Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Всег­да на­дей­тесь толь­ко на Бо­га, но ни­как не на че­ло­ве­ка. Тог­да вся­кое зло бу­дет от­па­дать от вас, как от­руб­лен­ная вет­ка.

преп. Варсонофий

Од­но воз­зре­ние на Все­силь­но­го Гос­по­да и воз­зва­ние к Не­му под­дер­жи­ва­ет бед­ную ду­шу.

преп. Моисей

Все­об­щий и всез­лоб­ный враг – ди­а­вол, хо­тя и мно­гие тво­рит под­са­ды нам, но нич­то­же ус­пе­ет, ес­ли мы бу­дем упо­вать на Бо­га.

преп. Лев

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня Неделя 8-я по Пятидесятнице

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

В первый день Успенского поста, дорогие братья и сестры, святая Православная Церковь износит для поклонения и почтения Честной и Животворящий Крест. Для чего в православной традиции утвердилось такое правило? Для того чтобы нам лишний раз воочию видеть пример безграничной и совершенной божественной любви, обращенной к роду человеческому. Потому что ради нашего спасения и ради нашей вечной жизни и славы Господь отдал Свою пречистую жизнь на Кресте, чтобы нам на все времена, на всю оставшуюся вечность видеть Его безграничную любовь, обращенную к нам.

С другой стороны нам крестное знамение дается для напоминания, что христианская жизнь это не только лишь вера, даже православная правильная единственная истинная. Настоящая жизнь во Христе – это крестоношение. Господь говорит: кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой и во след грядет, отвергнув себя, свои похоти, свои гордыни, свое тщеславие, свое самомнение. И апостол Павел говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Только те называются христианами, кто распял плоть свою со страстьми и похотьми. Почему так важно слово «крестный»? Святой апостол Павел говорит, что для внешних слово «крестный» безумие, а для нас, верующих во Христа, сила Божия. Почему так важно сораспятие со Христом? Потому что вне подвига над собой невозможно усвоить божественную благодать.

Что значит распяться со Христом? Блаженный Августин прекрасно объясняет нам, дорогие братья и сестры, что значит сораспяться со Христом. Распятие со Христом — это не физическое действие, как к сожалению в западной католической церкви есть такое явление – стигматизм, где люди доводят себя до сумасшествия, до беснования. То есть это психологический надрыв, самовнушение, когда начинает расстраиваться нервная система, и на теле появляются раны, как будто как у Христа. Какая несусветная дурь и чушь! Какое безумие и прелесть бесовская! Господь говорит: исправьте свое сердце, а не свое мясо. Потому что рано или поздно мы умрем, но не с телом, а именно с душой. С каким результатом мы войдем в тот мир, вот что нужно Богу. И вы в своей жизни все это прекрасно знаете, кто для вас дорог. Не тот, кто ходит рядом, а тот, кто свою жизнь за вас отдает. Правильно? Вы и в своей жизни таких людей ищите, верных друзей, верных людей, верного супруга или супругу, что самое главное и самоценное.

Так вот блаженный Августин говорит, что сораспятие со Христом это высочайшая степень благоговения перед Богом и выражения к Нему любви, когда ты умом, сердцем, душою, всем своим помышлением любишь Бога и боишься даже помыслом Его оскорбить. Вот великий отец церковный нас поучает, что значит сораспяться со Христом. И это не новость, дорогие братья и сестры, Нового Завета. Посмотрите, даже в Ветхом Завете об этом очень ярко говорит святой пророк царь Давид в 118-ом псалме: «Пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118, 120). В другом 18-ом псалме: «Страх Господень чист, пребываяй в век века» (Пс. 18, 10). Пригвождение страха, пригвождение любовью, чтобы не оскорбить не только действием, но даже помыслом своего любимого близкого. А кто у нас самый близкий и родной? В первую очередь Бог, потому что Он податель жизни и нашей и вашей. И Он податель жизни ваших родителей. Он податель жизни всего мира, и поэтому превалирующая первая любовь только к Нему, вторая к близким – к отцу, матери, к своему родству, к супруге, мужу, детям безусловно. То есть градация, иерархия должна выстраиваться правильно – первая любовь к Богу, потому что Он дал всех вас друг для друга.

