Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

То­ми­тель­ное, час­то бе­зот­рад­ное сос­то­я­ние, пред­ва­ря­ю­щее по­лу­че­ние мо­лит­вы Ии­су­со­вой внут­рен­ней, не бы­ва­ет обя­за­тель­но с каж­дым. Ибо Царь мо­жет сра­зу обо­га­тить ни­ще­го. Но об­щий по­ря­док стя­жа­ния мо­лит­вы Ии­су­со­вой тот, что дос­ти­га­ют ее тру­да­ми и скор­бя­ми, в чис­ле ко­то­рых име­ет се­бе мес­то то­ми­тель­ное сос­то­я­ние ду­ха.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву мож­но тво­рить и в об­ще­ст­ве умом с про­из­но­ше­ни­ем ти­хо слов, не от­вер­зая уст, но, глав­ное, тут нуж­но сми­ре­ние, с чувством мы­та­ря.

преп. Макарий

Мо­лит­ву умствен­но дер­жать мож­но и по бо­лез­ни, и по не­мо­щам, и по слу­чаю на­ро­да, и в служ­бе. Толь­ко от это­го иног­да го­ло­ва бо­лит, но что же де­лать? За­то слю­бит­ся. Ты­ся­чу раз слю­бит­ся. Ста­рай­ся дер­жать мысль с Ии­су­сом не в го­ло­ве собствен­но, а нап­рав­ляя нес­коль­ко к пер­сям. Тог­да, ко­неч­но, грудь за­бо­лит, но без это­го нель­зя. Бог наш огнь по­я­да­яй есть. И где не­чис­то – там и боль­но. Та­кая боль за не­дос­то­и­н­ство по­сы­ла­ет­ся. Но со вре­ме­нем прой­дет.

преп. Анатолий

Неделя 31-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали притчу о званных на пир (Лук. 14, 16-24). Эта притча говорит о самой важной задаче, которая, дорогие братья и сестры, предстоит перед каждым из нас, и по существу перед каждым человеком.

О чем повествует эта притча? О любви и благодарности к Богу. Если таковой нет, то страшная беда. Видите, по существу Господь уже произнес Суд до суда. Он сказал, что истинно вам говорю, все эти званные не войдут никогда на этот брачный пир небесный (ст. 24). То есть образ пира – это будущий век. Начинается все на земле: создана Церковь, как это великое здание Небесного Отца, которое дано нам как Церковь, для того чтобы мы спасали свои души, где все приготовлено для пира, стоит только нам прийти и порадоваться той благодати, которую дал нам Господь в святой православной Церкви.

Но что мы видим? Какая реакция у званных? Один говорит, что купили поле, другой говорит, что купил пять пар волов, третий говорит, что я женился (ст. 19-20). Нам некогда, Господи, извини нас, нам некогда. Видите, какой суд страшный. Если вам некогда, то никогда не войдете. Почему так поступили эти люди, и почему, к сожалению, сколько мы видим на протяжении двух тысяч лет христианства большинство людей (я имею в виду тех, кто слышал о Христе) не идут ко Христу, не идут в православную веру и не желают исправлять свою жизнь. Потому что кому-то либо некогда, либо залукавились, прикрываясь внешними обстоятельствами, а внутри скрывая свое либо неверие, либо злобу, либо нежелание исправляться. Почему так много неверующих? Потому что, поверьте, за всю историю человечества абсолютных безбожников по пальцам можно пересчитать. И то это психически больные люди.

А почему большинство не верит? Все верят, братья и сестры, верят, но душой понимают и умом, что если входить во двор Божий в святую православную веру, нужно исправляться, а большинство не желает этого. Проще же грешить, правда? Убил, украл, обманул, пересчитал – вот что мы сейчас видим. Бесконечный безбожный сатанинский разбой во всем, беспредел. Почему? Как преподобный Амвросий говорил: «От чего человек бывает плох, потому что забывает, что над ним Бог». Посмотрите, каждый день мы видим похоронные процессии. Люди видят, что людей несут уже. Они переправлены на Суд в тот мир. Назовите хоть одного человека, который избежал этого. И где Бог, и где эта вещь, и где этот Суд. Безумие. Могила это уже начало Суда. Потому что биологическая оболочка, тело, остается в земле, а душа идет на Суд.

