Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В чем ока­же­тесь ви­нов­ны­ми пред Бо­гом и пред людь­ми, в том при­но­си­те по­ка­я­ние и сми­ряй­тесь, не дер­зай­те ни­ко­го су­дить или осуж­дать, но во вся­ком неп­ри­ят­ном слу­чае ста­ра­ясь воз­ла­гать ви­ну на се­бя, а не на дру­гих, или за гре­хи свои, или что да­ли по­вод к скор­би сво­ею не­ос­то­рож­ностью и не­ис­ку­с­ством.

преп. Амвросий

Счи­тай всех луч­ше се­бя, а се­бя уко­ряй и вся­чес­ки за­зи­рай и не сты­дись за свои не­мо­щи кла­нять­ся и про­сить про­ще­ния у ближ­не­го, ког­да что име­ешь на не­го. По­чи­тай каж­дый день, как бы он был для те­бя пос­лед­ний, и мыс­ля­ми сво­и­ми ча­ще пос­тав­ляй се­бя на су­де Бо­жи­ем. Тво­ри мо­лит­ву неп­рес­тан­но в серд­це: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, Бо­го­ро­ди­цею по­ми­луй мя греш­ную".

преп. Амвросий

Кто бы ка­кой ни был, но все счи­тай­те, что он луч­ше вас, и так при­о­бык­не­те по­ма­лу, бу­де­те всех ви­деть Ан­ге­ла­ми, а се­бя – спо­кой­ны­ми, но по­ка еще са­мо­лю­би­вая часть ва­ша не ук­ро­ще­на, то мно­го тре­бу­ет­ся ог­ня, да­бы по­жечь оную.

преп. Макарий

Неделя 22-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам притчу о семени (см. Мф. 13, 3-9). Господь предложил притчу всем слушающим. И вот ученики, приступив к Нему наедине, просят Его растолковать им, что значит эта притча (ст. 10). Господь отвечает им: "вам дано знать тайны Царствия Божия, а всем прочим в притчах, так что они, слыша, не слышат и не разумеют" (ст. 11-13). Почему происходит так?

Церковь дает нам возможность знать тайны Царствия Божии. Как Господь истолковывал Своим ученикам, так и сокровищница церковного предания способна дать это знание о глубине слов божественных каждому, ищущему ответа на этот вопрос. Но, к сожалению, люди чаще всего удовлетворяются внешним. Эта глубина слова Божия их мало волнует. Именно так и бывает, что человек тысячи раз слышит о Христе, но слушая, не слышит. И лишь когда-то в один момент, когда сердце его оказывается готовым воспринять это доброе семя и произрастить плод, откликнуться на той глубине, которую ищет от нас Господь, своего сердца. Только тогда вдруг мы, наконец, начинаем слышать, слышать то, что слышали уже, быть может, много-много раз в своей жизни. И, наконец-то, мы уже слышим не только внешним слухом ушами своего тела, но, прежде всего, начинаем слышать ушами своего сердца, у которого тоже есть и очи, и уши и уста. И вот наши сердца в зависимости от их состояния способны бывают воспринять эту истину этого божественного слова или ее отвергнуть.

Именно об этом сегодняшняя притча, потому что эта почва, на которую падает семя слова Божия, это и есть сердце человека. И от того, какой это почвой является, таким и будет плод этой земли, этого сердца. Именно так оно будет плодоносить или же не сможет принести плода. И Господь изъясняет, что да, слово Божие это есть семя, которое сеется, сеется именно в сердцах. И некоторые подобны тому, как сеют при дороге. Это когда сердце человека подобно большой наезженной или прохоженной дороге. Господь говорит, что семя подавляется, то есть его топчут, давят. И лишь потом уже прилетают птицы, и эти семена склевывают, и ничего бывает не в состоянии произрасти. Так бывает с огромным количеством людей, которые бесконечно слышат, но их сердце слишком многим занято. В нем очень много себялюбия, очень много любопытства, очень много всевозможных страстей и похотей, которые не дают даже произрастить хотя бы маленький росточек в сердце человека.

