Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ка­кое ны­не нас­та­ло вре­мя! Бы­ва­ло, ес­ли кто иск­рен­но рас­ка­ет­ся в гре­хах, то уже и пе­ре­ме­ня­ет свою гре­хов­ную жизнь на доб­рую, а те­перь час­то бы­ва­ет так: че­ло­век и расс­ка­жет на ис­по­ве­ди все свои гре­хи в под­роб­нос­ти, но за­тем опять за свое при­ни­ма­ет­ся.

преп. Амвросий

Гре­хи как грец­кие оре­хи – скор­лу­пу рас­ко­лешь, а зер­но вы­ко­вы­рять труд­но.

преп. Амвросий

Ес­ли бы приш­лось ко­му и претк­нуть­ся, пасть не­на­ме­рен­но, не­доб­ро­воль­но, он ув­ра­чу­ет­ся по­ка­я­ни­ем, сле­за­ми, соз­на­ни­ем сво­ей не­мо­щи, ес­ли не от­ка­жет­ся впредь бо­роть­ся с со­бой, с бо­рю­щим нас гре­хом. Та­ко­вый, аще и па­дет,– восс­та­нет и ус­то­ит в сво­ем ос­нов­ном нап­рав­ле­нии, не про­да­вая се­бя гре­ху.

преп. Никон

Неделя мясопустная, о Страшном Суде  (за всенощным бдением) 

Дорогие о Господе отцы, братья, сестры, в нынешний день Святая Церковь установила воспоминания о Страшном грядущем, всеобщем Суде. Это для того, чтобы мы, живущие еще здесь на земле, не проводили дни своей жизни в суете и беззаконии, но заботились о том, что будет с нами, когда будет второе пришествие Господне — когда придет день Страшного Суда.

Для нас очень было бы полезно и важно вспомнить такое повествование Священного Писания. Если вы помните, как в Библии прямо на первом, на втором же или на третьем листе сказано: «Господь Бог сказал, как бы Адам не вкусил от древа жизни и не стал бы жить вечно» (Быт. 3, 22). Вон его из рая. Кажется, да вроде бы и жалко, ну почему, жил бы Адам вечно? Но, будучи изгнанным из рая, Адам стал смертным, а вместе с ним и все мы, потомки его, в Адаме, — слово Божие говорит, — умираем. И мы умираем.

А почему так сделал Господь? Странно кажется, а когда рассудим, то увидим здесь великую милость Божию. Вот, возьмем Святое Евангелие и что мы там читаем? Господь Христос Сам говорит: «Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут» (Ин. 10, 10). Что это такое, что «лишше», то есть что больше жизни? И вот, часто бывает долгие годы человек никак не может найти ответа: Что такое жизнь и больше жизни? И вот, тут же, в Святом слове Божием нам возвещается устами святаго пророка Давида, который говорит: «Яко лучше милость Твоя, Господи, паче живот» (Пс. 62, 4).

Слышите? Если бы Адам имел жизнь, но не было бы милости... Ну, и бесы тоже имеют жизнь и трепещут даже верою, но милости не имеют. А нам в Адаме, и прямо скажем, в смерти Адама, дано восприять, получить и жизнь от Господа, и милость. Каким образом? А вот каким: Бог устроил так, что от Адама пошли потомки и этим потомкам Господь Бог давал слово Жизни, слово Истины. И все те, которые жили во дни своей этой земной жизни, слушали слово Божие и старались жить так, как заповедует Господь — по заповедям, они получали милость Господню все, все получали.

Вот, и ныне нам, в день Страшного Суда, когда каждый из нас понимает, даже, кажется, ребенка спрашивать не требуется. Спрашиваешь каждого человека: «А ты будешь умирать?» Что он ответит: «Да, конечно, — скажет, — буду». Да, все будем умирать, все! А вот что дальше после смерти? А после смерти будет то, что ты здесь заработал, будучи в теле живым. Слово Божие, Апостол говорит: «Каждый получит воздаяния за те дела, которые сотворил здесь на земле в теле своем».

Как, живя в теле — или благо или худо. И это все мы должны знать, знать, что даже за каждое праздное слово нам подлежит дать ответ Господу, а тем более, за худые дела.  Что говорит слово устами самого Христа: «Не обманывайте себя: ни блудники, ни воры, ни сквернители, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9–10).

