Неделя 16-я по Пятидесятнице Память преподобного Макария, старца Оптинского
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем великое торжество. Сегодня наша обитель торжествует, чествует и прославляет преподобного и богоносного отца нашего Макария, старца Оптинского. Один из величайших отцов Оптинских, который оставил для нас бесценное сокровище, благодатное наследие в его письмах, которые он направлял в свое время своим возлюбленным чадам либо различным адресатам. В общей сложности насчитывается шесть томов наследия преподобного старца Макария. И это сокровище является для нас главной назидательной силой и той путеводной нитью, которою мы руководствуемся на пути своего спасения.
Нет ничего проще и нет ничего совершеннее и премудрее слов старцев Оптинских. На протяжении двух тысячелетий христианской эры, на протяжении почти двух тысяч лет христианского подвижничества иноческого и монашеского мы видим множество примеров знаменитых писателей и ораторов, учителей церковных. Промыслом Божьим сохранено их наследие. Но ничто так не просто и ничто так не назидательно, как поучения преподобных старцев Оптинских. Дорогие братья и сестры, мы должны ежедневно руководствоваться их назиданиями. Хотя бы по страничке, хотя бы по листочку читать, потому что нет ничего доступней и вразумительней того, что они советуют. Невзирая на внешнюю, казалось бы, простоту их слова, мы имеем ту силу благодати Святаго Духа и премудрости, которую имели великие древние отцы. Но до знания и опыта духовного мира, до древних великих отцов нам всем нужно очень много времени не просто дорасти, а хотя бы до малой толики, которую они имели, хотя бы хоть как-то приблизиться. Но этот путь сокращается, поверьте, дорогие братья и сестры, и многие из вас давно в этом убедились. Этот путь сокращается, поверьте, дорогие братья и сестры, если мы начинаем в своей жизни прибегать к помощи и поучению преподобных старцев Оптинских.
Так вот, преподобный старец Макарий наиболее ясно и подробно нам помогает получить наставление, как настроить нашу христианскую жизнь. Преподобный старец Макарий в одном из писем отвечает своему адресату, с чего начинается спасение человека, дорогие братья и сестры. Действительно, каждый из нас задается этим вопросом. Конечно, безусловно, начинается путь нашего спасения через святую православную веру, через православные таинства святой Церкви. Безусловно, это первое начало. Молитва, покаяние, пост, воздержание. Но что еще самое главное, вот та соль благодатная, которая сохраняет. Старец Макарий приводит пример из поучений преподобного Аввы Дорофея. Как в свое время великий Авва поучал, преподобный Макарий для нас приносит заново это слово, чтобы мы убедились насколько важно иметь в своей жизни цементирующее основание, которое у святых отцов называется страхом Божьим.
Помимо веры православной, церковной жизни, таинств, чтобы сохранить это благодатное здание, которые мы получаем через веру и таинства Церкви, необходим страх Божий. Вот как подобно зданию, которое строится из кирпичиков, каждый кирпичик это добродетель нашей веры. Но если не будет связующего цемента (преподобный старец Макарий применяет слово «известь»), если этого не будет, то все здание разрушится, невзирая на любую попытку, насколько бы не был совершенен архитектор. Все равно здание разрушится, потому что не только нужно иметь крепкое основание, которым является Христос и Его святая Церковь как тело Его. Об этом часто говорит и поучает святой апостол Павел. Но нужен еще тот связующий цемент, на который кладутся эти камни, чтобы удержать стены и своды этого великолепнейшего славнейшего здания — здания спасенной души. Поэтому как бы человек не трудился, не подвизался, не молился, если не будет страха Божия, преподобный старец Макарий говорит, все можно растерять. «Начало премудрости страх Господень», — ссылается он на притчи Соломоновы. Прибегающий к страху Господню наследует разум.
И действительно, что такое страх, дорогие братья и сестры? Многие слышали и прекрасно знают эти слова наизусть, читая Священное Писание. Но, к сожалению многие превратно понимают, что страх Божий это какой-то жуткий ужасающий леденящий страх перед Богом, чтобы человек трепетал, боялся Бога. Это страшное заблуждение и ошибка, дорогие братья и сестры. Страх Божий это величайшее благоговение, самое яркое выражение святой любви, благодарной любви к Богу. Вот что такое страх Божий. Не жалкий трепет. Он никому не нужен, потому что в своей жизни многие из вас знают, тот, кто внешне смиряется или изображает подобие страха, уступчивости, услужливости, эти люди лукавы и опасны. Эти люди первые предатели. А тот, кто имеет верное доброе чувство, который свою верность подтвердил вам делами и временем, вот настоящий ваш друг. Потому что близкий познается через свои дела.