Вот люди вроде бы имея образование высшее, а лепечут такую глупость, что себе даже дети не позволяют. Они называют себя умными, образованными. Ну, какое это образование. Кстати, само слово «образование», то есть раскрытие в себе образа и подобия Бога. «Образование» – по образу и по подобию Божьему создан человек. Не просто сумма знаний, которую дают нам в институтах, либо в школах. К сожалению. И люди этим кичатся, гордятся, безумствуют, имея свои дипломы, а сами живут хуже животных. И во всем виноват Бог у них. Говорят: где Бог? Почему Он не придет и не наведет справедливость на земле? Господь пришел, все дал необходимое, но специально оставил всем свободу, братья и сестры. Самое главное, в чем мы имеем испытание, это испытание нашей свободой. Если человек имея разум, свободу, совесть, чувство, если он поступает праведно во имя Божие – это действительно путь спасения.

Если человек хочет жить беззаконно, ну кто может этого человека остановить. Вот даже сейчас бывает порой, нам высказывают такие претензии, хотя несправедливые. Говорят, почему вы не идете проповедовать на улицу. А я говорю, а кто нас услышит? Ну, попробуй, зайди сейчас в какой-нибудь ночной клуб, попроповедуй там. И главное, что это безумие будет с нашей стороны потому, что Господь сказал, да, идите, научите народы крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), но при этом сказал, что не мечите бисера вашего перед свиньями и не давайте святыню вашу псам (Мф. 7, 6). Это о людях сказано. Есть такая категория людей, к сожалению, их много, которые своей жизнью уподобились свиньям. Они как свиньи живут и псы. И зачем им давать святыню, потому что Господь предупредил, а они повернутся и вас разорвут. Поэтому, имея уши, да слышит.

Кто хочет, пожалуйста, все двери открыты для спасения, братья и сестры, даром. Заходи и бери вечную жизнь. А почему люди этого не делают, я уже в начале своей проповеди обозначил. То есть это лукавство. Господь же не отнял у этих людей, Он не сказал, что оставьте свои земли, оставьте своих жен и мужей, оставьте этих волов, бегите ко Мне. Нет. Он говорит: придите, порадуйтесь, земля никуда не убежит, волов можно в хлев закрыть под ключ, дать им необходимую еду. С женой тоже можно было на пир прийти. Почему так не поступил никто? Потому что нет благодарности. Братья, а если нет благодарности, значит это полное отсутствие почтения. Я говорю сейчас о человеке. А если нет ни уважения, ни почтения, братья и сестры, это отсутствие самых элементарных основ. Я не говорю о любви. Любовь – это слишком. Видите, даже апостол Павел говорит, что любовь, я имею в виду жертвенную христианскую любовь, это совокупность совершенств (см. Кол. 3, 14), до которой нужно всю жизнь идти. Мы идем, но мало кто до этого доходит. Но как нам подсказывает преподобный Амвросий старец Оптинский, раскрывая и поясняя мысль апостола Павла. Удивительно просто, всю глубину он раскрыл и показал, как надо действовать. Повторяя слова апостола Павла, он говорит, что да, любовь – совокупность совершенств, но как ее достигнуть. Ответ, братья и сестры, великого старца: делай дела любви и милосердия. Все. Веришь ты или не веришь, но если ты будешь добродетелен в отношении ближних своих, то верен Бог, что даже в этой ситуации Господь не только даст вам благодать. Господь даст вам веру настоящую. И все даст.