И радость жизни в этом и заключается, то есть в общении с Богом и друг с другом. Это величайший дар. Мы настолько засуетили свою жизнь, что даже в голову это не принимаем, какое это величайший дар жить друг с другом, видеть друг друга. Человек не может жить без социума. Человек не может быть всегда один. Он просто умрет с тоски. Изначально Господь создал все человечество и каждого человека социальной личностью. Конечно, каждый из нас неповторим, но в то же самое время мы не можем жить друг без друга. Хотя, конечно, сатана делает все, чтобы всех нас рассорить, чтобы мы ненавидели друг друга, убивали друг друга, чтобы мир этот разрушался. Он идет всегда враждой против Бога. Все, что Бог создал, он всегда через своих пособников и клевретов делает все, чтобы разрушить этот мир. Еще в ветхозаветное время было вполне понятно всем праведным людям, что Господь открывал через святых своих пророков, что необходимо исправление своей жизни, необходимо крестоношение. Необходимо исправление своей жизни именно изнутри и со стороны сердца и со стороны души, со стороны ума, преображение своего внутреннего человека.

Посмотрите, как говорит святой пророк Софиния: Ты провел нас и разжег, как разжижается серебро, и расплавил нас, как плавится золото в горниле, и очистил Себе народ кроткий и простой. Вот ключевые слова – народ кроткий и простой. И посмотрите, где параллельное место, где мы раскрываем полный смысл этих слов. Сам Господь наш Иисус Христос, Господь и Спаситель, говорит нам: научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем. Не чудесам, не знамениям – все это невероятная глупость, все это прелесть, это безумие. Самое главное, корень нашего бытия – уподобиться Богу. А Бог по Своему внутреннему божественному качеству – безграничная любовь, милосердие и кротость. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». И дальше Господь говорит, что следует за этим, если человек заставит себя быть кротким, понудит себя: «обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Покой не физический, не то, как мы отдыхаем, лежа в кровати либо на диване. Покой – мир с Богом и друг с другом совершенный. Потому что этот покой – действие Святаго Духа. Вот кто нас объединяет. Мы, братья и сестры, один род, одна семья, один народ, дорогие братья и сестры. И объединяет нас благодать Святаго Духа. Это самое главное.

Это и есть начало вечной жизни. Это и есть та слава, о которой говорит Господь: нам дана возможность быть детьми Божьими. И в Псалтири мы видим такие слова, которые говорит пророк царь Давид: «проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой» (Пс. 65, 12). То есть каждый из вас, каждый человек на протяжении всей жизни человечества и своей короткой земной жизни, когда живет, он обязательно претерпевает различные скорби и искушения, бедствия, болезни, испытания. Вот это и есть скорби. Но если человек принимает их с благодарностью и просит Бога, чтобы Господь помог дать силы превозмочь и препобедить в себе те свои немощи и страсти греховные и пороки, вот это и есть дальнейшее понятие сораспятия. Очень важно, дорогие братья и сестры, святые отцы и в частности преподобномученик святой Иустин, философ, в толковании на одну из книг Царств говорит: посмотрите, святой пророк Илия, подойдя к реке Иордан, бросил древо в воду и повелел ученикам достать со дна топор. Вот кажется простое действие, что тут такого. А святой мученик и философ говорит: посмотрите какое чудо, символически дано будущее наше искупление, и показано средство и орудие. То есть древо – это крест, вода – это крещение, строительство этим топором пророческого дома – это создание новозаветной Церкви. Вот какая бы вроде простота, а глубина дана в Священном Писании, дорогие братья и сестры.

Для чего это нужно? Чтобы искоренить греховную привычку, порок в нашей природе. Святой Афанасий, Патриарх Александрийский так говорит: зло низложило человеческую природу. И после падения человек привык совершать только зло. Единородный Сын Божий, воплотившись, дал нам благодать, чтобы нам научиться творить добро и ненавидеть зло. Вот представьте себе. Ненависть это тоже дар Божий. Но ненависть Богом дана для того, чтобы ненавидеть зло. И блаженный наш драгоценный русский народ, уникальный народ, может быть единственный за всю историю человечества, который умеет прощать и терпеть, и умеет совершать это невероятное действие – терпеть и прощать врагов. Так вот это величайшее мужество и величайшая слава – препобедить в себе зло в первую очередь. Так что дает победа зла внутри себя? Начинается в человеке не только очищение от помыслов и греховных влечений. Человек действительно начинает видеть в себе действие благодати силы Божьей, возрождающей нас для вечной жизни. И вот это явление – живое действие Бога в нас. То есть со временем каждый из вас, если кто, конечно, понудит себя, и видите, Сам Господь говорит, что «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е» (Мф. 11, 12). По-русски, Царство Божие берется силой с большим усилием в течение всей своей жизни. Не бывает в нашей жизни такого момента, что вот мы достигли чего-то и успокоились. Пока мы живы, мы можем согрешить. Пока мы живы, мы должны молиться, просить Божью помощь, чтобы Господь дал благодать и помощь нам превозмочь всякое духовное искушение. Потому что только Его силою мы можем победить всякое зло.