И Господь дал нам заповедь премудрости и осторожности: по делам узнаете своих либо врагов, либо друзей. И как бы человек не скрывал свою душу лукавую змеиную, звериную, она обязательно себя проявит. Обязательно эти звериные клыки рано или поздно появятся у этого человека. Невозможно это скрыть. Время и жизнь все равно выведет этого человека на чистую воду. Дела показывают человека: кто он, христианин ли он, человек ли он, можно ли на него надеяться. Поэтому настоящая любовь к Богу и к человеку проявляется благодарным чувством благоговения. Не животного страха, который всегда является признаком слабой души, лукавой души, подлой, которая рано или поздно предаст. Почему и Господь призывает всех нас, всех людей, все человечество к спасению. Он всех нас испытывает, как золото в горне, как говорит пророк. То есть это скорби, испытания, болезни.
Далее поучает нас преподобный старец Макарий. Невозможно миновать креста. Вне креста нет спасения. И крестоношение, и ношение скорбей и болезней, испытаний человека намного выше и полезнее, чем благодатное состояние. Хотя, да, он говорит, мы ищем общение с Богом, а это блаженство. Но началом, основанием и концом всегда является крестоношение. Нет ничего выше креста, потому что тот, кто пытается миновать крест, тот обязательно либо заблуждается, либо не имеет крепкой веры. Потому что при первом же испытании человек может потерять все. То есть только тот человек, который в течение всей своей жизни …… Испытание идет, дорогие братья и сестры. Конечно, некоторым людям дает Господь ту благодать через несколько лет, некоторым через десять, двадцать лет.
Вспомним слова преподобного старца Оптинского Варсанофия. Он говорит, чтобы получился хороший монах или мирянин, нужно двадцать-двадцать пять лет духовной жизни. Четверть жизни. А у многих и пол жизни. Это труд основательный, труд невероятный, почему мы его подвигом и называем, потому что в течение всей жизни. Во-первых, никто гарантии не дает спасения. Во-вторых, никто гарантии не дает исправления. Хотя в другом месте преподобный старец Макарий говорит, что вот очень трудно в миру, почти невозможно достигнуть бесстрастия. Почему? Потому что невозможно избавиться до конца от гордыни и тщеславия. Вот две вещи, два исполина, которые все человечество борют. С одной стороны это наследие первородного греха, а с другой стороны, дорогие братья и сестры, это испытание нашей души. Через этот грех пал великий архангел и соподчиненные ему ангелы. И все человечество падает в основном всегда через этот грех. Сатанинский треугольник дьявольский: похоть очес, гордость житейская, похоть плотская. В заключительной главе пишет об этом и поучает нас святой апостол Иоанн Богослов.
Все человечество сломано этими грехами, растоптано, разрушено. Сейчас мы видим, как эта сатанинская свистопляска пытается торжествовать в мире. Другие не только соблазняют, а многих уже соблазнили. Посмотрите, европейский мир, во что он превратился. Не в кого, а во что. Это вопль и слезы всех нормальных людей, тем более православных христиан, потому что от христианской Европы ничего не осталось. Христос не называется, а Христос вживляется в нашу душу. Во Христе, говорит апостол Павел, должна быть новая тварь — человек. Новое творение. Не то, что грешить. Господь нам заповедует иметь такую чистоту жизни, чтобы даже помысла нет, не согрешать помыслами. Кто воззрел на чужую жену, кто желает ее блудно, тот уже согрешил. Просто посмотрел и подумал — все, авария.
Для чего Бог призывает нас, дорогие братья и сестры, к такой чистоте? Потому что источником жизни является только Он. И Он нас всех почему призывает к такой чистоте? Потому что Он хочет, как донор, Своею кровью нас к Себе присоединить, чтобы мы Его вечною жизнью жили, не потому что Он от нас требует невозможное. Вот это самое главное такую простую вещь, к сожалению, мало кто даже из священства понимает. Просто рубят богословие. Простой язык должны люди услышать, почему Он не требует, от нас, а умоляет: будьте совершенны, как Я совершенен и свят. Почему? Потому что невозможно как бы вы ни желали, если вы хотите кому-то дать свою кровь, но если у вас группа крови не совпадает, все, вы тут ни при чем.
