Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до быть ко всем поч­ти­тель­ной. Будь лас­ко­ва, но не лас­ка­тель­на. Пок­ло­нись, да ско­рее ми­мо про­хо­ди.

преп. Амвросий

Ес­ли меж­ду на­ми про­и­зой­дет ка­кое-ли­бо не­до­ра­зу­ме­ние или нам по­ка­жет­ся, что нам де­ла­ют что-ни­будь пло­хое на­роч­но, на­до сей­час же поп­рос­ту объ­яс­нить­ся, и тог­да вся­кое не­до­ра­зу­ме­ние ис­чез­нет.

преп. Никон

Мол­чи пред все­ми, и те­бя бу­дут все лю­бить.

преп. Амвросий

НЕДЕЛЯ 7-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали евангельский отрывок из Евангелия от Матфея, где Господь исцелил двух слепых (см. Мф. 9, 27-29).

Слепота сама по себе есть очень тяжкий крест. Мы, имея очи, имея способность видеть друг друга, видеть красоту этого мира, радоваться, утешаться восходом и закатом, облакам и зелени, горам, рекам и всему тому, что в многообразии сотворил Господь, порой не осознаем того великого дара, той радости, того утешения, которое даруют человеку очи. И одновременно ничто так не оскверняет ум, сердце человека, как эти же глаза. Через них человек смотрит на непотребство, разжигается похотью, разгорается завистью, пленяется гневом безумным. Видя очами, начинают осуждать. И все это подает через очи человеку дьявол, омрачая уже не только телесные очи, но прежде всего очи духовные человека.

И вот эти два человека не имели такой способности. Они были слепы, они не видели, что происходит вокруг них – ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни благородных. Все они были перед ними равны. Но, тем не менее, как любой нормальный человек они осознавали неестественность своего положения и всю трудность, когда человек должен иметь поводырей каких-то, постоянно кого-то о чем-то спрашивать, чтобы хоть как-то с чем-то в этом мире минимально управляться. Еще в доме можно выучить, что лежит под руками, но в жизни слепому очень и очень нелегко. И вот эти два слепца, идя в толпе вслед за Спасителем, возопили: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» (Мф. 9, 27), возопили, чтобы получить исцеление от Христа. Они не случайно называют Его Сыном Давидовым, потому что в израильском народе было верование о том, что именно от Давида, от его потомков произойдет Мессия-Христос, Который будет Спасителем и Избавителем Израиля. И называя Его Сыном Давидовым, они именно это имеют в виду. Они исповедуют Его как Мессию. И среди этой многочисленной толпы они, быть может, из немногих осознавали Его как Мессию. Среди этих многих зрячих они душевными своими очами прозрели в Нем Прозорливца, Человеколюбца и Творца всяческих, быть может, не вполне понимая еще, каким может быть Мессия, но они исповедовали Его таковым. Но Господь не реагирует на их просьбу. И лишь когда Он входит в дом, они приступают к Нему наедине уже с той же самой просьбой. И Господь испытывает их веру: Веруете ли, что Я это могу сотворить? И они говорят: да, Господи.

Слепота их исцеляется Богом, но зная искушение очей, нам с вами нужно помнить об этом, чтобы хранить свои очи от всего греховного, от всего соблазнительного, от всего неправедного и неправильного. В современном мире благодаря итнернету, телевидению, всевозможным играм, при помощи компьютеров и других устройств ничто не возмущает человека, как зрение. Ни через что, как не через зрение входит соблазн в душу человека. Так много раньше человек не способен был видеть. Все что он видел, это окружающий его мир, естественные картины, люди, с которыми он рядом жил, и, быть может, незнаемые люди, иногда какие-то праздники, веселье, песни и пляски под естественные инструменты. Все это было в меру, это не могло быть круглосуточно. Но в современном мире благодаря этим новым технологиям человек может круглыми сутками играть в игры, слушать музыку, смотреть какие-то бесконечные фильмы. И все это совершенно опустошает душу человека, особенно подростков, которые фактически становятся неуправляемыми, даже одержимыми, восставая на своих родителей, если те что-то пытаются им сказать против этого, не понимая того, что они губят свою душу, будучи еще совершенно неразумными существами, не умеющими разбираться в этом мире. Они заглатывают эту наживку, оказываются на крючке у духов злобы.

