Аудио-трансляция

Ста­рай­тесь хра­нить свои чувства. А особ­ли­во зре­ние, и про­дол­жай­те свое без­ро­пот­ное на­хо­дя­щих неп­ри­ят­нос­тей тер­пе­ние со бла­го­да­ре­ни­ем, и ког­да с по­мо­щию Бо­жи­ею бу­де­те ста­рать­ся бла­го­душ­но пе­ре­но­сить на­хо­дя­щее ис­ку­ше­ние и бу­де­те при­пи­сы­вать все оное сво­им гре­хам, а при по­лу­че­нии в серд­це скор­бей мо­лить­ся по за­по­ве­ди Гос­под­ней за тво­ря­щих вам на­пасть, тог­да явствен­но ощу­ти­те в серд­це сво­ем ра­дость и уте­ше­ние не­из­ре­чен­ное, мир по­мыс­лов и лю­бовь к Бо­гу и ко всем, не ток­мо жи­ву­щим с ва­ми, но и про­чим.

преп. Лев

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста Память Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы в своей обители празднуем престольный праздник. Сегодня день памяти преподобной и богоносной матери нашей Марии Египетской. В нашей обители это престольный праздник в свое время был устроен старцами святыми Оптинскими для того, чтобы мы в своей жизни понимали, что первое, что может нам оправдать и приблизить к Богу, это покаяние. Потому что как церковные песнопения, святой тропарь прославляет Марию Египетскую, как невесту Христову, как матерь покаяния. Вот, казалось бы, в свое время она провела пол своей жизни в ужасающем состоянии (разврат), но мы видим какая степень любви Божьей обращена ко всем нам, и какая была удивительная способность и сила, сердечная сила веры у этого человека, преподобной Марии Египетской, что она с Божьей помощью смогла восстать из такой катастрофической глубины нравственного разложения. Но мы знаем и проповедуем, что нет ни одного греха, который бы мог превозмочь силу любви Божьей.

Нет для Бога ничего невозможного. Почему? Потому что сама сущность Бога является любовью. Он Сам воплощение любви, Сам по природе Своей является любовью. Триединый совершеннейший бессмертный разумнейший совершеннейший Дух. Каждому из нас Он открыл и открывает путь спасения через покаяние. Вот какой яркий пример дала нам покаяния Мария Египетская. Но, дорогие братья и сестры, ее подвиг превышает сознание любого человека, потому что конечно она согрешила много.

Как свидетельствует ее житие, она провела в пустыне 47 лет после этого. 47 лет без крова, без одежды, питаясь только кореньями, произрастающими в пустыне. 47 лет — это целая жизнь. Конечно для многих из нас она непреложима, мы и не понесем даже не то, что части этой жизни, либо мы умрем или наша нервная система не выдержит. Господь каждому, обращающемуся к Нему, открывает для всех равный одинаковый путь спасения. Вот у нее был такой путь.

Вот посмотрим, дорогие братья и сестры, бесценнейшая книга, которая называется «Древний патерик». Обязательно при первой возможности нужно прочитать всем эту книгу. Это яркие настоящие примеры из жизни древних отцов. И там достаточно примеров, где видно, с каким трудом и с какой безграничной божественной любовью и попечением люди спасались. Это пример для вразумления нас, живущих сейчас в 21-м веке. Почему нужно знать эти книги, почему их нужно читать? Потому что они не просто несут информацию, а они несут утешение, что действительно насколько любовь Господа безмерна.

Посмотрите, там описан такой пример, что один преподобный молился, чтобы Господь ему открыл, сколько нужно времени, чтобы принести настоящее покаяние. Господь ему открыл: для сердечного раскаяния для человека, если оно будет, достаточно трех дней. Но еще более есть там яркие примеры. Там же описано, что одному преподобному по молитве Господь открыл, что недалеко был расположен женский монастырь, и этот преподобный видел видение, что в этом монастыре ангелы вознесли чистейшую душу. И он понял, что кто-то умер, какая-то праведница. И он направил в этот монастырь своих учеников, чтобы они узнали имя этой, как он думал, монахини, чтобы за нее молиться. Но представляете, дорогие братья и сестры, когда ученики пришли и спросили у игуменьи этого монастыря, какая у вас святая недавно умерла, она ответила: у нас все сестры живы, но вот, может быть, сегодня умерла блудница, которая пришла на покаяние в наш монастырь и при вратах умерла. И даже не трех дней, может быть не часов, а может быть, минут ей хватило.

