Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Гла­за бе­ре­ги. Аще око твое соб­лаж­ня­ет, из­ми е (Мф. 5, 29),– Гос­подь по­ве­лел. Борь­бу се­бе нав­ле­чешь, ес­ли не бу­дешь бе­речь глаз и язы­ка.

прп. Анатолий

Ког­да кто пус­тос­ло­вит, тог­да он не мо­жет вни­ма­тель­но жить, пос­то­ян­но рассе­и­ва­ет­ся. От мол­ча­ния рож­да­ет­ся без­мол­вие, от без­мол­вия – мо­лит­ва, ибо как мо­жет мо­лить­ся тот, кто на­хо­дит­ся в рас­се­я­нии? Вни­май­те се­бе, вни­ма­тель­ная жизнь – цель мо­на­ше­ст­ва. Ска­за­но: „Внем­ли се­бе!"

прп. Варсонофий

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

прп. Лев

Неделя 9-я по Пятидесятнице Праведной Нонны, матери свт. Григория Богослова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы все вместе собрались в этом святом храме в день, который предваряет Преображение Господне. Подготовительный день. Чему же мы его посвятим? Если завтра праздник памяти Преображения Господня, то что мы сегодня будем делать? Как мы будем к этому дню готовиться? Наверное, предполагается, что и мы с вами что-то сделаем с собой, чтобы достойно, или хотя бы чуть-чуть достойно встретить завтрашний день.

Но сегодня у нас память людей, которые почили давным-давно, и в их числе святая Нонна. Это как утешение всем нашим женщинам. У нее муж был неверующий, но она молилась Богу и день и ночь. Ее молитвы принял Господь. И было видение ее мужу во сне. Он услышал пение. Неверующий муж! Какая же была молитва у этой великой женщины. Это мать святого Григория Богослова. И ее муж, отец Григория Богослова, был неверующим человеком. И она так молилась за своего мужа, что ему было ночью видение. И он услышал слова: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господний пойдем (Пс. 121, 1). И человек, который никогда этого не делал, захотел пойти в храм. И он пришел на первый Вселенский Собор в Никее и объявил всем о своей вере. Он был потом рукоположен в священника, а затем и в епископа, а святая Нонна стала дьякониссой. Вот что может сделать молитва женщины – матери, жены.

Вот мы сомневаемся – наши женщины, да и мужчины тоже, в наших силах, сомневаемся в том, что наши слова слышит Бог. Но это не так. Он слышит все, даже самое маленькое намерение, в сердце появившееся. Он уже это видит и слышит. И грешат те люди, которые говорят: Бог меня не слышит, я молюсь изо дня в день, прошу, прошу, прошу, а все как об стенку горох. Это не верно. Даже за это человека винить не надо, потому что это не его слова, а это слова нашего врага, нашего завистника, который говорит эти слова нам на ухо, шепчет. А мы слышим его шепот и думаем, что это наши мысли. Нет, дорогие мои, человек – это существо доброе, в человеке зла нет. Но искони существует враг рода человеческого, который внушает нам эти помыслы злые. И мы, когда их принимаем, становимся источником зла.

Но сам человек не является источником зла. Он только является проводником зла, которое идет от лукавого. И об этом надо всегда помнить. И людей, которые вокруг нас находятся, не надо их судить строго, не надо на них обижаться, потому что они уже в беде. И те дела, которые они делают, они делают не по своему хотению, а по злому умыслу врага рода человеческого. Так и нужно относиться. Помните преподобный Силуан Афонский как учил? Если вы видите согрешающего человека, не надо его осуждать за это. А это Господь дал вам видение его грехов, для того чтобы у вас появилось желание за него молиться. То есть ты увидел человека согрешающего – вам то не нравится, это не нравится, не надо его осуждать. Эти пошли на демонстрацию, да не надо их осуждать. Вот там лес подожгли. Да не надо их осуждать. Вот эти наворовали. И этих не надо осуждать. А надо молиться: Господи, помоги этим перестать воровать; Господи, помоги этим перестать жечь; Господи, помоги этим людям болтать всякую чушь, устраивать демонстрации, идти против власти. Вот о чем нужно молиться.

Нам нужно молиться и жить согласно Священному Писанию. А там не написано, что мы имеем право судить друг друга. Четко написано: Не судите, да не судимы будете. И дальше: Ибо, каким судом судите, таким судят вам. И даже это не конец. И какою мерою мерите, такою же меру отмерят вам. И сегодня вроде бы я христианин, но я осуждаю тех, кто пошел на демонстрацию. Год, два, три проходят, и человек сам не замечает, что у него такое же желание пойти на эти беспорядки. И он не может понять, откуда это. Я же православный христианин, откуда же у меня это желание. Да оттуда все. Тебе никто не давал право осуждать другого человека за его поступки. И средства массовой информации, зная это, люди, которые там работают против людей, они как раз погружают человека во множество информации, всяких новостей для того, чтобы человека вызвать на это самое осуждение, чтобы он начал осуждать и лишился благодати Божьей. Почему и не надо этого делать, то есть интересоваться всем и вся. Это не полезно для души. Это расстраивает душу и погружает ее в бездну пустых попечений, которые не несут никакой пользы ни для человека, ни для общества, ни для семьи.

