Аудио-трансляция

Ес­ли бы приш­лось ко­му и претк­нуть­ся, пасть не­на­ме­рен­но, не­доб­ро­воль­но, он ув­ра­чу­ет­ся по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, соз­на­ни­ем сво­ей не­мо­щи, ес­ли не от­ка­жет­ся впредь бо­роть­ся с со­бой, с бо­рю­щим нас гре­хом. Та­ко­вый, аще и па­дет,– восс­та­нет и ус­то­ит в сво­ем ос­нов­ном нап­рав­ле­нии, не про­да­вая се­бя гре­ху.

преп. Никон

Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братья, сестры, в эти святые дни, тяжелые для тех, кто действительно живет этим постом, кто работает над собой, кто занимается тем, что пытается избавиться от страстей, сказать, что это легко, это неправда. Это очень тяжелый путь жить, соблюдая заповеди Божии, и жить в мире со своей совестью. Это очень тяжелый труд.

И вот в эти дни мы поем «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко». Господь нам являет в эти святые дни Свой Крест как бы в помощь для истинно кающихся, для истинно верующих, для тех, кто действительно жаждет встретить Пасху Христову. Ибо как святые отцы говорили, что человек, который верит в Воскресение, он должен верить и в Крест Христов, ибо невозможно Воскресение без Креста. Церковь так и называет Крест – райская дверь. Для неверующих людей крест – это страх, погибель, смерть. А для нас крест, крестные страдания – это слава. Так в Церкви воспевается: Крест – хранитель всей вселенной, Крест – царей держава, Крест – красота церкви, Крест – верных утверждение, Крест – Ангелов слава и демонов язва. Поэтому когда мы с вами говорим с людьми, они смеются над нашей верой, над Крестом Христовым. Вы посмотрите, сколько у нас примеров жизни людей, живущих на земле, что в первую очередь они с себя скидывали крест, не отрекались от имени Христова, а именно знак Христовой власти над ними скидывали крест свой, кидали его со своей шеи в грязь. Потому что жег он их, сжигал их совесть, которую они предали не Христу, а другому существу.

Вот мы, христиане, уповаем на Бога и на Его Крест Христов. Вспомним, когда израильтяне пришли к источнику, который был горький, и древо крестное, с которого потом был сделан крест Христов, они опустили в воду, и она стала сладка, как мед (см. Исх. 15, 22-25). И человек, который действительно верит во все это: в Бога, в Церковь, в заповеди, в Евангелие, — для него вера и жизнь во Христе – это услада, это слава, это утешение. Поэтому мы говорим в проповедях, и постоянно батюшки рассказывают, и святые отцы пишут об этом, что скорбь следует за утешением, а за утешением следует другая скорбь. Но мы этого не боимся, мы это ждем, потому что не может человек в чем-то быть успешным, если он в этом не будет иметь навык. Неужели в армии, когда приходит человек, или на какую-то работу приходит человек, ему говорят: вот у нас такие-то и такие-то условия, он говорит: нет, я буду жить здесь по своим условиям. Ему отвечают, что это невозможно.

Поэтому мы пришли в мир Христов. Это не Он пришел в наш мир, это мы появились в этом мире, где уже существуют до нас созданные законы. И не нам их исправлять, не нам их менять. Мы должны подчиниться этому, и тогда обретем полную свободу. Потому что полная свобода – это есть жизнь во Христе, то есть делаешь не то, что я хочу, а то, что положено по заповедям Божиим. Но поверьте, как говорит Священное Писание, где написано: Заповеди Мои не тяжки суть (1Ин. 5, 3). То есть ничего нам тяжелого сверх меры Господь не дает. Все по нашим силам. Нам только остается просто выполнять то, что написано в Священном Писании, не более того. И верить в то, что это не тяжело. Но очень тяжело, невыносимо тяжело, когда человек отвергается от креста, снимает с себя крест и погружается в эту пучину мрака, отчуждения, злобы. Он сам себя ненавидит за то, что он струсил.

Но и тут Господь говорит: ну и струсил ты, ничего страшного, вернись обратно, сын Мой. Господь же принял блудного сына и не отверг его, а оказал ему такие же почести, как и старшему сыну (см. Лук. 15, 11-32). Потому что Господь — и Бог правды, и Он — Бог милости. Милости хочу, а не жертвы, — говорит Господь (Мф. 9, 13). Да, Господь исполняет всякую правду по закону, но сверх этого – милость, которую нам Господь непрерывно оказывает и на нас разливает. Потому что, если не было бы милости, никто бы из нас здесь не стоял. Потому что если по правде, которую люди требуют друг от друга, нам всем идти туда, вниз. Согрешил – наказание и смерть. А Господь говорит: нет, согрешил – покайся и получи милость. И вот мы так и живем и этому учим наших детей. Поэтому мы с детства детям говорим, что это можно, а это нельзя, Чтобы как раз их научить вот этому исполнению заповедей, потому что без послушания, без смирения ребенок не выживет в этом мире. То же самое и на войне и в армии. Если не будет послушания подчиненных начальству, погибнут все воины. Только выполнение приказов, послушание, которое они оказывают, даст возможность выжить. То же самое и на работе. Если мы не подчиняемся своему начальству, выгонят нас наше начальство. И не будет у нас ничего, а будут только одни скорби.

Бог не хочет смерти грешника, но чтобы покаялись все, и в познание истины пришли (1Тим. 2, 4). Истина – это как раз жизнь во Христе. Другой жизни у нас нет. Как говорит Господь в Священном Писании: Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной (Мк. 10, 21). И вот мы выбираем не правду человеческую, а правду Божию, которая не вмещается в человеческое сознание. У нас есть суды, у нас есть адвокаты, прокуроры, есть целая система, которая наказывает, дает наказание людям, исправляет их. Потом еще смотрит, как они живут, исправились ли они. А люди все равно совершают преступления. Люди глушат в себе свою скорбь и злобу, погружают себя в удовольствия, чтобы как-то все это загладить. А мы – нет. Мы все погружаем в любовь, которая превыше всего.

И вот в эту Крестопоклонную седмицу вспомнит о том, что Крест Христов возвещает нам о том, что выполнившие все будут пребывать и здесь в любви Божьей и на том свете в Царстве Небесном в любви вечной.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)