То есть видите, Господь Сердцеведец, Он смотрит не на внешнее человеческое, а Он смотрит на содержание, которое заключается в нашем уме и сердце. То есть по степени сердечного раскаяния, по степени обращения к Богу, чем с большим человек с раскаянием обращается.

Сегодня вы слышали евангельское чтение, что вот это и есть: кто больше возлюбил Бога через покаяние, тому много и прощается (Лк. 7, 47). Вот это очень важно, что в наше время достаточно находится безумных людей, которые совершенно переворачивают понятие этого евангельского текста. Именно здесь только говорится об одном: кто Бога больше возлюбил в покаянии. Вот эта тоже блудница. Фарисей в своем безумном гордом состоянии, тщеславные, безумные люди. Он про себя думает: если бы он знал, если бы был праведником (думает о Христе), Он бы знал, какая женщина к Нему прикасается. Так Бог для чего пришел на землю, дорогие братья и сестры? Он так и говорит о Себе, что Я пришел спасти не праведных, но грешных к покаянию. Мнимые праведники они либо сразу, либо после, к сожалению, всегда остаются за оградой церковной. Не дай Бог, если кто-то так о себе подумал, мысль допустил, что он сделал что-то праведное или правильное перед Богом, он уже не просто согрешил. Он преступник, он уже лишился благодати.

Опять же обращаемся к древнему патерику. Очень яркий и назидательный пример. Вот я привел вам несколько примеров. А вот другой, что в покаянии, даже вот посмотрите пример великого аввы, наставника монахов, который превзошел уже и имел от Бога не просто, что Господь его простил, не просто Господь его очистил от греха, от страстей, а он имел дары прозорливости и соврешения знамений и чудес. Но в один из дней пришли ученики к нему, стали жаловаться на какого-то монаха, который продолжает жить нерадиво. И он только успел произнести «Ох», этот старец, и видит во мгновение ока перед ним распятие, и Господь висит на кресте и говорит ему: как ты посмел осудить того, за которого Я распялся. И говорит ангелам: снимите с него мантию. Тот в себя пришил, смотрит, а он без мантии. Так он убежал в пустыню, этот старец, семь лет вымаливал, чтобы Господь ему вернул. Вот видите, другой пример. Кому много дано, с того много и спросится. Вот действительно как Господь Своей благодатью его поднял на высоту, но посмотрите, он даже не успел осудить. Посмотрите, какая была духовная высота этого человека, он не успел осудить, а только произнес междометие, и уже как был наказан.

Поэтому, дорогие братья и сестры, совершая покаяние, вот специально привел этот пример. Какой страх Божий, который является началом премудрости, нужно каждому из нас иметь, чтобы окружающих, если бы Господь вдруг привел в церковную ограду, стали жить по возможности правильно (я не говорю праведно), хотя бы по христианским святым заповедям, никогда нельзя никого осуждать, чтобы люди не делали. Если Бог привел вас в Свою ограду святую, задача молиться не только за себя, а за весь мир, за всех людей, за свой народ, за свою родину, за друг друга. Мы так одичали со своим высшим образованием, что забыли, что у нас какой народ-то? Не за себя, не за семью, а что такое «на-род»? Это род, который объединяет, это огромная гигантская семья единоверная, единокровная. И то, что мы страдаем, особенно у нас здесь, почему? Потому что сколько нам дано, и с нас больше всех и спрашивается. Поэтому нужно не судить окружающих, дорогие братья и сестры. А как молиться? От простоты сердца, своими словами: «Господи Иисусе Христе, прости согрешения вольные и невольные этих людей и спаси их ими же веси судьбами».