Еще вторая беда, видите. Первую мы обозначили – катастрофа всего человечества в неверии либо в лукавстве по отношению к Богу. Вторая катастрофа – лукавство и подлость в отношении ближних людей. Это в первую очередь круг своей семьи, род, друзья, знакомые, сослуживцы – все, кто нас окружает. Вот это наши ближние. Мы не можем сразу весь мир охватить, но хотя бы тот круг, который окружает нас каждый день. И мы обязаны, и апостол Павел тоже об этом говорит, что это заповедь Божия, которую нам передал апостол Павел, что каждый должен печься не о себе, а о ближним своем (см. Фил. 2, 4). О себе самом, конечно, само собой – кто же свою плоть возненавидит. И в другом месте апостол Павел говорит, что никто же свою плоть не возненавидит, но всякий греет и питает ее. То есть апостол опять же не отнимает право каждого ухаживать за собой и делать все необходимое: кормить себя, содержать и так далее. Но он говорит, чтобы это не стало страстью, чтобы это не было угождением себе родному.

А что там мир! А там хоть трава не расти! Лишь бы мне было хорошо. Вот это сатанинский эгоизм, вот это самая страшная зараза, которая изъела все человечество – я никому ничем не обязан. И конечно наш народ, безгранично пострадавший после ужасающих терроров, что народ так загнали, так перепугали, что у нас есть отчасти оправдание. Но это не оправдание. И понимая это, нужно стараться хоть малое делать, дорогие братья и сестры. Потому что даже если человек неверующий, поверьте, я думаю, может быть, кто-то из вас этот пример знают из своей жизни. И мы знаем тысячи, сотни тысяч примеров. Неверующие люди, которые прислушаясь, начинают, не веря, делать посильное добро близким людям. Господь в скором времени им не только покаяние и веру, но они становились настоящими православными христианами.

Смотрите, преподобный Макарий старец Оптинский говорит. Это его личный опыт духовный и опыт всех старцев Оптинских. И это опыт всех Божьих людей, которые пронесли настоящий труд и подвиг в отношении Бога и ближних, то есть, служа и Богу и ближним. Какие слова преподобный Макарий сказал, суммируя весь этот духовный опыт предыдущих поколений и свой личный и Оптиной Пустыни: Спасение твое заключается в твоем ближнем. Невозможно переступать через ближних и думать, что человек идет в Царство Небесное. Это сатанинская прелесть, это безумие, это сумасшествие, когда человек ставит во главу жизни самого себя, либо, не дай Бог, какие-то другие внешние причины. Вот даже на наших глазах мы видим, когда христианство вывернули наизнанку и сделали просто националистическим сборищем, бандитским. Это разве Христос?

Видите, к сожалению даже тот, кто поверил, как бы назвал себя христианином, кто-то даже крестился, на себя крест надел. Но братья и сестры, дела показывают. Не вера показывает, а дела показывают, в какого Христа человек верует. Христы-то бывают разные, братья и сестры. Конечно, истинный Бог наш – Господь Иисус Христос. Один. В этом не сомневайтесь. Это абсолютная священная правда. Но кто-тот себе своих христов делает. Смотрите, это даже Господь предупреждает и святые апостолы предупреждали в свое время, что в последние времена появятся лжехристы, которые будут выдавать себя за Христа, но сами будут, будучи проходимцами, мерзавцами, врагами Божьими, врагами людей. То есть тот, кто носит крест и называет себя христианином, братья и сестры, это ничего не значит. Это пустой звук, пустое место. Если человек крестился, надел на себя крест и живет по заповедям Божьим. А заповеди какие? Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Вся математика. Почему это никто не делает? На что люди надеются? Решили с Богом шутить? Понимаете, какой прок от такой веры.

Более того, посмотрите, что апостол Павел говорит: не только верить надо в Бога, а нужно любить Его всем помышлением, всею душой, всем сердцем, всем своим существом быть Ему верным (Мф. 22, 37). Вот это настоящая вера. И дальше он говорит страшные слова: кто не любит Господа Иисуса Христа, тот будет проклят (1Кор. 16, 22). Вот так. Это святой апостол Павел говорит такие страшные слова. Это уже считайте приговор, это начало Страшного Суда. Он не как человек говорит. Он же пророк, он Духом Святым говорит, что не просто, кто верит в Иисуса Христа. Он говорит, что нужно не только в Него верить, а всем своим существом любить Его и человека. Только тогда узнают, что вы Мои ученики, когда будут видеть между вами жертвенную любовь, когда будете друг за друга умирать. Вот это христианство. И Господь сказал и дал нам заповедь: нет большей той любви, кто жизнь отдаст за друзей своих (Ин. 15, 13).

