Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­рись при по­мо­щи Бо­жи­ей, будь крот­ким, не имей зло­бы на ближ­них, уго­товь крот­кою, доб­рою жизнью свою ду­шу для восп­ри­я­тия Бо­же­ст­вен­но­го на­у­че­ния, и Гос­подь Сам на­у­чит пу­тям Сво­им.

преп. Никон

Зем­ной удел че­ло­ве­чес­кий – скорбь, труд, бо­лез­ни, под­виг, пе­ча­ли, не­до­у­ме­ния, тес­но­та, ли­ше­ние то­го или дру­го­го, ос­ко­рб­ле­ния, сму­ще­ния, восс­та­ние страс­тей, борь­ба с ни­ми, одо­ле­ние, или из­не­мо­же­ние, или без­на­де­жие и по­доб­ное сим. Не вот­ще ска­зал про­рок Да­вид: несть ми­ра в кос­тех мо­их от ли­ца грех мо­их (Пс. 37, 4).

преп. Амвросий

Ес­ли бу­дешь толь­ко ожи­дать бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий для спа­се­ния, то ни­ког­да не нач­нешь бо­го­у­год­ной жиз­ни.

преп. Никон

Неделя 4-я Великого поста

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья, сестры, отцы, продолжаются дни Великого поста, закончилась Крестопоклонная неделя. Крест Господень помогал нам всю эту неделю лучше осознавать свою греховность, помогал, как оружие против дьявола, против его силы, против наших похотей и страстей.

Сегодняшнее Евангелие было посвящено исцелению бесноватого (см. Мф. 17, 14–21; Мк. 9, 17–27). После Преображения на горе, куда Господь поднимался со своими учениками Иоанном, Иаковом и Петром, они спустились вниз, где их ожидали оставшиеся девять учеников. Спустились они к скорби, потому что ожидал их и отец с больным своим ребенком, с детства страдающим падучей болезнью, которая постоянно бросала его то в холод, то в зной. Он повергался на землю, бесновался. По описанию эта болезнь очень похожа на эпилепсию. Отец обвиняет Господа, косвенно конечно, что ученики Его не смогли исцелить сына его. На что Христос замечает, что Ему очень тяжело находиться с нами: О, род неверный и лукавый! Доколе буду с вами. Тяжело Ему на самом деле именно из-за маловерия тех, кто тогда обращался ко Христу. Христос творил многие чудеса. Многократно Он обращает внимание учеников Своих на то, что вера творит многое, что даже если бы вы имели горчичное зерно веры, то могли бы переставлять горы. Также находясь в плавании, вы помните, когда Господа разбудили на корме, Он тоже спросил: Почто страшливи, маловеры (Мф. 8, 26). Петра спросил, когда тот в водах тонул. Учеников Своих спросил на корме: почему вы имеете так мало веры.

Этой веры, отцы и братья, не хватает и нам с вами. Почва наших сердец подчас очень жесткая, неудобренная, каменистая. Семя веры, которое нам Господь постоянно посылает, натыкается подчас на наше равнодушие, безразличие. А это именно то, где мы можем проявить свои усилия. Многое зависит от Бога, но Господь не спасает нас без нас. Многое зависит от того, как мы эту почву сердечную пытаемся удобрить и разрыхлить. Разрыхлить мы ее можем делами веры, где-то даже понуждать себя творить добрые дела, потому что это включает наш какой-то внутренний моторчик. Нам нужно войти в состояние некоего подвижничества, желания трудиться Богу. Укрепляем мы нашу веру и слышанием сова Божия, то есть когда мы регулярно читаем Евангелие, ибо вера – от слышания слова Божия, как сказано в Апостоле (см. Рим. 10, 17). Поэтому регулярно упражняясь в чтении Евангелия, мы почву своего сердца разрыхляем. Разрыхляем мы ее и осознанием своей немощи. Как сказал Макарий Великий: основание веры – это духовная нищета и безмерная любовь к Богу. Вот это осознание духовной нищеты, того, что мы не можем без Бога ничего, что только Он подкрепляет все наши благие намерения, а мы имеем только наши грехи, помыслы и похоти. Вот это осознание дает нам как раз произрастание веры в наших сердцах, укрепление ее. И наши крылья веры становятся крепкими, не картонными, которые при приближении к Богу, к свету опаляются, а истинными крыльями, которые могут нам вознести в Горний Мир в свое время.