У Бога есть универсальная всесильная Его кровь животворящая, но нужно этой чистоте соответствовать. Поэтому христианство есть единая вера на земле спасительная православная. Пришлось это выделить: православная. Других-то вер не существует у другого христианства. Почему она единственная? Потому что она дает возможность очищения нашей души для того, чтобы присоединиться к Богу. Вне Бога жизни не существует. Поэтому попытка построить себе царство без Бога — сумсашествие, потому что вне Бога жизни нет. Но жить, как хочешь беззакониями и грехами тоже невозможно, потому что разные полюса себя отторгают. Беззаконие не может быть участником святыни, как тьма не может быть участница света. Либо свет, либо тьма. Либо правда, либо ложь. Все.
Раз и навсегда все разделено, весь мир. Не мир Я принес на землю, сатанинский мир, лукавый мир, подлый мир. И концом того мира, видите о втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел называет: когда скажут мир и безопасность во всем мире, тогда придет конец всем, тогда дьявол восторжествует. Не может быть такого. Потому что пока на земле, святитель Григорий Богослов говорит, действует Господь Дух Святой, мира на земле не будет. Почему? Потому что дьявол восстает всегда на Церковь. Он всегда восстает на праведников, он всегда восстает на людей правильных, даже пока еще не пришедших ко Христу.
Вот представьте себе, вот вы может быть, пока еще не являясь христианами православными, многие из вас, если честно живут нормальной честной семейной жизнью, верны своей супруге, любят своих детей, свою родню, любят свою родину, наше драгоценное Отечество Российское, это уже праведник. И апостол об этом говорит, что такие люди очень близко уже подошли к Богу, только остается вера, покаяние и таинства. Это самое главное. Сами знайте, и другим нужно говорить. Господь бы и рад был, но невозможно, чтобы человек жил силой Божьей и грешил против Бога. Он источник жизни. Поэтому христианство, дорогие братья и сестры, это не мораль.
В чем ошибка западного мира, западной цивилизации? Они Евангелие превратили просто в пустую мораль. Они убили Евангелие, они его растоптали. Они вывели категорию: можно или нельзя. Можно убить или нельзя убить. Это ж безумие. Речь идет можно или не можно убивать, а речь идет о том, чтобы мы себя, мы живые храмы. Те, кто ко Мне придет, Он говорит, Я вселюсь и похожду в них и буду в них, и они будут во Мне царствовать. Вы Мои дети, Господь говорит, вы Мои сыновья и дочери. Вы посмотрите, в какую высоту нас приглашает Бог. Не где-то быть рабами. Некоторые говорят: почему нас называют рабами? Это для смирения. Если вы Евангелие внимательно читаете, а должны каждый день читать. Что Господь говорит? Я вас уже не называю рабами, потому что раб не знает воли господина своего, а Я все, что слышал от Отца Своего, сказал вам. Что сказал? Весь путь спасения, все, что нужно делать нам, чтобы соединиться с Богом. Поэтому жалки все те философы европейские и мировые, которые жизнь возвели просто в понятие, что допустимо, а что не допустимо. И к чему это привело? Оказывается уже сейчас у них недопустимо добро. Попробуй что-то скажи, сделай то, что им не нравится, это полный антипод Евангелия, это полный антипод христианства. Это сатанизм. Он любую маску надел. Видите апостол Павел Галатам, что говорит в первой главе? Что сам сатана может превратиться в ангела света, чтобы провести людей. Так что не удивляйтесь, что как бы как кто там рожу не строил свою, а если у него душа змеиная либо звериная, его уже ничем не исправишь.
Поэтому есть Евангелие — путеводная нить. Читая и изучая Евангелие и воплощая его в свою жизнь. То есть никогда, Господь говорит, Я пришел свет в мир, и все, кто будет идти по этому свету во Христе, никогда не будут спотыкаться. Потому что Он не просто показывает путь туда, и как соединиться с Богом, чтобы открылась вечная жизнь, а Он помогает во всем каждый час, каждую секунду. «Просите, и дастся вам». Просящему открывает двери небесные, стучащему в двери небесные дает помощь. Посмотрите, безграничная любовь Его какая, что не говорит, чтобы молились ко Мне, или обращались только в том случае, если вы исправились, очистились, изменились. Нет. Он говорит «просите».
В свое время праведного Иоанна Кронштадтского (он почил в 1908-м году после первой русской революции) перед его концом жизни у него спросили: батюшка, почему такой ужас наступил в России, почему такое беззаконие, почему зло стало торжествовать в той стране и в том народе, который всегда служил Богу? Знаете, какой был ответ? И это для всех нас, это не то, что сто лет тому назад было произнесено. Это сказано для нас и для всех, до конца мира сказано. Он не сказал, что люди стали грешить, что люди в большинстве своем отошли от Бога, предали Христа, предали православие. Он сказал: люди перестали молиться.