Бог это первый сказал, и первый исполнил эту заповедь. Он за нас за всех пострадал. Он обращаясь к апостолам, сказал, что не называю вас рабами, но друзьями, потому что раб не знает воли господина (см. Ин. 15, 15). А Я вам друзьям, и вы все друзья, пришедшие ко Христу, Я всю Свою волю сказал. И не только, видите, Он сказал, еще за нас умер на Кресте. Вот она сила настоящего христианства, что не просто говорит устами, я вас люблю. А Он настоящий. Почему мы почитаем честную и прославляем даже без канонизации всех воинов, умерших на войне, умерших за свое Отечество, защищая свою веру, дом, семью, свою благословенную землю. Потому что все они мученики, потому что они исполнили самую первую и самую главную заповедь, которая соединяет в себе полностью всю совокупность совершенств. Потому что одна за всю жизнь за всех нас, Царство им Небесное, дорогим нашим дедам, отцам и прадедам, которые положили душу свою за нас, за то, что мы живы сейчас, и то, что живо наше государство, и то, что все храмы открыты. Посмотрите, какая полнота поразительная.

Я еще захватил те времена, когда в храмах стояли только бабушки, 20-30 бабушек, и все. А сейчас все храмы полны молодежью. И, слава Богу, какая радость, и какая надежда, братья и сестры. Это самая величайшая надежда, что это знак Божий милости к нашему народу, если храмы теперь полные молодежью, а не только бабушками. Значит, люди ищут правду, люди не успокоились. Люди не живут мерзейшими поганейшими земными удовольствиями. Как бы нас не пытались этой помойкой накормить, то, что нам телевидение пытается подсунуть, и средства массовой, как в народе говорят, "бес-информации". Безумие! Что они делают. С одной стороны вроде порывы делаются к тому, что да, надо воспитывать новое поколение в патриотических чувствах, в целомудрии, а показывают что? Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его! Это Содом и Гоморра отдыхают. Вот и теперь и воспитывай как? Конечно, возможно. Господь все может, любую сатанинскую прелесть разрушит. Только нужно желание, желание жить ради Бога, ради ближнего. Братья и сестры, это самое главное.

Вот эта притча, видите. И следующее зачало, вы слышали окончание. Это последнее обращение Спасителя, что избегайте закваски фарисейской и саддукейской (см. Мф. 16, 6). Не дай Бог, тот, кто считает себя праведным в вере, это тоже другая крайность существует, когда люди действительно всей душой вошли в церковную жизнь, молятся, каются и так далее, но внутри появляется червячок бесовский внутреннего самообольщения, самодовольствия, такого внутреннего индюка: какой я хороший! Вот теперь у меня грехов нет, я молюсь. Чуть ли не живой праведник. Вот это начало прелести, начало безумия, братья и сестры. Чтобы мы не сделали, Господь дал нам заповедь: когда все исполните, а исполнить все невозможно, и даже если это вдруг у кого-то получилось, Господь предупредил, что знаю, что вы рабы, не достойные делать это, но только то, что должны были делать (см. Лук. 17, 10).