Так бывает с теми, кто совершенно не ищет Бога, с теми, кто совершенно не хочет ничего знать, с теми, кто уже все для себя сам решил, когда Бог не нужен человеку. И вот лишь только слово Божие коснется его ушей, оно, скользя по сознанию, в котором уже существуют какие-то свои установки определенные, определенные стандарты, какие-то формы, заготовки какие-то, когда человек эти заготовленные ему дьяволом эти мысли, принимает как истину. И вот человек живет в этом мире своих каких-то фантомов, ложных представлений о чем-то, как будто бы он уже все знает. Знает о Церкви, о людях верующих, о церковниках. С Богом ему все понятно. У него какие-то свои штампы в голове уложились.

Но вот бывает, что слово Божие падает, сказано, в каменистой земле, и потому как не имеет влаги (а другой евангелист говорит: не имеет глубины), лишь дав росток, это семя очень быстро засыхает. Так бывает, говорит Господь, с теми, кто сперва во время услышав это слово, очень радуется и услаждается слухом своим и сердце их услаждается той благодатью, которую начинает чувствовать. И их разум покоряется как будто бы слову Божию, истине божественной. Но во времена гонений, каких-то искушений, лишений этот человек оказывается не способным ради этого слова Божия, ради истины что-то в этой жизни потерпеть и понести. Именно так и говорится в Евангелии: но поскольку не имели глубины (ст. 5), этой глубины сердечной восприять эту глубину слова крестного о Христе, потому что всякий желающий быть Христовым, следовать за Христом, должен быть крестоносцем. Он должен нести крест в своей жизни. Не тот крест, который носили те, кто именовался крестоносцами, на самом деле мечом насаждая раздоры в тех землях, в которых они были, а на самом деле занимались грабежом под именем Христа, но крестоносцы, которые несут свой крест в терпении, которые готовы следовать за Христом. Готовы нести и скорби и искушения, которые не бывают малодушно боязливы, как об этом говорит Апокалипсис (см. Откр. 21, 8), что их место тоже в геенне огненной, там, где пребывают и блудники, и чародеи, и прелюбодеи, и прочие люди, творящие страшные грехи. Потому что Господь желает видеть нас в терпении, в мужестве, в способности исповедовать Его своей жизнью.

Но именно этой глубины у нас порой не хватает. И мы еще там, где не было никакого страха, лишь столкнувшись мысленно порой с возможностью, что нам что-то придется за слово Божие потерпеть, готовы уже сдаться, сложить ручки, отказаться, как это не чудовищно от слова Божия. Да не будет так с нами. Будем иметь мужество нести истину божественную, слово крестное до скончания своей жизни, не стыдится слова Божия в этом роде прелюбодейном и грешном, исповедовать Христа не только словами, но и делами и всей своей жизнью.

И вот другое, Господь говорит, семя упало на земле, где оно подавляется тернием. И это терние означает сорняки, которые подавляют выросшее слово Божие. Это образ забот житейских, богатства, всевозможных наслаждений, которые, пожалуй, в наше время есть самое большое искушение для современного человека, когда в этом мире так много всевозможных соблазнов. Человек уже живет в этом потоке информационном, в этом грохоте страстей, когда, казалось бы, он сам себе на самом деле дьявол, который устраивает это, не дает опомниться. Он постоянно заполнен какой-то информацией в каких-то бесконечных переписках, в социальных сетях, в грохоте музыки, в бесконечных кинофильмах. Все человечество воткнулось уже в экраны своих каких-то устройств – компьютеров, планшетов, телефонов. Только бы не услышать, что говорит Христос нашему сердцу. Он пребывает в каком-то бесконечном общении, не ища, к сожалению, общения с единым Богом. Нам некогда опомниться. Мы все чем-то очень заняты. Очень важно, это так необходимо кому-то на что-то ответить, с кем-то что-то обсудить, наконец-то узнать, что же такого в мире происходит. А там происходит все одно и то же без конца уже много тысяч лет. Потому что происходит то, что дьявол борется с Богом. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: и поле этой борьбы – сердце человека.

