Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жить мож­но и в ми­ру, толь­ко – не на юру, а жить ти­хо.

преп. Амвросий

Это не ху­до, что вы обу­ча­е­тесь са­ми знать хо­зяй­ство; вы сос­тав­ле­ны не из од­ной ду­ши, но и из те­ла, а те­ло нуж­но для спа­се­ния ду­ши, на­доб­но же и о нем по­пе­щи­ся.

преп. Макарий

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТАПамять преподобного Иоанна Лествичника

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника. Также мы слышали замечательно Евангелие, которое рассказывает о том, как отец привел своего одержимого злым духом сына ко Христу и просил сотворить исцеление. В роли этого отца, приведшего сына, выступает все больное грехом человечество. Также выступает каждый из христиан, кто приходит к Богу, к Церкви, ожидая исцеление своей души от страстей и грехов, мучающих человека.

Характерно, что этот человек это образ нашего ума, который осознал греховность собственной жизни, осознал, что им владеет некая сила, что его соблазняет сласть греха. Несмотря на его человеческие усилия он не может избавиться от греха, живущего в нем с самого рождения. Об этом и говорит отец, когда Христос спрашивает у него, давно ли это с ним случилось. Он говорит: с детства злой дух мучает его (Мк. 9, 21). Так каждого человека злой дух в той или иной степени мучает с самого детства. Во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7), говорит псалмопевец, указывая тем самым на истину человеческой поврежденности, когда от самого рождения в естестве человека всеян греховный закон, и человек по мере своего возрастания все больше преуспевает во грехе. И вот этот отец от своего собственного бессилия приходит ко Христу и просит исцелить и при этом указывает на то, что Его ученики не смогли это сделать.

Под образом этих учеников Христовых, апостолов, мы должны видеть всю Церковь. Апостолы и были той Церковью. Именно от них Церковь и произошла. В Сионской горнице на них сошел Дух Святый. И после этого, наделенные силой Святаго Духа, они пошли на проповедь Евангелия, сотворили многие чудеса, основали в разных городах свои церкви. И вот так каждый из нас, приходя в церковь, ожидает исцеление своей души. И часто со временем начинают думать, что причина этой неисцельности, наверное, заключается в том, что в Церкви что-то не так, что она не может исцелить нашу греховность, несмотря на то, что мы, кажется нам, живем сообразно заповедям Божиим, сообразно тому, чему нас учит Церковь.

И Господь отметает это обвинение Своей Церкви, Своих учеников в том, что они не смогли исцелить этого отрока. Господь восклицает: «О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами!» «О роде неверный» — по толкованию святых отцов это обращение, прежде всего к этому человеку, обращение, указание на то, что причина неисцельности его грехов и страстей это его маловерие. И сам человек это осознает, когда Господь спрашивает его: веруешь ли ты, ибо все возможно верующему. Он сначала говорит: верую, а затем осознает, что не о такой вере говорит Господь, и тут же добавляет: помоги моему неверию.

И вот вера — это основание нашей жизни духовной во Христе. Без нее ничего быть не может. С обретения веры начинается наш духовный путь. Ею же он продолжается. Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Одна только умовая вера, вера нашего разума в то, что Бог есть, недостаточна для преображения нашей души. Наша вера свидетельствуется нашими делами. Ими же она утверждается и укрепляется. Если мы не исполняем заповеди и веления святых отцов в своей повседневной жизни, если мы не преодолеваем то сопротивление, которое оказывает нам мир, наше собственное естество, то наша вера не может утвердиться, она не может окрепнуть. А без укрепления нашей веры она не сможет руководить нашей жизнью к христианскому спасению. Наша вера подразумевает осознанность наших действий, подразумевает, что каждое наше дело мы совершаем как бы перед лицом Божьим.

Мы забываем о том, что каждое наше дело, участие в таинствах подразумевает в первую очередь, что мы подходим к таинству с верой. Об этом содержится в наставлениях и руководствах по подготовке к исповеди, к причащению. Главное условие благотворности воздействия на нас таинств — это наша вера. Мы должны подходить к Святой Чаше с верой в то, что это действительно истинное Тело и Кровь Христовы. Мы часто забываем это, что для нас эта тайна выше естественной. Мы не можем сердцем постоянно эти тайны воспринимать, как нечто истинное, уже совершившееся. Так могли жить и чувствовать только святые. От нас требуется постоянный труд, напоминание себе, о том, что перед нами великое чудо.

Святитель Феофан Затворник, уча молитве, постоянно призывал христиан к тому, что прежде чем к молитве приступать, человек должен вспомнить о том, к Кому он обращается, почему он обращается. Он призывал людей уделять хотя бы немного времени богомыслию перед молитвой, рассуждению о тех великих благодеяниях Божиих, которые снизошли на нас. Он призывал нас прочитывать с чувством хотя бы Символ Веры, чтобы осознание великого таинства, пред которым мы предстоим или в молитве или подходя к Святой Чаше или подходя на исповедь, преобразило нашу душу, сделало ее готовой молиться искренне, и в сознании воспринимать то, что Бог не только есть, но и слышит нас и участвует в нашей жизни.