Вот интересно, как святой Кирилл Патриарх Иерусалимский смотрит на это, что, да, во всем действует благодать, но без воли и свободы человека невозможно исправить его и не возможно, тем более, спасти человека. Необходима и сила Божия и воля человека подобно тому, как обязательно для стилоса нужна рука, чтобы стилос писал. То есть нужно обязательно согласие этого инструмента, каким мы являемся, чтобы Бог действовал. Пока мы не даем Ему согласия, Он нас не спасает. Вот вам ответ, почему в мире столько зла и почему Господь не пресекает пока зло, потому что дана всем свобода. Святитель Тихон Задонский, великий русский святой, так рассуждает, что если человек насильно будет привлечен к вере, это не только погубит этого человека, а еще нанесет вред и беду всем окружающим. Потому что любое насилие над человеком, тем более в вопросе веры, то есть, как человека можно заставить делать добро либо каяться. Пока сам человек не пожелал, это невозможно. В противном случае происходят просто ужасающие беды.

Это я определенно специально говорю, потому что очень много ошибок совершают новообращенные родители, старшее поколение либо среднее поколение, поколение неофитов. Они стали ходить – нужда, беда, болезни, привели людей в храм, люди начинают молиться. Конечно, сердце их начинает видеть и ощущать благодать Божию. И вдруг они тут же хватают своих детей и требуют, чтобы они непременно приказным порядком все шли в храм. Обычно так мы говорим этим взрослым родителям: а вспомните свою жизнь, как вы жили. Если вас двадцать, тридцать лет тому назад кто-то бы повел в храм, чем бы это закончилось. Дорогие братья и сестры, всему свое время. И вы в свое время пришли в храм, и ваши дети в нужное время придут в храм. Потому что, во-первых, всех спасает Бог, а не человек. Конечно, спасает через церковь. Но Бог потому спасает, что Он сердцеведец. Он знает, где и когда человеку помочь, чтобы он пришел не просто постоять в храме, а чтобы всей душой, всем умом, всем сердцем благодарным и любящим обратиться к Богу. И вы свидетели, многие здесь седые стоят. И когда человек начинает это понимать? Когда жизнь так натрясет человека, сколько человек настрадается, наплачется, что он начинает понимать, что в этом мире мы никому не нужны, только одному Богу.

Какое счастье, дорогие братья и сестры, какой у нас Бог! Господь говорит через пророка Исайю: если мать и отец оставят тебя, Я тебя никогда не оставлю. Только обратись ко Мне. Преподобный Ефрем Сирин говорит: протяни свою руку, попроси помощи у подвигоначальника Христа, и Он всегда рядом с тобой. Только попроси. И не жди скорого результата, потому что если мы сразу получаем помощь даром, дорогие братья и сестры, нет ничего страшнее, что-то получить без труда. Вы по своей семейной жизни видите, если ребенок что-то получил не заслужено, он обязательно эту вещь разобьет, либо начнет дерзко себя вести, по-хамски. В конце концов, это заканчивается какой-то бедой, что потом и родители плачут, и дети плачут. Поэтому, видите, всему свое время. Получили, братья и сестры, два кратких примера. Вот верховные архангелы, все святые духи, в свое время они были высочайшие духи, приближенные к Богу и наделенные от Бога и разумом и образом Божьим, и силой и славой. Но посмотрите, они получили все сразу и знали все, кроме смерти. Посмотрите, когда они получили все – катастрофа вселенская. Когда без труда они получили славу Божию, они с ума сошли. Что такое грехопадение? Это безумие. В 54-ой главе пророка Исайи об этом написано, что вознесу свой выше престола Всевышнего. Это равносильно, что ваши дети вам скажут: папа и мама, не вы меня родили, а я вас родил. Вот что произошло. То есть они попытались быть выше Бога. Это невозможно.

То есть, это такая жизнь. Вот как вы родили своих детей, нас тоже в свое время родили родители, но это не значит, что это плохо или отчаянное положение. Это сама жизнь нас так определила. И какое счастье, что мы пришли в этот мир и получили разум, сердце живое, душу. Другой мир, посмотрите, наши прародители. Первая чета Адам и Ева. Они получили все сразу от Бога. Знали все. Сейчас определенно известно, что из 100% нашего ума задействован только один процент. Почему это так необходимо, почему такое ограничение пришло? Потому что и так-то с этим одним процентом человек утвержден. Он все делает. К сожалению, большинство людей творит зло. Так вот, Адам и Ева, получив все сразу от Бога, и чем это все закончилось. Они знали все, почти все, кроме смерти. Казалось бы, почти абсолютное знание. Абсолютное знание только у Бога, безусловно. Они знали все, но посмотрите, все равно они пошли этой дорогой. Все равно и они пали. Посмотрите, Господь создал этот мир для того, чтобы мы теперь через труд послушание, терпение, через крестоношение, дорогие братья и сестры, чтобы мы сами свободно разумно спокойно должны себя направить на путь спасения, на исправление нравственное.

