Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ес­ли мо­нах пре­бы­ва­ет в мирс­ком до­ме, то на не­го смот­рят как на ми­ря­ни­на. Нель­зя мо­на­ху дол­го пре­бы­вать в ми­ру. Как ры­ба без во­ды, так и мо­нах вне мо­нас­ты­ря.

прписп. Никон

Мо­на­шес­кое де­ло на­ше: сми­рить­ся, да пок­ло­нить­ся, да поп­ро­сить про­ще­ние – тем и оп­рав­дан.

прп. Иларион

В на­ши вре­ме­на Бог не по­сы­ла­ет под­виж­ни­кам та­ких ис­пы­та­ний, как древ­ним, по­то­му что не мог­ли бы по­нес­ти, и не по­да­ет древ­них да­ро­ва­ний, что­бы не воз­нес­лись без­мер­но.

прп. Лев

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРПП. СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ: АМВРОСИЯ, ЛЬВА, МАКАРИЯ, ИЛАРИОНА, АНАТОЛИЯ I, ВАРСОНОФИЯ И АНАТОЛИЯ II Неделя 3-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия все приложатся вам» (Мф. 6, 33).

Дорогие братья и сестры, мы сегодня светло торжествуем память преподобных и богоносных отец наших старцев Оптинских, просиявших в этой святой обители и давших нам самый яркий образец достойной христианской православной благочестивой жизни. Их пример подвига для нас является светочем, дорогой и надеждой для того, чтобы мы в свою очередь посильно в своей жизни совершили достойное христианское делание, чтобы быть достойными звания христианина.

Вы сегодня слышали, дорогие братья и сестры, за Богослужением прочитанное зачало, где говорится, что светильником тела является око (см. Мф. 6, 22). И если око твое будет просто, то и все тело твое будет чисто. Если око твое будет лукаво, то и все тело твое будет темно. О чем говорит этот отрывок? Что является светильником для нашей души? Светильником, дорогие братья и сестры, является наша православная вера и молитва – одна из главных дохристианских добродетелей, величайший дар, который мы получили от Бога для того, чтобы нам возноситься в общение с Богом. То, что конечно и ветхозаветный мир имел – молитву, обращенную к Богу. Но та полнота, которую мы сегодня имеем, дорогие братья и сестры, древнему миру не была предоставлена. Только после воплощения Сына Божия, после создания святой Церкви, как Тела Его, мы имеем во всей полноте благодатно возвышать свои недостойные молитвы, для того чтобы Господь исправил нас, очистил и возвысил в чести и почести христианского звания.

Дорогие братья и сестры, молитва это основа очищения нашей души. Преподобный Макарий Оптинский так поучает нас, что молитва является средством для смирения души. То есть молитва является инструментом для исследования, для видения в каком падшем состоянии находится наша душа. То есть молитва это не средство просто обращения к Богу, а средство исцеления своей души. И один из путей как достигнуть этого, преподобный старец Лев поучает нас, вразумляет, дорогие братья и сестры. Он говорит: будь проще в своей жизни, и благодать Божия тебя никогда не оставит. Что значит быть проще? То есть быть христианином, человеком с открытой праведной честной целомудренной душой. И чем искреннее живет человек в этом мире, сохраняя при этом мудрость, степенность и осторожность. Потому что в наши времена совсем уж раскрывать свою душу не безопасно. Очень много завистников, врагов, да и просто людей, которые могут посмеяться над той искренностью и чистотой, которую может обнаружить христианин. К сожалению, окружающий мир милосердие кротость правду целомудрие и любовь воспринимает как слабость либо юродство.

К сожалению, христианские добродетели и ту святыню и правду, которую Бог принес на нашу землю, люди, особенно современные, воспринимают как слабость, глупость, то, что христианство не дает силы человеку. Нет, дорогие братья и сестры. Самая величайшая сила, которую мы можем получить не только в этом мире, но и в будущем, это благодатная сила Самого Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, которая внешне проявляется как раз в этих добродетелях. Это не слабость, а это великое мужество и мудрость, потому что и Сам Господь поныне терпит каждого из нас. То есть долготерпение, мудрость и милосердие являются одним из ярких признаков богоподобности, дорогие братья и сестры.

Так вот далее преподобный Амвросий призывает каждого из нас совершать ежедневную молитву. В монастыре ежедневная молитва благословляется и устраивается от духовника либо от старца. В миру обязательно, дорогие братья и сестры, каждый из вас должен иметь молитвенное правило от своего духовника. Что значит молитвенное правило? То есть определенное количество молитв, чтение обязательно при этом Святого Евангелия и апостольских посланий. Краткое, то есть не объемное чтобы было. Особенно всегда старцы Оптинские всегда подчеркивали – иметь золотую середину, то есть то усердие, которое должен делать каждый из нас в меру своих сил. Ни в коем случае чтобы это не было излишествами, который могут привести, не дай Бог к прелести, либо отсутствии полной молитвы, что тоже является не просто грехом, а человек сам себя лишает благодатного общения с Богом. Поэтому ежедневная краткая молитва, которая дана человеку в послушание через своего духовника, вот она приносит тот благодатный результат.