И мы как умные люди, потому что просвещены благодатью Божьей, здесь глупых людей нет. Все те люди, которые пришли в храм, они уже показали миру, что они не боятся его насмешек. Они не боятся его оскорблений, не боятся его гнева. Это мужественные люди. Не смотрите, что они очень маленькие или очень пожилые. В храм приходят мужественные люди. Они уже показывают свое намерение быть другими. Сколько у нас православных христиан? 100 или 200 миллионов в мире, или 300. А сколько языческого мира вокруг? Восемь миллиардов человек. Огромное количество людей, которые даже не хотят ничего знать. Но они тоже бедные, потому что они поверили этим словам бесовским о том, что все потеряно, спасения нет, покаяния нет, исправления нет. Все, ты уже такой родился, такой и должен помереть, поэтому ничего не делай с собой и со своими близкими. И в то же время среди них есть другие люди.

Человек недавно приехал из Турции из самого центра и говорит: батюшка, я хочу покреститься. А почему ты хочешь покреститься? Я девять лет назад прочитал книгу про скит Оптиной Пустыни, а там жил турок с именем Николай. И я тоже хочу быть таким турком, который покрестился с именем Николай. И он был крещен с именем Николай (с именем я могу ошибиться). И женщина, которая его привезла, там история очень интересная. Она с ним хотела уехать в Турцию, и говорила ему: я ради тебя готова сделать все, даже веру поменять. А он ей говорит: неразумная, я с тобой познакомился для того, чтобы ты меня в Оптину Пустынь привезла и покрестила меня. Все наоборот. И было так, как сказал мужчина. Они сейчас уже поженились и живут счастливо. Надеюсь, что они будут жить долго и счастливо. Но сам факт, в мире том безбожном везде присутствует благодать Божия. И когда у человека появляется маленькое желание изменить себя и все вокруг себя, Господь тут же дает ему возможность, силы и людей, которые готовы прийти ему на помощь.

Сегодня у нас Евангелие читали о двух очень важных вещах. Апостол Петр, который вышел к Господу и стал утопать. И Он говорит: Маловере, что ты усумнился? (см. Мф. 14, 31) Это самая наша главная проблема. Вроде бы мы мужественные люди, пришли в храм, стоим мужественно, исповедуем Господа, выходим из храма, и тут наше мужество куда-то пропадает. То есть перед Богом мы показали, что Его, а вышли из храма и забыли, что мы Его. И говорим, нет мир, ты не обижайся, мы с тобой тоже. Вот мы были с Богом, а теперь с тобой будем осуждать, воровать, судить, говорить плохие слова и делать много-много грехов, который мир заставляет делать. А нам нужно как раз, придя в храм, получить благодать Божию, хранить ее и быть мужественными до конца, как написано в Священном Писании: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Нам нельзя останавливаться или прерываться в изменении себя, в делании добрых дел.

И второе Евангелие было о том, что Господь проклял бесплодную смоковницу. Страшно слово сие. Вроде бы, как Господь делает доброе, и подходит к дереву и говорит: будь ты проклято, засохни (см. Мф. 21, 19). Но это не все так просто было. Это знамение для всех нас. То есть мало быть христианином, мало говори всему миру, что я христианин. И даже мало делать добрые дела. Главное, что внутри, в сердце, с каким намерением эти добрые дела делаются. Как преподобный Амвросий Оптинский говорил: Бог смотрит не на совершение дел особенно материальных, а взирает на намерения, с каким кто что-либо делает. Потому что как раз именно за это Господь осудил. То есть он подошел к смоковнице в тот момент, когда не должно еще было быть плодов. Но должны были быть хотя бы какие-то завязи плодов или старые плоды. И Он увидел, что там нет ни одного, что она действительно бесплодная. Ее уже нечего проклинать. Это дерево само себя уже прокляло. Это нам страшный знак: мы не являемся ли такой бесплодной смоковницей, которая никогда не принесет плода. Что я делаю, чтобы не быть такой бесплодной смоковницей? Есть ли надежда для моего исправления?

Это как раз нам назидание. Но, знайте, братья и сестры, что пока у человека находится в теле, мы имеем все возможности покаяния, и врет сатана о том, что нет тебе прощения, нет тебе покаяния, нет исправления. Врет он все, а врет просто из-за зависти, потому что у каждого человека, пока он живет на земле здесь, у него есть возможность покаяния и есть силы на это, и решимость и мужество. Все у него есть, только надо просить у Господа, у Которого все это есть в преизбытке. Вспомните тот известный случай, когда монах пришел, ему было открыто видение, в дом блудницы для того, чтобы ее спасти. Все удивились, что делает монах в таком доме страшном. А он вывел блудницу и пошел вместе с ней в монастырь, на покаяние ее повел. То есть переубедило ее только одно, когда он сказал, что его привел к ней Господь, чтобы отвести тебя в монастырь на покаяние. И она в чем была, встала и пошла, не сделав никаких распоряжений о своем имуществе, о своей одежде. И он вместе с ней шел, и они заночевали в пустыне. Он в отдалении от нее начал молиться. Вдруг он увидел столб огня с неба, в котором спустились Ангелы и взяли душу этой благочестивой женщины, потому что ее намерение жить по‑христиански Господь уже оценил. То есть как святой говорил: Бог целует даже намерение.

И вот с этой мыслью, что у нас есть намерение исправить себя, у нас есть намерение жить по‑другому, будем жить и дальше и встречать завтрашний день и всю оставшуюся жизнь. И будем жить так, что когда в свое время придет Господь проверять плоды, и когда мы предстанем перед Ним, чтобы мы не были бесплодной смоковницей, а имели плоды покаяния, плоды слышания слова Божия и плоды исполнения заповедей Божьих.

Аминь

Иеромонах Силуан (Межинский)