Вера проверяется испытаниями и искушениями. Именно в это время мы можем определить, имеем ли мы действительно крепкую веру или мы малодушествующие и маловерные, как сегодняшний евангельский отец. Господь готов был исцелить его сына и спросил его: имеешь ли ты веру? И тот ответил: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9 , 24). Казалось бы, некое такое получается противоречие. Но его нет, потому что здесь именно как молитва о том, чтобы Господь укрепил, усилил нашу веру. Вера – это тоже дар Божий, и о ней необходимо молиться. Часто мы впадаем в какие-то искушения, не несем о себе промысел Божий. Когда все хорошо, мы промысел Божий принимаем; нам комфортно, мы готовы даже иногда благодарить Бога. Но когда все плохо, когда нас посещают скорби, мы не можем иногда принять обстановку, в которой мы находимся. Но она нам дана. Мы не можем, например, выбрать семью, в которой мы воспитываемся; мы не знаем, когда мы умрем, когда умрут наши ближние. И подчас очень сильно переживают вдовствующие о потере друга, матери и отцы о потере своих чад. Если промыслу Божьему угодно, чада уходят раньше на тот свет, чем родители. Родители переживают о болезни чад, о немощах, о пристрастии к алкоголю, о компьютерной зависимости. Но мы забываем, что мы находимся в этих определенных условиях. Они нам даны. Как один прозаик российский сказал: Время, оно дано, и это не подлежит обсуждению. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в этом времени.

Поэтому принятие вот этого промысла Божия о нас – эти и есть наша вера в Бога Промыслителя, память о том, что мы постоянно находимся в попечении Божьем. Она очень важна для нашего спасения. Будем ее приумножать своими действиями, будем приумножать ее и действиями добродетели молитвы и поста. Как опять обращаясь к сегодняшнему Евангелию, когда ученики уже после исцеления бесноватого спросили, почему у них не получилось исцелить сына, Господь ответил: Сей род изгоняется молитвой и постом. И часто этот происходит в дни Великого поста. Пост дает определенную легкость нашему сознанию, легкость познания себя и своей греховности, когда мы утучняем тело свое брашными обильными, питием и, еще не дай Бог, винопитием, то конечно наша кровь разгорячена. И на такую кровь действуют всяческие помыслы лукавые. Мы их принимаем. Мы склонны забывать о Боге, о Его промысле о нас. И вообще вопрос веры становится для нас каким-то не актуальным. Мы конечно веру имеем, но она какая-то притупленная. Мы не имеем дел веры. Поэтому пост очень важен для осознания своей греховности, для борьбы с духами поднебесными, которые постоянно посылают нам помыслы для нашего трезвения.

Святитель Иоанн Златоуст писал: Одна вера не может нас ввести в Царство Небесное. Напротив, из-за нее и будут осуждены те, которые ведут жизнь порочную. Поэтому будем отвращаться от всех этих пороков. Бесы тоже веруют и трепещут. Но однако, они бесы, и не желают, не хотят творить волю Творца. Господь дал нам свободную волю. Именно поэтому мы не можем подчас повлиять на наших ближних, на какие-то их пороки, в частности на винопитие, пристрастие к играм в нынешнее время, потому что свобода дана нам изначально каждому из нас. Даже Господь ее не трогает. Это дар Божий. Мы ей можем воспользоваться как во благо, так и во зло. Поэтому молиться о ближних своих мы должны, просить, потому что об этом просят наши сердца. Они переживают так же, как и наш Творец переживает за каждое Свое творение, но не вмешивается до поры.

Надо понимать, что когда мы просим об исцелении кого-то, в частности находящегося в страстях, то такой человек может измениться только серьезными какими-то испытаниями, когда через испытания, через какие-то горести он начнет понимать свою немощь, о чем мы сегодня говорили. И познавая эту немощь, он тогда обратится к Творцу за помощью. Поэтому не будем скорбеть, если по нашим молитвам вдруг кому-то из наших ближних какая-то страсть может даже усилиться на время. Будем вверять свои сердца промыслу Божьему о нас и о наших ближних, имея веру и крепкую любовь к Творцу и творениям Его.

Помоги всем, Господи, достойно провести оставшиеся дни Великого поста. И то, что мы получили, пронести в будущее, потому что важно сохранить то, что мы сейчас получим. Очень часто люди, получив постом Божье дарование, быстро теряют его.

Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)