Да, не удивляйтесь, мы множество, тысячи примеров имеем, когда люди абсолютно неверующие. Они просто воинствующие атеисты. Но когда беда пришла в их дом, они начинают, не веря, молиться. Господи, как Богу. Происходят не просто чудеса. Именно в молитве, безусловно в таинстве причастия, в таинствах Церкви, но именно в молитве, когда мы лично каждый день начинаем по чуть-чуть просить Бога в помощь, именно в молитве мы Его лично узнаем, дорогие братья и сестры. Мы не просто верим в кого-то, во что-то, где-то, когда-то. Сила веры заключается в том, что здесь сейчас каждый из вас может лично знать и общаться с Богом. Вся сила веры именно в этом. Он не там где-то, как мы символически изображаем, за облаками. Он среди нас. «Иже везде сый и вся исполняяй». Он везде присутствует и сквозь нас проходит. Ему не надо кричать. Он без нашей воли нас не спасает, потому что мы Его дети и вторые боги. Он нас не куклами создал и не игрушками.
Он нас создал равными Себе, только мы в одном от Него отличаемся, что, безусловно, мы пространством и временем ограничены. И мы имеем начало. А Он безначален, безгранично совершен и красив. Сами подумайте. Вопрос веры, дорогие братья и сестры. Что такое религия. Понятие религии. Для чего нужно искать Бога? Ответ только один, не то, что я это говорю. Это смысл всей нашей веры. Почему мы должны не просто верить в Бога, а Его безгранично любить? Почему Господь говорит, что кто любит отца или мать, дочь или сына больше Меня, тот недостоин Меня. Почему? Кто дал вам отца и мать? Кто дал детей? Кто дал мужей, жен дал? Кто дал жизнь, кто создал вселенную? Вот в каком ужасающем состоянии находится современный человек, кичась своими научными как будто открытиями. А мы до чего докатились? За сто лет просто уничтожили природу своей бесноватой гордыней. А лишь только одна наша задача. Какая? Человек если имеет хоть в какой-то степени трезвый ум и хоть капельку любящее сердце, как же Бога не полюбить, если вы своих жен и мужей любите. Как Бога за это не полюбить? Ведь это ж Он вам дал. Это же не с луны вы упали.
Кто дал вам жизнь? И над простой вещью никто не задумывается. Мы живем, как будто это все наше, как будто это все сделано нашими руками. Нормально, как люди все устроились. Какое безумие! Почему люди сумасшествуют? Беззаконие во всем мире. Что люди творят, почему? Потому что вот так привыкли жить, что эта вселенная, мир, земля, природа, все богатства и вы все как будто само собой выросло. Да и грибы растут по воле Божьей. Так вот если человек это понимает, как же он Бога-то не будет любить?
Для чего мы верим, дорогие братья и сестры? В чем смысл нашей веры? Отблагодарить Отца: Господи, слава Тебе за каждый день и час, за воздух! Насколько все просто и прекрасно — воздух, пища, вода, одежда. Посмотрите, как хорошо. И мы все находимся в наказании, у всех смертная казнь, все мы умрем. И посмотрите, никто не хочет даже в наказание, в отчуждение от Бога ощутить, как прекрасна жизнь. Бог-то везде присутствует. Но пока мы своими грехами и недостоинствами недостойны общения с Ним напрямую, но Он всегда ждет нашей просьбы, Он всегда ответит. И не думайте, что многие из нас недостойны, грешны. Это еще больше Бога оскорбляет. Это равносильно ребенку. Мы дети Его.
Вот мать занимается своими домашними делами и отвлеклась. Если ребенок молчит, значит, все нормально. Правда? Если ребенок закричал, что мать делает? Все бросает и бежит к нему. Так и Бог. Конечно, Он сквозь нас проходит, Он все знает. Пока мы Его лично не просим, в том числе о личном счастье, о благополучии, о спасении, Он не действует, Он ждет нашего волеизъявления, потому что мы вторые боги и Его дети. И Он ждет, смиренный Агнец. Хорошо, если человек успеет в этом мире, как преподобный Макарий нас поучает. Успеет понять простую вещь — поблагодарить Бога. И не смущайтесь и не думайте, как мы Его будем благодарить, если не знаем. Есть храм. Даже не веря, человек пришел, побыл здесь. Здесь Бога благодарят. А что и как дальше действовать, подскажут, где свечку поставить. Своими словами просите для начала. Не надо каноны и акафисты учить. Со временем всему научитесь.