Один святой говорил, что все, что мы делаем не по вере, уже есть грех. Ибо христианин призывается к тому, чтобы каждое свое дело посвящать Богу, о каждом самом малом деле спрашивать тайно в душе, испрашивать на это благословение Божие, прислушиваться к тому, благоволит ли Бог к задуманному нами или нет. И напротив, когда мы, оставаясь христианами, полагаемся в каких-то даже в мелких делах на собственный разум, на собственную опытность, мы тем самым показываем меру своего неверия. Мы показываем, что в каких-то делах мы считаем себя способными совершить это дело сами. Мы отказываемся призывать Бога, отказываемся разделять с Ним наши повседневные заботы. Из-за этого наша душа постепенно отвергается Бога незаметно для нас.

Один святой говорил о том, что змея, когда на нее нападают, она в первую очередь прячет свою голову. Что же такое «голова»? Голова — это наша вера. Мы должны во всех жизненных обстоятельствах хранить ее. Мы можем тяжко согрешить. Это скорбно, но это можно преодолеть. Мы можем совершать много неправильных поступков, но если мы потеряем веру, на этом все и закончится. Потому что именно вера двигает нас к молитве, именно вера помогает нам преодолевать скорби и трудности нашего земного пути. Но вера подразумевает не только то, что мы должны верить в Бога, во Христа, но то, что мы должны верить в Его дело. А Его дело — это Церковь. И Церковь устами своих архиереев и священников учит нас христианской жизни.

Человек, который верует, должен помнить, что не только не должно быть в его душе умаления в бытие Божием, в то, что Бог наш Искупитель и Спаситель. Но мы должны веровать, что Его Церковь — святая и непорочна, несмотря на все возникающие в ней нестроения, зачастую кажущиеся нам, несмотря на то, что мы встречаем какие-то недостатки и немощи у людей, эту Церковь составляющих. Но нужно веровать, что в ней, тем не менее, живет Святой Дух. Нужно хранить эту веру и точно также защищать ее от нападок на нее. Священномученик Илларион Троицкий еще в начале 20-го века говорил о том, что главная проблема православной России заключается не в потере веры, а в том, что человек отошел от Церкви. Сохраняя как ему кажется веру во Христа-Бога, человек перестал верить Его Церкви, перестал верить в то, что священники и архиереи способны руководить им на пути к спасению.

Мы должны верить не только в Бога, не только в Евангелие, но и в учение святых отцов. Не случайно сегодня Церковь поминает память преподобного Иоанна Лествичника. Он жил в 6–7-ом веке по Рождеству Христову и написал замечательную книгу, называющуюся «Лествица». Эта «Лествица» состоит из тридцати глав, из тридцати ступеней. Ведь лествица это есть наша лестница. И человек, который хочет духовно возрастать, призывается к тому, чтобы постепенно преодолевать ступень за ступенью, постепенно восходить в Царствие Небесное. Этот путь требует усердия, терпения, требует разумного исполнения тех или иных заповедей и добродетелей, каждую в свое время и в своем месте. Начинается этот путь с отречения от мира, с отклонения от него, со странничества. И совершается он послушанием, которое мы оказываем своему старцу, а в миру живущие оказываем своим священникам, духовникам и просто Церкви, которая учит нас христианской жизни. И преподобный Иоанн Лествичник говорит, что как Израиль, который ушел из рабства Египетского, нуждался в Моисее, нуждался в проводнике, так и каждая душа нуждается в руководителе.

Сейчас очень часто говорят о том, что время наступило такое, что в Церкви нет достойных руководителей, нет старцев, нет святых. Но дело в том, что уровень современных христиан таков, что современных священников достаточно, для того чтобы руководить христианами на пути ко спасению. В Церкви все устроено премудро, и Святой Дух по-прежнему живет в ней и вещает через уста своих верных учеников. И поэтому отказываться от руководства, от вверения своей жизни послушанию в каких-то границах духовному своему руководителю есть признак гордости, есть признак самоволия, когда человек через такое уклонение от послушания все больше уходит от Церкви, все больше учится критическому размышлению и рассуждению, все больше не верит. И в конечном итоге человек повреждается своим разумом и душой и уже оказывается совершенно неспособным к послушанию.

Вера в Церковь подразумевает также, что мы веруем в те правила и традиции, которые она содержит. Нельзя в Церкви разделить догматы, которые важны для исполнения, и правила церковные, которые кажутся зачастую многим изобретением человеческого ума. Все что мы имеем в Церкви, как говорит святой Ириней Лионский, апостолы, как в некую сокровищницу, сложили в нее, и каждый из нас может черпать из нее необходимое на потребу души. Святитель Василий Великий говорил, что не все в Церкви написано, но есть и предания, есть и вещи, которые передавались в ней устным образом от человека к человеку, от епископа к епископу. Многие традиции и правила освещены самой Церковью, освещены Святым Духом, и являются для христиан таким же необходимым условием спасения, как и божественные догматы. Поэтому хочется призвать вас к тому, чтобы вы верили, что многие вещи, которые кажутся вам в Церкви второстепенными, они все так или иначе важны для вашего спасения, начиная от подготовки ко святому причастию, начиная от тех молитвенных правил, которые Церковь положила для христиан, чтобы они каждый день упражнялись в молитве, заканчивая мнением святых отцов, их поучениями на аскетические темы. Все это является душеспасительным для нас и необходимым для нашего спасения.

Поэтому в этот день, день преподобного Иоанна Лествичника я призываю вас читать святых отцов, хранить веру, жить с верой и никогда не забывать, что спасение это долгий и трудный путь, но преодолевается он терпением и верою в Бога. Спаси всех вас, Господи.

Иеромонах Димитрий (Волков)