Поэтому так важно родителям следить за тем, что смотрят их дети, во что они играют. Настолько возрастает их ответственность перед Богом, что же на самом деле делает их ребенок. И никакими отговорками мы не оправдаться, что нам было некогда, что мы были заняты. Все это наша лень, нерадивость и лукавство. И Господь взыщет за души наших детей с нас с вами, если мы молчим, если мы пренебрегаем своими родительскими обязанностями, если мы не интересуемся, чем они живут, чем они дышат, что они делают, с кем они дружат, во что они играют, что слушают и смотрят. А идя на поводу у требований детей, которые не хотят отставать от своих сверстников в школе, мы не в состоянии объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо, оградить их от соблазнов, потому что семьи наши еле-еле живы. И к сожалению, живя в обществе потребления, современные мамы и папы очень часто не желают трудиться, бороться за души своих детей, не понимая, что эти и есть их ответственность перед Богом, их главное дело в жизни, если они это делают во Христе Иисусе, сохранить их души, воспитать их гражданами Неба, христианами и гражданами своего Отечества, которые способны будут что-то доброе в этом мире умножить. Но нам некогда, мы хотим развлекаться, мы хотим отдыхать и все посвятить себе, заботясь о своих нарядах, о своей внешности, увлекаясь своими какими-то интересами, только бы не заниматься детьми. Потому что это крест, и крест не легкий, но он радостен, если мы этот крест несем.

И вот об этом нам надо с вами сегодня помнить и знать, чтобы как эти слепцы приходя к Богу, прося, в том числе об исцелении и вообще принося какие-то свои просьбы, понимать, что Господь порой испытывает нашу веру и не сразу подает просимое с тем, чтобы мы принесли духовный плод, чтобы мы осознали, что нам действительно нужно то, что мы хотим. Чтобы мы, прежде всего, помнили, что главное в молитве не то, что мы что-то просим, а главное то, от кого мы что-то просим – Господь Бог. Молитва должна соединять нас с Ним, приводить к Нему. И если это не происходит, то, что бы мы ни просили, о ком бы мы не просили, все это теряет свой смысл и цену. Потому что и всякое доброе дело имеет смысл только покаянным деланием человека, не само по себе. Добрые дела есть проявление настроя души человека, который показывает, что он действительно хочет измениться, что он осознал, что жизнь без Бога пуста, прожита зря, и только во Христе Иисусе можно создать и созидать что-то доброе чистое светлое и святое. Только тогда человек может какие-то добрые дела делать ради Христа, показывая, что он хочет изменить и пытается изменить свою жизнь во Христе Иисусе.

И дай Бог, чтобы это покаяние принесли на деле, а не только каких-то вздохов своей души, и принося плоды покаяния, стремясь исправить свою жизнь, на место страстей и грехов, каких-то страстных привычек, насадить добродетель, чтобы в них радоваться Богу. Потому что добродетель есть наслаждение души человека. Человек, как образ и подобие Бога, соуслаждается добром, радуется ему, если душа его стремиться к здравию и к своему естественному первоначальному состоянию, какое сотворил Господь человека в раю. И дай Бог, чтобы в этот день, взирая на пример этих слепцов, прося об исцелении, услышав голос Христа Спасителя: веруешь ли, что могу сия сотворить, но в сознании своего сердца, в твердости своей веры и исповедания своего сказать: ей, Господи. Чтобы и жизнь наша наполнилась этим вечным смыслом жизни во Христе Иисусе.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)