Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да уко­ря­ют, ес­ли мо­жешь по­нес­ти – по­не­си, не мо­жешь – от­веть ти­хо.

преп. Анатолий

По­доб­но то­му, как че­ло­век не за­ме­ча­ет, как он рас­тет, как из ма­лень­ко­го маль­чи­ка ста­но­вит­ся взрос­лым, так и ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка идет со­вер­шен­но не­за­мет­но для не­го. Этот не­ви­ди­мый ду­хов­ный рост че­ло­ве­ка и есть са­мо­у­ко­ре­ние.

преп. Варсонофий

Уко­ряй­те се­бя. Уко­рить се­бя нет­руд­но, а не­ко­то­рые и это­го не хо­тят. Пе­ре­нес­ти укор от бра­та труд­нее, а са­мо­му уко­рить се­бя нет­руд­но. Кро­ме то­го, ес­ли мы и бу­дем уко­рять се­бя, а не бу­дем бо­роть­ся со страс­тя­ми, бу­дем есть сколь­ко хо­чет­ся, бу­дем спать сколь­ко хо­чет­ся, то та­кое са­мо­укоре­ние не­за­кон­ное, оно не при­не­сет поль­зы.

преп. Варсонофий

Неделя 32-я по Пятидесятнице за всенощной

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, наше драгоценное, бесценное сокровище слово Божие вещает нам: «Радуйтесь, всегда радуйтесь, и паки реку: радуйтесь» (Фил. 4, 4). Что мы сегодня слышим: «мироносицы жены ко гробу пришедшие, но представ к ним Ангел и рече: Кого ищете? Что ищете Живаго с мертвыми? Восстал Он, Его нет здесь» (Лк. 24, 5). Как Бог Он воскрес и взял грехи всего мира. Подумать только! Древнее еще писание говорит: «Сей грехи наша носит и о нас болезнует... Наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом» (Ис. 53, 4 – 5).

И еще очень отрадное для нас изречение. Вот, в Евангелии Господь говорит: Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут (Ин. 10, 10). «Лишше», то есть что-то больше жизни. Что это такое, что больше жизни?

А вот, сегодня только что воспевали, что Христос воскресший даровал нам «живот вечный и велию милость». Вот, не одна только жизнь, а и «велия милость». И пророк Давид говорит: «Яко лучше милость Твоя, Господи, паче живот» (Пс. 62, 4).

Что было бы, если бы Господь не изгнал Адама из рая, произошла бы беда. И сам Господь говорит (вторая страница Библии говорит): «Как бы Адам не вкусил от древа жизни и не стал бы жить вечно» (Быт. 3, 22). Вон его из рая. И как хорошо, что Господь так сделал.

Да, в Адаме все умирают, и мы в Адаме умираем, но, хотя мы и умираем, нам дана вот эта кратковременная земная жизнь в теле для того, чтобы мы, кроме жизни, получили милость вечную вот здесь, на земле. Потому и воспеваем, как мы слышали сегодня: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12). Каким оправданием? Да что такое оправдание Божие?

Господь говорит: «Огня пришел Я воврещи на землю, и как хотел бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). Какого огня? Огонь — это слово истины. Этим огнем уничтожается и поражается сатана.

Господь говорит: «Противостаньте дьяволу, и бежит от вас» (Иак. 4, 7). Как противостать? Говори слово истины, а слово истины это и есть огонь. Огонь для нас, уничтожающий грех, изгоняющий сатану и врага, и спасающий нас. И вот, этот огонь он должен быть всегда в сердце нашем.

«Согреяся сердце Мое во Мне, — говорит пророк, — и в поучении Моем разгорится огнь» (Пс. 38, 4). В каком поучении? В поучении слова Божия. Вот, где огонь разгорается — в сердце нашем, и когда этот огонь будет в нас, то никакая сатанинская вражья сила ничего нам не сможет сделать.

Внутрь сердца нашего должно быть слово Христова, слово Божие, а это слово есть дух и жизнь. От благаго сокровища сердца исходит благое; от худого сокровища сердца исходит худое. Потому Господь говорит: «...от избытка сердца уста глаголят» (Мф. 12, 34). Если в нашем сердце будет избыток знания, разумения, памятования, драгоценейшего живого слова Божия, то мы будем и живы, и сподобимся милости Божией вечной.

Вот, о чем, дорогие отцы, братья, сестры, постоянно призывает нас святая церковь: устами пророков, устами апостолов, устами самой Пречистой Владычице нашей Богородицы, которая день и ночь печется и молится о всех нас. Да будет с нами и жизнь, и милость Божия. Спаси всех вас Христос!

Архимандрит Венедикт (Пеньков)