Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Разд­ра­жи­тель­ность, или ярост­ная часть, есть од­на из три­ча­ст­нос­ти ду­ши, да­на нам не для то­го, что­бы гне­вать­ся на ближ­них, а иметь рев­ность про­тив гре­ха, а ког­да мы ярим­ся на ближ­них на­ших, то это де­ла­ем про­тив ес­те­ст­ва. Разд­ра­жи­тель­ность в нас име­ет си­лу от гор­дос­ти.

преп. Макарий

Разд­ра­жи­тель­ность по­ка­зы­ва­ет нам внут­рен­нее на­ше уст­ро­е­ние, ко­то­рое на­доб­но по­беж­дать са­мо­у­ко­ре­ни­ем, тер­пе­ни­ем, лю­бо­вию, а не вни­ма­ни­ем к сла­бос­тям ближ­них и не осуж­де­ни­ем, но ино­г­да и нам на­но­сят ос­ко­рб­ле­ния, и ко­неч­но, не без Про­мыс­ла Бо­жия, что­бы по­ка­зать нам на­шу не­мощь и дать сред­ство к ис­це­ле­нию – борь­бою, со­про­тив­ле­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

преп. Макарий

Про­тив разд­ра­же­ния – тер­пе­ние, и са­мо­у­ко­ре­ние, и рас­суж­де­ние о страс­тях Хрис­то­вых.

преп. Макарий

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом Память свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

«Мне должно делать дела Пославшего Мя», – так говорится в сегодняшнем отрывке Господом нашим Иисусом Христом, когда Он вместе с учениками выходит из синагоги и видит слепорожденного (Ин. 9, 1-41).

Неделя сегодняшняя как раз называется «Неделя о слепом» и благовествует чудо, которое сотворил Господь в Иерусалиме, открыв глаза слепому. Этот слепой сидел на паперти храма весь обездоленный. Всю жизнь он не имел зрения ни телесного, ни духовного. Святая Церковь выделила сегодняшний отрывок для воскресного чтения именно по той великой благости Божьей, которую Он сотворил для этого нищего, ибо открылись не только телесные очи его, но и очи духовные. Как часто и нам с вами приходится об этом задумываться и понимать, насколько мы обездолены и слепы, что без Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, без Его святого учения вера наша была бы совсем и совсем мала. Мы и так маловерны. Но если бы не было и того, что имеем, не было бы Господа, Который дал Свое учение, то мы бы оставались слепы всю нашу жизнь.

Господь творит чудо не сразу, то есть в несколько этапов. Вначале ученики спрашивают Его: кто согрешил, этот человек или родители его? (ст. 2) Ну, ясно, что человек слепорожденный до рождения не мог согрешить. Затем Он, умилосердившись и желая спасения этому слепому, говорит, что не согрешили ни родители его, ни он сам, но на нем должно явиться дело Божие (ст. 3). И это нас повергает к мысли о промысле Божьем. Как часто мы, бывает, малодушествуем, когда видим больных или сами какие-то скорби несем, забывая, что над нами Бог, забываем, что судьбы Божии в руках Божиих, а не в наших, забываем о промысле, о Его заботе о нас. И здесь как раз выявляется чудо, когда Господь выжидает на этом слепом всю его жизнь до этого момента, одновременно просвещая и очи телесные, и очи сердца его.

Господь творит брение из плюновения. Плюнув на землю, Он творит что-то подобное мази. И как в свое время Бог наш достал первого человека, Адама, из земли и пепла, так и здесь Господь творит из земли то, что дальше будет глазами этого слепого, как некоторые толковники толкуют этот отрывок. И затем Господь дает еще и задание определенное ему. То есть не сразу исцеляется слепой, а дает ему понести некоторый крест, некоторое испытание. Он должен дойти до купели Силоамской, которая на самом деле находится в другой стороне города, и там омыться, не имея еще на тот момент четкого представления, что он будет исцелен, лишь некое обещание. Этому слепому не на что надеяться; он надеется всецело на Господа. Он всем сердцем своим имеет веру к Отцу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Который в этот момент отправляет его в купель Силоамскую.