Разве дети сразу ходят? Сколько им надо синяков набить, чтобы мышцы укрепились, чтобы они ходили. Тоже самое и в духовной жизни. Сколько надо синяков набить в своей душе, чтобы понять простые вещи. Вот, дорогие братья и сестры, в чем премудрость, вот он страх Господень. Любовью как не благодарить. Вы посмотрите друг на друга. Представьте себе на какое-то мгновение, что говорить об аде, когда просто дома посидите в одиночестве денечек. Зашторьте окна и посидите. И так вечно, не считая мук адских. Просто ты все время один. Что с вами будет? Мы же все братья и сестры в Адаме и во Христе тем более. Вот этот величайший дар социума, когда мы не можем жить друг без друга. Дьявол внушает ненавидеть друг друга, убивать друг друга, вредить друг другу. Вот где сатана.
А где любовь Божия? Да помолитесь друг за друга, простите друг другу. Если человек бывает очень невыносим, подлый, гадкий, просто в храме помолитесь за него, дома помолитесь: Господи, прости меня в первую очередь, потому что я послужил соблазном этому человеку, очисти его душу. Сколько сейчас проблем. За Украину надо молиться, за Россию, за весь мир молиться, за тех, кто еще сохранил живой ум и живое сердце. Как все просто, дорогие братья и сестры. Насколько безграничен по Своей природе Сам Бог. Если человек имеет благодарное сердце или в своей жизни приобрел его, он самый счастливый человек. Адам и Ева, дорогие братья и сестры, пали только из-за того, что у них не было благодарности к Богу. Посмотрели — нормально, можно жить, зачем же благодарить Бога. И видите, чем закончилось. Сколько человек существует, столько друг друга и убивают: миллиарды. Это следствие. А была бы у них благодать: Господи, какие счастье, что мы друг друга увидели, что мы мир увидели, а уж тем более Бога. Но про Него я не говорю. Со временем через молитву, покаяние, когда наш ум и сердце узнает Его, вот опять же это продолжение смысла веры. Не просто почтить Его, поблагодарить, свечку поставить.
А если человек в течение жизни через покаяние, через праведную жизнь молится, просит Его всегда, мы не просто узнаем Его, а начинаем вместе жить. Он так и говорит, что мы придем с Отцом и вечерю в сердце человека устроим. Вот Царство Божие, говорит Господь, внутри вас. А мы не придем к Нему, пока здесь порядок не наведем тут. Тут и в сердце, если этого не будет, то как? Вот это основа и поучение всех Оптинских старцев, и нет ничего проще. А это самое главное фундаментальное явление понятия спасения и образа поклонения Богу — благодарность, покаяние с нашей стороны, потому что мы падшие и недостойные. А с другой стороны благодарность, что Господь дает время и возможность. Посмотрите, какое счастье, в какое время живем. С одной стороны это время испытаний. Тоже сколько соблазнов. Это ужас. А с другой стороны, посмотрите, мы стоим в храме. Такой свободы у нас уже не было лет триста у нашего народа.
Вот, есть за что благодарить. Так благодарите и увидите: Он, Господь Единый, творящий чудеса. «Ты еси Бог, творяй чудеса!» Он слышит благодарное сердце. Даже сегодня Господь какие дни дает. За природу, за погоду, за пищу, за одежду. Какие времена! Нас Бог-то как милует не за наши достоинства. За кровь мучеников, 60 миллионов. За двадцатый век 137 миллионов. Уж воистину: вот апокалипсис наполовину уже сбылся. По пояс в крови наш народ, если не по шею. За 20-ый век это суммарно и белорусы и украинцы и часть других народов — 137 миллионов за попытку послушаться бесов, жить без Бога. Вот пожили весь двадцатый век. Порадовались...
Теперь Господь дал новую возможность попробовать с чистого листа. Открываем, действуйте!
Молитвами преподобных старцев Оптинских, богоносного отца Макария помоги всему нашему драгоценному народу понять самые простые вещи, прийти к Богу, благодаря Его от всей души, потому что Он источник абсолютной красоты и радости. Он абсолютное наше сокровище. Вроде бы мал, как горчичное зерно, как Он о Себе говорил, но когда это зерно прорастает в нашем сердце, оно становится как древо, в котором даже птицы небесные есть. Ангельский мир начинает обитать в нас, и мы в нем, потому что наша слава там отечественная. Здесь мы имеем испытание, проверку, как золото в горниле. Помоги, Господи.