И посмотрите, преподобный Исидор Пелусиот что говорит, что сила исправления и вера только тогда имеет смысл, и правильно нужно направлять человека, чтобы это было свободное волеизъявление человека. В противном случае будет только противление пути спасения. И Господь собирает Себе именно верный народ. Он, посмотрите, в Священном Писании, в Евангелии, говорит: не называю вас рабами. Тоже в наше время, дорогие братья и сестры, очень много появилось провокаторов, спекулянтов, преступников, которые именно нажимают на этот момент, что вот в Евангелии Христос всех называет рабами. Поверьте, они не просто преступники, они бесы, потому что любой из вас, я думаю, все вы читали Евангелие. Откройте и посмотрите, что Господь говорит: не называю вас рабами, называю вас друзьями, потому что раб не знает воли господина своего, а Я вам сказал все, что слышал от Отца Моего для вашего спасения. И более того, Он говорит через пророка Исайю, что и вселюся в них и похожду, и будут они мне сынами и дочерями, а Я буду для них Богом. Но где рабство? Если мы так говорим, то это только образ смирения, а не то, что мы сразу записываемся в рабы.

Но дело в том, что если человека хоть раз коснулась благодать Божия, безграничная любовь Божия, если хоть раз коснулась его ума и сердца, дорогие братья и сестры, он не только скажет, поверьте в сердцах, это не унижение, а это безграничное почитание и поклонение в любви Божьей, жертвенной любви Божьей. Так поэтому не удивительно, почему пророк царь Давид говорит в 115-ом псалме: «Аз раб Твой и сын рабыни Твоея» (Пс. 115, 7). Это не унижение. Если вы, создавая семью, фактически отдаете друг другу ради детей в рабство. Круглосуточная работа. Днем работаете, ночь ребенок обкакался, его надо помыть, покормить. Мы в рабство друг друга отдали. Ну неужели это унижение? Бойтесь провокаторов, потому что либо они подлецы изначально, либо враги изначально, либо глупцы преступные.

Господь говорит: изучайте Писание. Не читайте, дорогие братья и сестры. Это ничего не значит. Он говорит изучайте, потому что Священное Писание – Евангелие, свидетельствует обо Мне Вот действительно, кто из вас внимательно регулярно читает, а вообще каждый день надо хотя бы по главе читать Евангелие, то сердце что и ум ваш осознает? Вот это безграничное прикосновение радости. Потому что, читая Евангелие, есть такая мысль, или когда мы читаем молитвы, Бог с нами беседует, дорогие братья и сестры. Это абсолютно наш ум осознает и видит это действие Бога благодатное. Поэтому Господь и призывает не просто, к сожалению все иногда раз в год почитали что-то из Евангелия. Это ошибка, дорогие братья и сестры. Каждый день по главе, либо по зачалу церковному. Это не много. Глава читается в течение 2-3-х минут. В пути, в дороге, сидя. У многих есть автомобили. Включили и прослушайте, хотя бы так в дороге послушайте, потому что это пища для души. Ну как, если мы не поели два-три дня, то человек может с ног свалиться. А представьте себе, когда люди по 20, 30, 50, 70 лет не исповедуются, не причащаются, не читают Евангелия. Бедные, что у них в душе творится! А потом говорят: где Бог? Он сквозь вас проходит, «иже везде сый и вся исполняяй». Дух, который все наполняет и везде присутствует. Только обратитесь к Нему: Отче наш, иже еси на небесех, Господи, прости меня и помоги мне исправиться. И посмотрите, в Евангелии сколько мы видим свидетельств. Хочешь ли, Я тебя исцелю? Речь идет не только об исцелении физических болезней, а прежде всего об исцелении души. Господь спрашивает: хочешь ли, Я тебя исцелю? И все говорят: хочу. А Господь что говорит: вера твоя спасла тебя.

Поэтому дорогие братья и сестры, подобно как Великим постом, износится и ныне, вынесен для поклонения Честное Древо Креста для того, чтобы мы по слову святителя Феофана Затворника победили себя. Что является гвоздями для распятия наших страстей? Победой над страстями и является сораспятие со Христом. Крест как величайшее благо, которое дано, это жертвенный престол для того, чтобы мы, подобно как лествица святого Иакова, постепенно восходили от силы в силу в Небесный мир, неся каждый свой крест.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)