Сколько секунд прошло? Десять секунд. Но за эти десять секунд вы и ваша семья получите безграничную благодать. Почему? Потому что пусть даже внешне вы это произнесете без участия сердца, поверьте, жизнь и опыт показывают, что хотя бы понимая, вы произносите, за это Господь дает благодать. Почему? Пусть вы даже технически проявили не безразличие, самый страшный бич современности, он происходит от крайней сытости, особенно городское население, кто обеспечен к сожалению. Чем более обеспечен человек, тем он более жестосердечный, становится более беспощадный. Казалось бы, ты все имеешь, надо бы как-то быть помягче к окружающим людям. Нет, к сожалению, богатство людей не просто развращает, богатство людей губит. С каким трудом богатым приходится спасаться. Видите, Сам Господь Бог говорит, легче верблюду, без каких-то кривых толкований. А то начинают выдумывать, что игольное ушко это продел в стене Иерусалима. Да нет, братья и сестры, настоящее ушко. А то так думают и пожировать и побесноваться от дури за счет крови и слез народа, и думают, что им еще в Царство Небесное проскочить. Не выйдет! Это игольное ушко. Если ты верблюд, то никогда туда не пролезешь, потому что душа твоя верблюжья, змеиная, неблагодарная. Кто тебе дал богатства, кто тебе дал здоровье? Кто тебе дал ум, опыт, талант? Не Бог ли? А если ты это выворачиваешь против Бога, против собственного народа, против собственного человека родного, о какой благодати может быть речь. На что эти сумасшедшие надеются? Вы что думаете, с Богом можно договориться? Это с людьми можно, потому что люди, к сожалению (не все, но большинство) имеют много слабостей и ради денег могут идти на любые преступления. Сейчас, к сожалению, мы это видим. Вселенский соблазн.

И наш народ тоже пытаются накормить этим ядом змеиным, что нет ни чести, ни совести, а есть только деньги. А что деньги порождают? Беспредел. Потому что зачем же тогда нужен Бог. Тогда человек идет против Бога ради стяжания. Ну что он настяжал? Посмотрите, сколько мы видим примеров? Нахватали миллиарды, а чем все заканчивается? Пулей в лоб. Могила. И куда этот человек идет на веки вечные? Повеселился, покрутился, невзирая на веру, если даже там, не дай Бог, крещеный. Тогда еще сугубее будет наказание. Бог дает и ум, и жизнь, и таланты. Вот Господь говорит: получил пять талантов, либо мнас в притче евангельской. Образ, чтобы мы думали, размышляли. Вот получил ты пять талант, и если умножил их ради Бога, ради людей, вот тогда эти таланты спасают человека. А так, действительно, мы сколько имеем примеров, что талантов у человека преизобильно, а он бесноватый, потому что гордыня у него такая, что, прости Господи, легче с животным договориться, чем с таким человеком. Потому что это уже не человек, это существо, зверь, потому что богом его стало чрево и деньги.

А видите, что апостол Павел говорит, что корень всех зол, начало и конец всех несчастий человека — сребролюбие. Если, не дай Бог, целью человека становятся богатство и деньги, то смотрите, не средство к жизни, а стяжание богатства, чтобы было, и никому не дать. Вот это не грех, братья, это сатанизм, за который кровью и вечной мукой надо будет расплачиваться. Бог поругаем не бывает. Что человек сеет в этом мире, то он и пожнет. Если тебе Бог дал талант, но ты этот талант развернул против всех ради себя родного, любимого. Но вот что вы видите, получается самозамыкание на себе, то есть человек из себя сделал идола, маленького поганого вонючего божка. Это что? Война против Бога и против человечности.

Поэтому дорогие братья и сестры, не смущаясь, чтобы сейчас и в будущем не происходило, помните, что каждый из нас ответственен за себя только лишь лично перед Богом. Поэтому наша задача — это покаяние. Что такое покаяние? В пространном православном Катехизисе видим определение: покаяние это таинство, в котором кающийся перед священником при видимом разрешении от греха получает полное разрешение от Самого Господа Иисуса Христа. Вот это дар и сокровище, которое мы имеем. Не оправдится, говорит пророк, пред Тобою, пред Богом, не оправдается ни один человек, если б не Его любовь. А посмотрите, как Он любит каждого из нас. Все даром. Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Приходи, все даром дано, только не поленись, не продай душу свою бессмертную, свой образ и подобие.

Посмотрите, в какую бездну пала Мария Египетская, и в какой славе она была уже при жизни, что преподобный Зосима, старец-то тоже был великий, он удивился, видя ее подвиг, что только она встала на молитву, и уже земля не держала ее. Живя на земле многие годы, она была уже небожителем. Она только встала на молитву, и … Но дело не в этом, что она молилась над землей, а в том, как она смирилась.

