Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Пред Бо­гом ка­ю­щий­ся греш­ник лю­без­нее, чем са­мом­ня­щий­ся пра­вед­ник. И по­то­му бе­ре­гись осуж­дать!

прп. Анатолий

Как толь­ко при­дет в го­ло­ву осуж­де­ние, так сей­час же со вни­ма­ни­ем об­ра­ти­тесь: „Гос­по­ди, да­руй мне зре­ти мои сог­ре­ше­ния и не осуж­да­ти бра­та мо­е­го".

прп. Нектарий

Ни­ко­го нель­зя осуж­дать, да­же са­мо­го от­ча­ян­но­го греш­ни­ка.

прписп. Никон

Неделя 4-я по Пятидесятнице

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, в этот воскресный день за Божественной Литургией мы слышали повествование из Евангелия от Матфея об исцелении отрока слуги капернаумского сотника. Сотника, который был начальником римской сотни, ста воинов, приступил к Иисусу. И поразительно то слово, которое говорит он. Он пришел с великой скорбью и болью. Он говорит: Господи, отрок мой люто страждет (Мф. 8, 6). И говорит это так, словно это страждет он сам.

Как каждый из нас знает из тяжелой болезни, как ему плохо, он даже не просит о помощи, а просто открывает боль, которая для него тяжела и нестерпима. Так и этот человек открывает боль слуги своего, как свою собственную боль перед Христом Спасителем. И уже это поражает нас с вами, что он так был сострадателен и милосерден к человеку, который не был ему родным, не был ему близким, был, возможно, даже его собственностью. Потому что, скорее всего, он был одним из его рабов. Но, так или иначе, этот человек, сотник, который имел власть над ста воинами, не был простым человеком, мог так просто и сострадательно любить.

Это, конечно же, должно открывать и наши с вами сердца к любви и сострадательности к людям, к нашим близким, к нашим ближним. И быть может к тем, кто пока нам физически не близок, быть может, не будет никогда близким, но близок к нам по и духу, и близок к нам, потому что всякий человек есть образ Божий. И ближе человека к человеку быть не может никто, кроме Самого Бога. И вот эта глубина отношений среди людей, которая была задумана Творцом и заложена в Адаме, но утраченная через его грехопадение, открывается нам в новой глубине во Христе Иисусе. И этот прообраз отчасти в свою человеческую меру приоткрывает нам этот сотник капернаумский, показывая нам о подлинных отношениях между людьми. И вот он, болезнуя об отроке, слышит слова Спасителя: «Я приду и исцелю его». И что поразительно, что в этом человеке есть не только милосердие к ближнему, но и поразительная вера во Христа Спасителя, в человеке, чуждом ветхозаветной религии. Быть может, лишь он что-то слышал, чему-то симпатизировал. Но он уверовал в этого необыкновенного Чудотворца. И он поверил, что Его сила не находится лишь близ Него, когда Он исцеляет только того, кто находится непосредственно рядом с Собой. Но принцип власти, заложенный Богом в этом мире, удерживающий мир от хаоса, тем более принадлежит Тому, Кто основал этот мир. И Он повелевает небесными и земными стихиями и природой. И этот воин говорит, что я недостоин, чтобы Ты вошел в кров мой, но только скажи слово, и исцелеет отрок мой, потому что и я воин, находящийся под властью. Но говорю одному, он и приходит; делай то, и он творит.

Поразительна вера этого сотника. И поразительна, быть может, даже та зародившаяся в нем трепетная любовь, чтобы не утруждать Учителя, не делать Ему труды напрасно куда-то идти, если Он как Сердцеведец и Вседержитель, Который все содержит в Своих руках, как Всесильный Бог, как Всемогущее начало способен исцелить кого угодно, где угодно на любом расстоянии. И удивительна эта вера, потому что Христос удивляется, говоря о том, что в Израиле не нашел Я такой веры среди тех, кто имел откровения от Бога, кто имел знания о Боге, имел храм, имел священство, имел пророков и Писание. Среди всех этих последователей Единого Бога, ожидавших Мессию — Христа Спасителя, не нашлось ни одного, кто мог бы веровать так, как этот римский легионер. И для нас с вами это тоже назидательный пример, потому что далее Христос говорит, что многие от востока и запада придут и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, а сыны Царствия будут изгнаны вон. Потому что Христос ищет веры в человеке, того главного стержня, той главной драгоценности человеческой жизни, веруя не в то, что просто Господь существует, когда человек допускает себе такую мысль, или даже быть может уверен, что Бог есть. Но вера — это есть то начало, та закваска, которая должна преобразить жизнь человека, изменить ее сущность в своем существе так, чтобы человек стал иным. То состояние души, когда человек стремится быть верным Христу, верным быть своему Создателю, верным до конца, до всякого предела своей жизни, до последнего издыхания, до всех глубин ее проявления. И никак иначе веровать в Бога нельзя. Только к этой мере призывает нас Христос, только в этой мере можно стать подлинно Христовым и обрести Его в жизни вечной, обретя еще здесь на земле. Потому что наивно предполагать и напрасно думать, что мы обретем Христа там, не познав Его здесь.

И нам эта возможность дарована. Дарована, как перспектива вечного развития духовного нашей души, развития в любви. Развития в милосердии, кротости, смирении, сострадании и в нашей с вами вере, которая может возрастать от силы в силу. В той вере, которая должна ясно свидетельствовать этому миру, что этот человек подлинно Христов, что это даже ближние видят по нашим делам, по нашим действиям внешним и по проявлению характера человека, его эмоциям, его чувствам, что подлинно этот человек стал другим. Даже многие новоначальные, по-настоящему захотевшие идти за Христом, через какое-то время бывают засвидетельствованы своими близкими, что что-то в их родном человеке стало другим. Мы не узнаем его. И это то начало, которое ожидает от нас Христос. И далее говорит Господь: и как ты веровал, будет по вере твоей. И исцелел отрок его в тот час.

Так и мы с вами да уверуем в то, что Господь Сердцеведец, всемогущий Творец и Создатель этого мира способен уврачевать и каждую нашу с вами немощь, все наше несовершенство, все наши изъяны, все то, в чем мы винимся пред Богом и осознаем в себе, как нашу недостаточность. Но лишь бы мы не веровали в себя, в свои силы, потому что они весьма и весьма малы, если не сказать, что ничтожны. Но Господь может исцелить человека, лишь бы наша воля, наше желание сочеталось с волей божественной. Тогда Господь, желающий спасти и привлечь к Себе весь мир, каждого из нас, будет спасать и действовать в нашей жизни, когда мы дадим Ему своим свободным произволением эту возможность. Потому что Он никого не неволит, уважая дар свободы, дарованный человеку.

Устремимся к этому, возжелаем по-настоящему спасения. Принесем к стопам Спасителя наши немощи, наши недостатки, наши несовершенства, чтобы обрести ту веру, которою удивился Христос, и которая подлинно спасительно может научить нас быть верными, быть Христовыми, милующими наших ближних. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)