Аудио-трансляция

Сми­ре­ние ус­по­ка­и­ва­ет и по­да­ет бла­го­на­де­жие к исп­рав­ле­нию, а сму­ще­ние бо­лее отя­го­ща­ет и вра­га на вас возд­ви­за­ет к боль­шим бра­ням.

преп. Макарий

Неделя 7-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангелии, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали об исцелении двух слепцов и глухонемого (Мф. 9, 27-35). Когда Господь проходил по Палестинской земле во дни Своей земной жизни, к Нему приступили два слепца (ст. 27).

Господь творил множество чудес. И все Его земное служение есть непрестанное служение человеческому роду. Как собственно творческая сила божественная она всегда людям благотворит, потому что Господь есть благ по Своей сути. Он есть Любовь воплощенная, Любовь неизреченная. И вот Господь, источник благости, подает благостыню всякому, ищущему ее. Эти два слепца приступили ко Христу, умоляя Его: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов!» Удивительно моление этих двух несчастных людей, которые двое молились как один. Не случайно бывает, что беды объединяют людей. И общее горе, общая отверженность, общее непонимание бывает способно сделать кого-то ближе друг к другу. Но и в этом тоже их заслуга. Очевидно, расположение их душ было таковым, что они смогли друг друга принять и вместе друг с другом соуживаться. Но вот они молятся Христу, они молятся Ему как Мессии, потому что их вера являла это. Называя Его Сыном Давидовым, они тем самым исповедовали Его Мессией, потому что никому иному таковой эпитет не предназначался. Но их моление это образ и для нас с вами. Нам также непрестанно дается такая возможность. Господь не отвечает на их мольбу сразу. И лишь когда Он вошел в дом, они приступили к Нему наедине, как сказано. И Он уже обращается к ним: «Веруете ли вы, что Я могу это сотворить?» И они отвечают: «Да, Господи». И тогда Господь касается их очей, и они совершенно исцеляются (ст. 28-29).

Так бывает и с нашей душой, когда мы, изнемогая под тяжестью того или иного креста собственной немощи человеческой, наших страстей, которые обуревают нас, каких-то обстоятельств приступаем ко Христу с мольбой. И пусть не всегда, как нам кажется, мы бываем услышаны, но Господь не спешит исполнять нашу просьбу. Господь долготерпит, чтобы в этом нашем долготерпении явился плод, плод смирения, плод покорности Богу, плод драгоценности всякого божественного дара, чтобы то, что мы получили через великий труд, по прошествии продолжительного времени мы смогли по-настоящему оценить и дорожить этим. Господь не разбрасывает Свои дары бездумно, но дает их премудро по мере нашего духовного состояния, духовного возрастания, и возрастания, прежде всего, в смирении. И вот Господь в этом долготерпении дает быть услышанным их мольбам. Хотя Он услышал их изначально, но видя то, что они принесли правильный плод, они не усомнились в Его божественности, они не ушли в смущение или смятение, но все равно следовали за Ним и последовали в этот дом, где наедине уже произошла их встреча со Христом. Он спрашивает их: Веруете ли вы, что Я могу это сотворить?

Так обращается Господь и к нашей душе, хотя мы много, очень много у Него часто просим, но наедине там, где только может произойти эта встреча со Христом в независимости от того, где мы, много ли людей рядом с нами или мало. Но в этом внутреннем сосредоточении, в этом отрешении от многомятежия, суеты, только в Нем может произойти наша встреча с Богом, встреча нашей души. И Господь вопрошает нас: Веруешь ли ты, что Я могу это сотворить? Обращаешься ли ты ко Мне как Творцу или твои молитвы это простое сотрясение воздуха? Уже в самом прошение ты не особо веришь во всемогущество Творца, словно бы сомневаешься, что Господь тебе даст просимое. Как некогда говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: обращаясь к Богу с просьбой, неужели я могу оскорблять Творца своим недоверием к Нему, что не подаст мне просимое. Такова была вера праведников. И эту праведность Господь хочет даровать и каждому из нас с вами.

Поэтому и нам нужно молиться неотступно, потому что эта молитва есть дыхание нашей жизни. Молиться мы должны не только от случая к случаю по необходимости. Но все существо наше должно стать непрестанным предстоянием перед Богом. Вся сущность нашей жизни это хождение перед очами Божьими. А это только возможно в молитвенном взывании к Богу, чтобы мы постоянно обращались к Нему в мольбе, в смирении, в скорбях о своем несовершенстве, чая и желая изменения своей жизни. «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!» Это то, что постоянно должна вопиять наша душа, о чем она должна молить Творца в помиловании, конечно, и в каких-то мелочах, в наших невзгодах, заботах, неудачах каких-то человеческих. Но, прежде всего, это мольба об исцелении всего нашего естества, о его изменении, перерождении, чтобы мы по-настоящему смогли стать Христовыми. Только такая молитва будет услышана Богом. И именно это должно стать средоточием наших молений, не только какие-то просьбы о здоровье, о работе, об учебе, женитьбе и замужестве. Это все конечно тоже составляет нашу жизнь, безусловно, но все оно входит в наше стремление жить по-Божьи, в наше желание по-настоящему измениться и стать Христовыми. Все оно включается в это «Помилуй мя, грешного!».

И дай Бог, чтобы мы, осознавая это, молились прежде всего обращаясь к Творцу как к Царю царствующих, прося у Него по-царски не каких-то мелочей и суеты, но прежде всего самого главного – дара вечной жизни, дара жизни, которая уже начинается здесь на земле. И хотя мы как неразумные дети со всякими просьбами обращаемся к Небесному Отцу и с малыми и с великими, мы не будем забывать о том главном предназначении нашей с вами жизни, о том, к чему должна быть устремлена вся наша душа, все наше сердце. И Господь, Который проходил по землям Палестины, проповедуя Евангелие Царства, исцеляя от всякого недуга всякую язву в людях, да подаст и нам это исцеление души, чтобы это благовестие Царства Небесного коснулось и наших сердец, чтобы оно стало по-настоящему той закваской, способной изменить нашу жизнь, тем всходом добрым, который должно произрастить наше сердце, и только в этом приобрести подлинное спасение своей души, в этом устремлении к Небесному Царству, в этом искании его в нашем сердце, в раскрытии его, в обретении его, что дается трудом, постоянством, напряженным подвигом. Не случайно Христос говорит: «Царствие Божие нудится», то есть силою берется. И только делающий усилие восхищает его (Мф. 11, 12).

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)