Все. Со страхом Божьим и верою должны совершать, братья и сестры, мы свой христианский труд и подвиг, чтобы быть примером для окружающих, потому что на нас же смотрят. Вроде бы кажется, что на нас не обращают внимания, либо смеются над нами, а с другой стороны, поверьте, они все на нас смотрят и ждут лучшего примера. И время идет, и поверьте, рано или поздно, пусть прошло 20-30-40 лет, вот даже сейчас по исповеди вам говорю, что люди, которые по 50 лет в храме не были, их в детстве крестили в церкви, и 50-60 лет свободного полета вне Церкви. Приходит время, люди дорастают. Жизнь так намутузила людей, что они волей-неволей, душа-то чувствует, где можно обрести не просто покой, а где смысл жизни. Люди приходят сюда. Поэтому, то, что живет мир окружающий, мы обязаны за них молиться. Что они делают, это дело их совести. Но наша задача в первую очередь – молитва и помощь друг другу. Вот посмотрите, в древние времена, во времена мужей апостольских, первые века христианства, когда казнили христиан первых, что поражало язычников, которые приходили на эти зрелища. То есть, приходили язычники, а выходили оттуда христианами, потому что их поражала та взаимная невероятная для языческого мира братская христианская жертвенная любовь, что они не только друг другу помогали, но и вместе умирали за своего Бога и друг за друга. Вот что поражало, не слова только лишь, а дела.

И поэтому в наше время, и это всегда было, люди всегда смотрят на Церковь. И даже кто еще пока неверующий, все равно в глубине души они за нас радуются и где-то и за себя тоже. И радуются потому что, если мы сохраняем путь Христов, святую православную веру, то есть это не только для нас отрада и утешение, что есть возможность спасения, но и то, что видите, светильник Господний.., который в свое время возжег за святую веру православную для всего мира. Видите – одна вера, одно крещение – говорит святой апостол Павел (Еф. 4, 5). Потому что вне православия, вне единой Церкви, вне Тела Христа невозможно спастись. Но вот этот свет, он созывает до самого конца мира, видите, Господь говорит: создам Церковь Мою, и врата адова ее не одолеют (Мф. 16, 18).

Поэтому братья и сестры, вера во Христа и жизнь во Христе. А жизнь во Христе – вот мы все. Не обязательно, сейчас трудные времена, все в нужде, но если нет средств, просто словом поддержите, добрым словом. Бывает, у людей такие несчастья, такие беды, или людей постигает такое испытание унынием, что подошел человек, доброе слово сказал, просто с ним побеседовал, и ты воскресил этого человека. Достаточно самого малого, чтобы помочь человеку. А то некоторые думают, что все заключается в том, чтобы деньгами помочь. Да, нет. Есть тысячи примеров, когда можно просто поддержать человека. Вот это и есть тоже любовь. Кто может, поможет финансово, кто поможет вещами, кто словом. А если не может ничего, то хотя бы приди в храм и помолись о здравии всех людей Божьих, за всех православных как может своими словами: Господи, Ты Сердцеведец, Ты знаешь, дай, как можешь всем веру и спасение. Вот так вот, и свечку поставьте за здравие за всех людей, за наш народ, за наше государство.

А то вроде бы мы молимся, самые простые вещи. Я всегда говорю: как же люди не молятся за свою родину. А родина это что? То, что Бог дал наше сокровище, нашу невероятную красавицу, благодатнейшую священную землю, которая вся пропитана кровью мучеников. Это не мои слова, это слова Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что Русь – это антиминс. Он говорит: я вижу возрождение новой России, которая будет стоять на костях мучеников по древнему образцу. Это очень важно. Не современный, не императорский, а древний образец. Потому что в императорское время столько натворили ошибок и преступлений, почему Господь и попустил ужасающую катастрофу, потому что служить сатане и Христу невозможно. А Господь предупредил: не можете служить мамоне и Христу, не можете пить чашу дьявола и чашу Господню (Мф. 6, 24).

А в императорский период это произошло. Вот наше дворянство, видите, что натворили. Они сатане решили послужить, и в то ж самое время на шее народа поездить. Тут Господь, видите, долго терпел, больше 200 лет терпел. А потом, видите, чем все это закончилось. Поэтому пророчество величайшего старца и пророка Иоанна Кронштадтского видите, как обнадежило. И то, что мы видим, вся страна на костях мучеников.

Дорогие братья и сестры, будем молиться Господу, чтобы Он укрепил нашу веру, нашу Церковь святую православную, от врагов видимых и невидимых. Вы видите, насколько сейчас времена обостряются. Будем молиться друг за друга и не забывать друг друга. Будем помнить наставления и вразумления наших великих старцев Оптинских, что спасение ваше в ваших ближних.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)