Что говорит еще, поучает и подсказывает нам, дорогие братья и сестры, преподобный Амвросий. Многим это из опыта известно в силу своей физической нагрузки, занятости, усталости, болезни, действительно, возвращаясь вечером домой, не могут физически стоять на молитве. Но преподобный Амвросий, отвечая одному из своих адресатов, говорит: где ты видел, чтобы было написано в Священном Писании: сыне, даждь Мне твои ноги. В Священном Писании, у всех пророков, у всех апостолов говорится: сыне, даждь Мне твое сердце (Прит. 23, 26). Поэтому хоть ты сидишь, хоть ты стоишь либо лежишь, Богу нужно твое сердце, сердечное устремление к Нему и умное обращение, а не положение тела. Конечно, в идеале лучше, если есть силы и возможность, стоять. Если нет такой возможности, всегда и везде можно возносить молитву, как позволяют физические способности человека. Потому что Богу нужно наше внутреннее обращение к Нему, а не телесное положение.

Преподробный Анатолий Зерцалов, наставляя нас в отношении подвига молитвы, нам подсказывает, дорогие братья и сестры, что подвиг молитвы весьма труден. И сатана ни против ничего так не восстает, как против молитвы. Поэтому он говорит, что всякий начинающий молиться христианин должен приготовить свою душу либо к испытаниям, либо к искушениям, либо к борьбе с помыслами. В зависимости насколько сильнее и глубже укореняется молитва в человеке, в той степени враг воздвигает против человека брань. И это не удивительно. Он говорит: не смущайтесь, так оно должно быть. Если молитва не устраивается, будучи рассеянной, здесь нет ничего удивительного. Наша природа падшая. И очень трудно, и долгие годы уходят, чтобы посильно нам достигнуть дерзновения, которое дает только Сам Бог человеку за труд. Даяй молитву молящемуся, говорит святой пророк (1 Цар. 2, 9). То есть тот, кто трудится, получает настоящую молитву. Только за долговремение человек получает за свой труд от Бога благодатную силу возносить благодатную молитву, то есть обращаться к Богу и беседовать благодатно.

Сколько уходит времени, братья и сестры? Тоже можно услышать встречный вопрос. На это отвечает преподобный старец Варсанофий. Он говорит, чтобы человек достиг определенной степени христианского преуспеяния, нужно церковной жизни для этого человека 20-25 лет, дорогие братья и сестры. То есть четверть века минимум, а то и бывает больше. Это опять же связано с одной стороны с падшим качеством нашей природы, а с другой стороны с бранью и немощью, которая нас окружает, либо соблазны. Господь нас вдохновляет на то, чтобы мы настраивали свою душу на терпение. «В терпении вашем стяжите души ваша». Господь говорит, что это терпение не только скорбей, а терпение всякого труда, обстоятельств и тем более терпение молитвы. Если даже и не получается у нас молитва, преподобный Амвросий приводит пример из древнего патерика, где описан случай, что у одного старца спросил ученик, как он достиг такой высоты молитвы Иисусовой. Он говорит, что его научили бесы. Как так? А вот старец объяснил, что молитва у него не получалась, и постоянно его бороли помыслы либо уныния, либо хульные помыслы, либо блудные. Но за то, что он себя заставлял всегда подавлять эти помыслы молитвой, со временем Господь дал ему за труд и терпение великое не просто молитву Иисусову, а величайшую молитву так, что при одном имени этого святого бесы не могли уже рядом находиться. Казалось ы, как это можно провести параллель, а даже и так Господь принимает, если человек прикладывает усилие. А молитва, дорогие братья и сестры, это весь смысл нашей веры и жизни. Ну, представьте себе, что такое молитва? Это личное, живое собеседование с живыми Богом.

Мы не только имеем дерзновение, как апостол Павел говорит, верить в Него и сострадать. Мы не только имеем право сострадать, но имеем к Нему, он говорит, в дерзновении обращаться «Авва, Отче» (см. Рим. 8, 15; Гал. 4, 6). Это родной Отец, Отче наш. Вот вы сейчас слышали, за каждой Литургией, за каждым Богослужением все мы вместе поем. И даже мало кто задумывается, а какую благодать и какую власть и право мы получили от Бога. Мы называем Бога Отцом, родной единственный Отец. Не просто Он создал нас, а посмотрите, какое благо, какую безмерную любовь и совершенство Он к нам обратил, к каждому из нас, что Он не только наш Создатель, но Он воплотился. То есть тем самым, дорогие братья и сестры, для чего Бог стал человеком, Богочеловеком. Оставаясь во всей полноте Божества Богом, но Он стал человеком, Богочеловеком в одной природе. Для чего? Чтобы нам показать славу нашей природы, дорогие братья и сестры.

