего и воскресшего тридневного от гроба. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Христа Господа, хотя мнят, что приняли Его. Ибо если бы приняли Его, то Он даровал бы им область быть чадами Божиими, которые уже не могут грешить».

Слушайте, да, эти глубокие мысли, что пока мы не со Христом, мы не христиане, а когда мы имеем именно Христа в себе, то постепенно приобретаем через познание закона, через где-то свое ограждение и с помощью вспомосуществующей нам Божьей благодати, мы освящаемся и становимся людьми уже практически безгрешными, уже как именно неземными, готовые принять смерть как некий просто переход из одной жизни в другую и подчас даже жаждующие ее, как некоторые святые жаждали: они готовы были послужить Господу здесь, но они хотели быть уже там вместе с Ним, потому что понимали, уже сердцем чувствовали, что там их ожидает большее. Они смирялись, они плакали всегда о своих грехах, понимали это, но им уже дано было чувство это. Дай Бог и нам как-то вот так себя расположить правильно, чтобы исполнять заповеди Господни и мы почувствовали внутреннее обетование жизни во Христе. Это очень важно, иначе стоит ли нам христианам жить?

Ну и надо помнить, конечно, что ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни тати, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10). Поэтому всех этих грехов надо стараться избегать.

Господь дал закон нам, чтобы мы знали, что именно в Его очах противно и мерзко. Поэтому будем стараться к Богу потихонечку приближаться, а не отдаляться от Него, ибо когда мы падаем, согрешая, мы сами, лично, рвем с Ним определенные отношения, и Он, хотел бы нам дать Свою Благодать, но помогать-то Он нам всегда помогает, но здесь, Он не может нам помочь до той степени, чтобы мы получили те же самые дары, которые желаем — дары знания слова Божия, дары веры, я про самые простые дары, я не перечисляю ни дар пророчества, ни дар толкования Писания, но хотя бы вот это малое — дар веры хотя бы укрепить в себе. Часто мы об этом думаем, что маловерные мы, а сами отдаляем себя от Бога, что же мы хотим, откуда вера-то возникнет? «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17), апостол говорит. Поэтому надо вслушиваться в слова Писания. Они должны быть как ручеек в наших сердцах, постоянно текущий, имеющий какое-то начало, но не имеющий конца.

Хотел еще вам привести несколько цитат по поводу смерти, в частности, очень мне понравилась Ефрема Сирина цитата: «Христос видел как страшна смерть для человеческого рода, поэтому Сам снисшел по милосердию Своему, вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть». Я об этом говорил, я просто подтверждаю свои слова словами святых отцов. «Иисус три дня был пришельцем смерти и освободил плен ее, расхитил стан ее, восстановил род наш». И во истину, то есть, когда Господь снисшел в ад, то Он восстановил весь человеческий род воедино: и тех, кто был до Него (наших праотцев, ветхозаветных праведников); и тех, кто ныне жил с Ним; и тех, кто будет после Него, ну в частности нас, которые не знали Его при жизни. Он всех соединил воедино.

«По божественном явлении Божия слова, не имеет уже силы идольская тьма, но все части вселенной озаряются повсюду Его учением». Это сказал великий святой Афанасий Великий. «Все части вселенной озаряются повсюду Его учением и уже никто не может говорить, что он не знает Христа. Кровь Христа стала общим очищением целой вселенной», — говорит нам Иоанн Златоуст.

Да будем и мы с вами, пусть не спеша, но подвизаться к изучению слова, будем прибегать к нашим учителям, как в сегодняшнем апостольском послании сказано, учителям, священникам, которые подразумеваются. Будем находить себе близких по духу, потому что священники тоже разные духом бывают и надо духовного отца или, хотя бы к кому ты обращаешься, все-таки, надо вымолить, как говорят святые отцы. Поэтому будем вымаливать тех помощников, которые помогут нам на пути нашего спасения. И постепенно, достигнуть мы этой меры, конечно, не сможем здесь, меры возраста Христова, но постепенно мы будем к ней приближаться и через это, конечно, обретем спасение в Царствие Небесном.

Помоги всем Господи. Причастников поздравляю с подготовкой к святому Причащению. Надеюсь, что все подготовились искренне, внимательно, выполнили правило, искренне покаялись, чтобы нам, не дай Бог, не причаститься в осуждение. Помоги вам всем Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)