А потому подобает устроить свою жизнь каждому по закону Божию. Нужно как можно усерднее запоминать каждое словечко Божие, складывать его в свое сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). Не говорит: «дай мне твои мозги». Это Ленин там о мозгах заботился и другие. А вот нам требуется сердце. Господь требует сердце от человека: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Прит. 23, 26). «От избытка сердца, — Господь говорит, — уста глаголят» (Мф. 12, 34). Если в твоем сердце избыток худой, значит и уста твои произносят что-то худое; если в сердце твоем изыток добрый, то уста твои говорят что-то доброе.

Но, чтобы всем нам было благо и чтобы говорили мы благое друг другу во славу Божию и на пользу спасения ближнего, нам подобает запоминать слово Божие и полагать его в сердце своем, как некое сокровище драгоценное. Во-первых, драгоценное — это, которое, как хранишь это слово в сердце, оно не пропадает. Это и есть то сокровище, о котором Господь говорит: «Не собирайте себе сокровище на земле, где тля тлит и воры там, и сему подобное, разрушают, но собирайте себе сокровище, — где? — на небесах, где ни тля не тлит, ни воры, никто там не подкапывают, не крадут» (Мф. 6, 19–20)

Что это? Это слово Божие, это слово Христово, о котором Он сам засвидетельствовал, сказал: «Слова, которые Я вам говорю, это суть, дух и жизнь». (Ин. 6, 63). Слышите, если в сердце нашем слова Господни Божии складываются, значит мы живы, значит хотя бы в гроб положили, а мы живы.

Вспомните, житие в «Лествице», как повествовалось о послушнике Акакие, там был старец, а Акакий был очень послушным и, в конце концов, он скончался. Игумен пришел, старец жалуется, говорит:

— Вот, Акакий, послушник умер.

А игумент говорит:

— Нет, не может быть;

— Да умер!

— Нет, не может быть!

— Отче, умер, вон, пойдем в гробу посмотрим;

— Пойдем.

Приходят. Гроб лежит и Акакий мертв. И спрашивает игумент: «Акакий, ты умер?».  Вдруг он встает и говорит: «Отче, нет, послушники не умирают». Смотрите, какое нам назидание: послушание, почтение родителям своим и старшим — это чрезвычайно важно для нашего спасения.

Вот, дорогие о Господе братья и сестры, в этот день, когда Святая Церковь воспоминает грядущий день Страшного Суда, о котором сказано: «Никто же весть, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф. 25, 13). Да, и еще: «Грядет час, в оньже все сущие во гробе услышат глас Сына Божия» (Ин. 5, 25). Слышите? Услышат! Как? Они уже в прах, в пепел превратились. Да, услышат — это сила и воля Божия, которой все подвластно. Да, услышат и восстанут. Те, которые жили на земле в плоти, делая добрые дела, восстанут живыми, а те, которые делали худые дела во плоти, восстанут мертвыми. Да, вот так. И сам Господь говорит: «Верующий в Сына уже не судится, а неверующий уже осужден, яко не веровал в Сына Божия» (Ин. 3, 8). А в чем же суть состоит? А в том, как объясняет сам Господь, «суть состоит в том, что свет пришел в мир, а люди больше возлюбили тьму, … потому что дела их были злы (Ин. 3, 19).

Вот, чтобы не было с нами вот такой беды, вот, мы сейчас живем и свет Божий светит, какой бы этот мир не был, какой бы он не был безобразный, какой бы он не был бы страшный, какой он был бы ... ну, и слова мы не найдем, а свет все равно светит Божий, и никакая тьма объять его не сможет. Кто в сердце своем слагает этот свет, то есть слова Божии, тот не судится, не будет судим.

Вот, в день этот, когда воспоминает нам Церковь о дне Страшного Суда, мы должны позаботиться. Конечно, можно было бы еще много, много говорить, но да поможет нам Христос Господь молитвами Пречистой Владычицы Богородицы, Ангелов Хранителей наших и всех святых угодников Божиих, жить так, как заповедовал нам Христос Господь, то есть жить так, как Он заповедует Своими святыми живоносными словами. Спаси всех вас Христос Господь.

 

Архимандрит Венедикт (Пеньков)