Господь прославил не ангельскую природу, а нас, невзирая на все наши немощи, которые мы носим в этой биологической природе. И более того, надо знать, что то, что мы сейчас носим, это не исходное, не первичная природа. Потому что Адам и Ева, видите, Библия свидетельствует, Священное Писание, что Адам и Ева могли беседовать лицом к лицу с Богом, и оставались живы. Это о чем говорит? И наша и плоть имела от праотцев благодатные свойства общения с Богом. А посмотрите, уже в падшем состоянии, когда Господь не покаявшимся, не остановившимся в своем преступлении людей, которые пошли дорогой дьявола, выбрали этот смертельный путь, Господь, видя упорство в зле первых людей, помог нам, дал дар, изменил духовную природу биологическую, поэтому мы в чем-то похожи на животных. Но с животным миром, дорогие братья и сестры, ничего общего мы не имеем. Ничего общего. Это, то, что мы сейчас носим, это одежда поругания, это наказания. Но через наказание, через болезни и смерть многие люди остановились в зле и в грехах, и не покаялись.

Вот представьте себе, если все люди знают, что они умрут и придут все на Страшный Суд, но продолжают в упорстве творить беззаконие. Безумие такое сейчас творится к сожалению. Чем больше люди увлекаются злом, тем они сами приближают не только свой конец, а конец всего мира. Бог никому смерти не определил, Он ее не творил. Это следствие пути, выбранного первыми прародителями и тех людей, которые сознательно выбирают зло. Это путь смерти, то есть путь отступления от жизни с Богом. Если Бог источник жизни, значит сатана источник смерти, причем источник вечной смерти. Если мы временно умираем, это одно. Так вот, уже в этом падшем состоянии, посмотрите, святой пророк Моисей говорит: Господи, открой Себя мне, и достаточно с меня. То есть настолько он был верующим и благодарным благодатным человеком, что самым большим счастьем считал для себя увидеть Бога, каков он есть. А Господь, в том состоянии, в котором мы сейчас находимся, говорит, что не может человек увидеть Меня вот в этом состоянии и живым остаться. То есть настолько слаба и изменена наша природа, что напрямую общения не существует. Но нам оставлен путь не менее славный и не менее благодатный. Это путь молитвы и причастия.

Вот это самое главное. И эту славу, которую Господь показал в Своем воплощении, дорогие братья и сестры, возвысив нас до родства. Мы Его родные дети. Посмотрите, какое нам дано дерзновение. Подумайте, дорогие братья и сестры. Потому что прелесть этого мира, заблуждения, обманы человеческие, к сожалению, очень многих людей уводят, соблазняют. А люди в этой суете излишней не замечают этого дара, который мы получаем в вере и в Церкви. Этот дар – быть детьми Божьими. Так вот, чтобы мы не потеряли этот дар, и чтобы нашли путь общения к Богу, дорогие братья и сестры, нам это дано вот сейчас в церкви, потому что молитва общения с Богом, через это открывается таинство веры, дорогие братья и сестры. Пока человек поверил в Бога через книги, это одно. А когда человек знает Бога лично через молитву и таинство причастия, это уже жизнь будущего века. Об этом преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что это начаток Духа Святаго, это и есть откровение будущего века, дорогие братья и сестры, здесь и сейчас. В чем безграничное совершенное и выше человеческое в силе и правде единой веры православной в том, что мы не просто говорим о Боге истинном, и не просто говорим праведно, православно. А нам дана возможность возвыситься здесь, какими бы мы недостойными не были. Господь всем хочет спастись. Мы Его все дети. И Сам Господь говорит: Я пришел не праведников призвать, но грешников. Не здравые нуждаются во враче, но больные. Если человек видит весь ужас своего внутреннего разрушения падшей своей души, тогда он действительно нуждается в Помощнике, в Спасителе и Исцелителе.

Так вот, Он близ нас. Достаточно только здесь таинство исповеди, таинство молитвы, таинство причастия, самое дорогое, что мы можем иметь и здесь мы имеем в этом мире, дорогие братья, вот это величайшее откровение, к чему и стремились преподобные старцы Оптинские. Вообще это и дано всем призвание святой православной Церкви. И путь, который показали преподобные старцы то, что он действительно не только возвышает, не только очищает, не только благословляет человека. Посмотрите, каких духовных высот и какой благодати они достигли. И это открыто, дорогие братья и сестры, всем. Это не только монахам, как многие считают, что это дело монахов. Нет, дорогие братья и сестры, и мужчинам и женщинам, всем, кто пожелает, потому что мы в любом состоянии, кроме греха, мы все – дети Божьи. И вот посмотрите, если Сам Господь говорит, что если вы будучи злы, падшие, опять же известные Его слова из Евангелия: если вы будучи злы, умеете добрые дела делать детям вашим, кольми Отец ваш Небесный (Лук. 11, 13). Вот подумайте сами, если ребенок попросил хлеба, неужели вы дадите ему камень. Если ребенок попросил рыбу, неужели дадите ему змею. Господь говорит: думайте, размышляйте и делайте правильные выводы. Так насколько Отец Небесный, если вы у Него попросите исправления своей души, спасения, Он даст.

Молитвами преподобных старцев Оптинских Господь да укрепит нас в православной христианской жизни, чтобы мы достойно пронесли свой христианский крест и завершили благополучно и победно с Божьей помощью свой христианский подвиг.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)