И именно глубина смирения, дорогие братья и сестры, определяет меру нашего покаяния. А что такое смирение? Это искреннее, сердечное, доброе, не лукавое исполнение воли Божьей в семье ли, на работе, в обществе, служа обществу, семье и родине. Чем искреннее правдивее мы живем, это выражение нашего покаяния, это слава нашей веры, потому что Бог по Своему существу прост, Агнец Божий. Посмотрите, какой символ дан. Самое кроткое существо на земле. Сколько есть десятков тысяч, а может сотен тысяч видов животных, но сравнение дано только в третьей книге Ездры. Так и написано: Господи, почему Ты из всего круга земного возлюбил пещеру, почему из всех птиц небесных возлюбил голубя, и почему из всех земных животных Ты выбрал Себе ягненка? Потому что это знак и символ кротости. Даже когда убивают его, он молчит. Это единственное существо. Когда его режут, он не кричит, с кротостью принимает смерть. Все остальные животные, все живые страдают.

Вот так и Христос принял страдания ради нас без ропота, молясь за Своих врагов, распинателей, ненавистников. Возненавидели, как сказано в 18-м псалме, в пророчестве сказано, Его туне, напрасно. То есть так за что Его возненавидели? Только за то, что Он проповедовал и Сам жил правдой Божьей, и нас к этому призывает через покаяние и веру изменить свою жизнь и жить по правде Божьей. Не по человеческой. Человеческая правда только в ад может привести.

Точно сказано, что широкие врата вводят в пагубу. Это слова Священного Писания. Или даже современная пословица, что широкой дорогой только в ад дорога устроена человеку. Поэтому правда Божия в этом и заключается. Помните, что не просто говорим: Господи, прости, а в своей жизни исполняем и воплощаем святые Христовы заповеди в простоте души, не испытывая, кто как живет. Вот в древних монастырских уставах есть такая пометка, строка. Это правило, устав монастыря, чтобы никого не осудить не то что в делах и взаимоотношениях, и даже когда ты кушаешь, ты не должен смотреть в тарелку своего соседа, чтобы не знать, как он ест, и чтобы сберечь свой ум от соблазна и от помысла осуждения.

Вот, братья и сестры, до какой стороны в ревности мы должны иметь не только покаяние, но, чтобы не осуждать других людей. Вот тогда божественная благодать будет всегда с нами. И всегда будем под покровом Божьим, потому что Он наш Отец. Вопрос нашего спасения это вопрос Богопочитания. Что это такое, братья и сестры? Богопочитание это почитание родного Отца. Вот как в семье. Ничего нового. Настолько естественно, просто и понятно до железа, что, почему нужно отца и мать любить? Потому что они тебе жизнь дали. А почему нужно еще больше Бога любить? Потому что Он дал жизнь и твоему отцу, и твоей матери, и всем твоим близким, всему человечеству, всему живому и неживому. Он источник жизни, Он родитель всех. Поэтому, дорогие братья и сестры, в наши времена уже до такой степени, не только в наши, но сто, двести лет тому назад, к сожалению, довели до уровня безбожия, спекулируя, что простейшие понятия довели до уровня понятия Бога, ужас до чего довели. Что Бог это что-то такое.

Нет, дорогие братья и сестры, это работа врага, чтобы оклеветать Небесного Царя, родного нашего Небесного Отца. Он наш не просто Бог, Он наш Отец. И поэтому предложенная нам всем спасительная заповедь это не то, что страх и трепет или какое-то понуждение. А это вольное призвание для того, чтобы мы сами свободно разумно исполняли это, для того чтобы изменить по образу и подобию нашу душу, дорогие братья и сестры. Мы Его образ, пусть даже обложенный этим мясом временным, но мы Его бессмертный образ. Мы уже, дорогие братья и сестры, бессмертны. Хочет этого человек или не хочет, но Он сразу нас создал бессмертными. Поэтому не думайте, что могильным холмом ничего не заканчивается. Это переход в тот мир до суда, для подведения итогов.

Поэтому будем просить всех святых угодников, святую праведную и преподобную великую мать Марию Египетскую, чтобы их святыми молитвами нам утвердиться в искреннем покаянии и братолюбии. Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)