Аудио-трансляция

Те, ко­то­рые на нас не­го­ду­ют, они нас на­у­ча­ют лю­бо­му­д­р­ство­вать в ис­пы­та­нии се­бя: точ­но ли мы хрис­ти­а­не? лю­бим ли вра­гов на­ших? – и поз­на­нию в сем на­шей не­мо­щи.

преп. Макарий

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ: АМВРОСИЯ, ЛЬВА, МАКАРИЯ, ИЛАРИОНА, АНАТОЛИЯ I, ВАРСОНОФИЯ И АНАТОЛИЯ II Неделя 3-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали евангелиста Матфея, через которого Господь говорит нам: если око твое просто будет, то все тело твое светло будет, потому что светильник телу есть око. А если око твое лукаво будет, то и все тело твое темным будет (Мф. 6, 22-23).

Если мы имеем очи сердца нашего просты, так что мы по евангельской простоте взираем на этот мир в не лукавстве, в смирении, в преданности Богу во всем, что с нами происходит и случается, в невзыскательности по отношению к ближнему, когда мы не судим никого. В этом и есть та евангельская простота, о которой говорит Господь. Тогда и все тело наше, и наша душа бывает светла, просвещаемая свыше небесным светом. Но тот, кто имеет лукавое око, кто постоянно видит нечистыми всех, осуждает и презирает, смущается и враждует, завидует и злобится, тот имеет помраченным свою душу. Об этом говорит нам сегодня Господь. И далее говорит Господь: не можете двема господинома работати, то есть мы не можем работать Богу и богатству (Мф. 6, 24). Неизбежно мы одного возлюбим, а другого возненавидим. Господь хочет, чтобы мы служили Ему всецело. Именно поэтому Он говорит эти твердые слова, но которые и есть тот самый обоюдоострый меч, который разделяет душу человека, разделяет этот мир на спасающихся и погибающих. Но прежде всего Господь обращается не только ко всем людям, но и к верным Своим, тем, кто отозвался на Его божественный призыв, чтобы мы не служили этому миру, не жили по языческим обычаям.

Но если мы призваны в Церковь Христову, если мы осознаем себя христовыми, то мы не можем служить кому-то еще. Ведь так просто Господь говорит далее о том, что посмотрите на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, и, тем не менее, Отец ваш небесный питает их. И посмотрите на полевые цветы, которые сегодня цветут, а завтра бывают бросаемы в печь, как солома. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей, великий царь Соломон, который поражал торжеством и блеском своего двора, его богатством многих и многих приходивших посмотреть на него из далеких стран даже, он не одевается лучше, чем эти цветы. Если же Отец Небесный одевает так лишь простой цветок, траву, то тем более оденет вас. Не пецытесь, Говорит Господь, во что одеться, что есть или что пить (см. Мф. 6, 25-32).

Мы можем об этом заботиться, прилагая труд свой. Безусловно, было бы безумием, сложа руки ждать, когда нас накормят, напоят и оденут. Человек должен трудиться. Но прежде всего Господь говорит не пецытесь, то есть не беспокойтесь, не прилагайте своего сердца. Этот мир так обеспокоен постоянным поиском материальных благ, какого-то человеческого земного успеха. Мы все время боимся от кого-то отстать, чему-то не соответствовать, оказаться как будто бы хуже, беднее или не состоятельнее, чем другие. Но это есть все те фантомы, о которых Господь говорит, что всего этого ищут язычники, а вы же ищите, прежде Царствия Божьего, и вся сие приложится вам (Мф. 6, 33). Мы должны об этом всегда помнить. Господь не хочет, чтобы мы жили по стихиям этого языческого мира, мира, чаще всего не знающего Бога, отвергающего Его. Чтобы мы не жили по этим безумным разлагающим убивающим душу, ум, сердце человека принципам. Именно об этом говорит нам Христос в сегодняшнем Евангелии, призывая нас к тому, чтобы мы это осознали, свое небесное звание, свое гражданство Небесного Иерусалима. Именно там наше отечество. Именно к этому, прежде всего, призывает нас Христос, чтобы здесь на земле нас не связывало так многое, чтобы мы не беспокоились о том, где что и как приобрести, но, сниская насущный хлеб и все необходимое, уповали при этом на Бога, прилагая свои человеческие усилия и труды.

И вот в этот же день мы празднуем обретение мощей преподобного Амвросия и еще иных шести старцев Оптинских – Льва, Макария, Анатоля старшего и младшего Анатолия, Иллариона и Варсанофия. Это наши столпы и светильники Оптинские, те старцы, которые и показали нам пример и исполнение этих евангельских заповедей о том, что если око твое будет простым, то все тело твое будет светлым. Этот свет светит так, что его видят и ближние и дальние. И к этому свету тянутся многие и многие люди. И преподобный Амвросий поистине был утешителем тысяч и тысяч людей, приезжавших к нему, писавших ему, искавших его совета, наставления, утешения в скорбях и нуждах, в болезнях и недоумениях, в искушениях и бранях. Он всем был вся, чтобы спасти хотя бы некоторые, по слову апостола Павла. Он плакал с плачущими и радовался с радующимися, был отцом чадолюбивым для каждого приходящего к нему. Никто не был ему посторонен, чужд или незнаком. Он вмещал в свое сердце всех, кто приходил к нему. И порой эти люди были роднее и ближе духом Божьим, любовью Христовой, чем они были близки и родны тем, кто был с ними рядом по плоти и по родству.

И вот мы, ныне почитая память нашего угодника Божия, будем притекать не только с просьбами к нему, за утешением. Это тоже хорошо и нужно, потому что старец распростирает, как мы слышали из акафиста, лучи любви своея по лицу всея земли русской, и не только. И в дальних пределах знают старца Амвросия, обращаются к нему. Но, прежде всего, мы должны исправлять свою жизнь, стремиться жить по тем заветам, которые оставил нам старец Амвросий, исполнив Евангелие Христово, показывая, как на самом деле это возможно и необходимо в своей жизни каждого из нас исполнять, что Евангелие это не заоблачный идеал для каких-то редких любимчиков и избранников Божиих. Это нормы жизни для каждого. И каждый из нас может стать исполнителем евангельских заповедей, если он только стремится к ним. Проблема именно в нашей нерешительности, в нашем нежелании, в нашем себялюбии, в том, что читая Евангелие, оно не становится для нас нормой и руководством к жизни. Мы, словно бы читая эти страницы, уже сразу же отказываемся, говоря себе: это не для меня, это я не могу, это слишком сложно. И не удивительно, что потом что-то в нашей жизни не складывается, как и Серафим Саровский говорил. От того не бывает такой святости, как прежде, потому что в людях иссякла решимость угождать Богу, желание жить по евангельским заповедям.

И вот об этом сегодняшнее Евангелие, и об этом говорят нам наши преподобные старцы. Придите, увидите, насладитесь, до чего может довести человека покаяние и глубокое стремление жить с Богом. Все это нам показано, дано, чтобы мы могли это осязать и чувствовать здесь в этой святой обители у этих рак с мощами наших преподобных старцев. Так пусть и мы, каждый из нас отзовется на их ласковый призыв, на их любвеобильное сердце, на их мягкий быть может укор. Чтобы каждый из нас, ощущая их заботу, их покровительство, их помощь старался также это нести и дальше в своей жизни, помогая, утешая, покрывая немощи других, тех, кого поставляет нам своим промыслом перед нами.

Пусть они будут в этом нам помощниками. А мы потщимся так жить нелицемерно.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)