И наш с вами путь он тоже имеет определенную продолжительность. Вот этот путь до Силоамской купели, когда мы прозреем, когда откроются наши духовные очи, это наш определенный труд, который нам подобает нести постоянно безропотно с желанием просветиться, с желанием обогатиться. И на этом пути нам помогает не только святое Евангелие, но и творения духовных отцов наших – святых отцов.

В частности, сегодня день, посвященный еще одному событию – памяти святителя Игнатия Брянчанинова. Воистину это был светильник, воистину это был человек, который каждого из нас хочет просветить светом истины, светом евангельской проповеди. В его творениях вы можете найти все – и учение о промысле Божьем, «Судьбы Божии» называется это произведение; и о смерти: «Слово о смерти и памяти смертной»; и о плаче и о всех добродетелях. В его творениях оживают и ветхозаветные персонажи – Моисей, Аарон и праведный Иосиф. Авраам и Исаак предстают перед нами, как будто они только что жили, Они становятся для нас знакомыми, знаемыми, как наши лучшие друзья. Мы понимаем, почему озлобляется сердце фараона, почему он не дает Израилю свободы. Слог святителя краток, лаконичен и в тоже время богат. У него особый стиль, много сравнений, много цитат из Священного Писания, которое он употребляет в срок, вовремя, утверждая свою мысль. Наверное, нет в настоящее время ни одного монашествующего, который не изучал бы труды святителя Игнатия Брянчанинова. Но его труды важны не только для монашествующих, но и для абсолютно всех православных христиан. Они учат спасению в Господе нашем Иисусе Христе. Они растолковывают многие непонятные для нас места Евангелия и Ветхого Завета. Читая его творения, все написанное оживает перед нашими глазами.

И вот, наконец, слепорожденный приходит к источнику, исцеляется. И в нем не только происходит исцеление, как я уже говорил, не только телесное, но и духовное. Он смело уже может исповедовать свою веру. Он исповедует ее перед фарисеями, которые набрасываются на него, желая через это чудо уличить Господа Иисуса Христа. Они задеты. Только что перед этим Он был в храме и говорил о том, что был еще раньше Авраама, намекая на то, что Он был вечен и предвечен. Это для фарисеев уязвительно. Они не могут это простить. Они не видят в Господе нашем Иисусе Христе Бога, а лишь человека надменного, как они считают, который Себя мнит Богом, который нарушает субботу. Он исцеляет слепого в субботу, когда не должно делать ничего. Фактически эти люди живут законом, не имея веры. Они живут буквой. Вера в их сердцах умирает. Они видят чудо, которое произошло, но сердца их жестоки. Они не воспринимают это чудо как Божье чудо. Они все трактуют по-своему, а слепорожденный напрямую исповедует, уличает их, говорит: может ли кто, кроме праведника творить такие дела. Хотите ли вы быть учениками Его? (ст. 31, 27) Он показывает этим, что готов стать учеником. И когда Господь Иисус Христос встречает его и спрашивает, веруешь ли ты в Сына Божия, бывший слепорожденный отвечает: а Кто это такой? И слышит: перед тобой стоит (ст. 37). И не сомневаясь, бывший слепорожденный отвечает: верую, Господи (ст. 38). То есть он приобрел веру и готов идти до конца за Творцом и Спасителем своим. Даже родители его в чем-то, можно сказать, отказались. Когда их призвали фарисеи и расспрашивали про это чудо, они, боясь суда Синедриона, боясь отлучения от синагоги, подтвердили, что это их сын, но было ли исцеление или не было они не ведают; спросите у него сами, как они говорят.

Но Господь не оставил слепого и никогда не оставит нас с вами. Дай Бог нам с вами иметь такую же веру, открытое сердце для принятия в это открытое сердце святое откровение Господа нашего Иисуса Христа, Святаго Евангелия для утверждения в вере для того, чтобы мы все с вами прозрели духовными очами. А это прозрение, оно не бывает каким-то одномоментным. Оно длится всю нашу жизнь. Читая Евангелие, мы постоянно познаем что-то для себя, узнаем. И наше сердце все больше и больше открывается Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.

Помоги всем, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)