Именно это происходило, происходит и будет происходить в мире до скончания века. И каждый из нас, давая возможность Богу быть победителем, утешаться этой победой Христовой в нашей жизни, может быть Христовым, не давая дьяволу изгонять Бога из нашего сердца нашей суетой, нашей приверженностью к этому греху, всем этим бесконечным заботам, этим развлечениям, страсти к накопительству, богатству. Все это подавляет тот колос, который готов уже возрасти. Но он не приносит плода. В нем не произрастает семени. Это образ очень многих современных христиан, которые, казалось бы, знают о Боге, слышали о Нем, как будто бы приносят Ему периодически молитвы, ходят в храм. Но это слово не может по-настоящему вырасти в силу того, что этой бесконечной суетой, всеми этими заботами, увлеченностью своей человек в себе этот росток слова Божия давит, подавляет этими сорняками своих бесконечных суетных помыслов, увлечений, развлечений, отвлечений.

И наконец, Господь говорит, что слово, упавшее на доброй земле, это те, кто добрым и чистым сердцем принимают слово Божие, оно возрастает и приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто раз. Так бывает с тем, кто именно хранит, как говорит Евангелие, слово Божие в сердце своем. Именно это хранение и есть наша забота. Это стремление быть верным Христу. Как тот, кто пытается сохранить что-то, он заботится об этом, бережет это. Он считает это своей драгоценностью, боясь это потерять, пытаясь всячески это соблюсти. Вот именно так мы должны относиться к тому, что дает нам Господь, к той истине, к которой нас призывает Сам Христос. Мы должны эту драгоценность в нашем сердце беречь, чтобы сохранять ее и для себя и для тех, кто окружает нас с вами. Прежде всего, это наши родственники, наши дети.

Почему наши детки не бывают столь благочестивы, как хотелось бы? Именно потому, что в нас не хватает этой глубины. Мы не бываем последовательны в своей жизни. Наша вера не бывает способна зажечь их сердца, потому что дети все чувствуют. Они все видят, если мы живем лицемерно, лукаво, принимая и зная Евангелие, на самом деле не стремимся его исполнять в глубине своего сердца. Нам все время некогда. Нам некогда ни самим почитать, ни научить чему-то своих детей, по-настоящему побороться и за свое сердце, за свое гражданство, за небо, за то, чтобы быть Христовыми. Мы не боремся за собственных детей. Потом, конечно же, это бывает для нас печально. Господь желает, чтобы мы пытались доказать и самим себе, и Господь видел, что мы по настоящему хотим этого небесного гражданства.

Ведь как в земной жизни бывает. Человек хочет доказать, что он хочет быть гражданином того или иного государства. Он бегает, собирает справки всевозможные, разрешения и так далее и так далее. Несколько лет на это уходит. Так почему же мы думаем, что стать гражданином Небесного града Иерусалима, это произойдет само собой? Так не бывает. Человек должен прилагать к этому очень и очень много усилий, о чем и Господь говорит, что Царствие Божие силою берется. И только это усилие совершающие, нудящие себя, восхищают его.

Дай Бог, чтобы и в нашем сердце слово Божие принесло, если и не сторичный, но хоть какой-то плод и не было ни подавлено этим тернием современной развращенности и суеты не засушено этой боязнью каких-то искушений и скорбей, которые могут и, безусловно, будут у каждого, кто истинно следует за Христом, и не восхищены нашим пустомыслием, когда мы не способны бываем восприять истинного Христа. Да не будет так.

Господь да сподобит нам принести этот плод Ему, плод своей последовательной жизни, ищущей Бога, стремящейся обрести Христа Спасителя нашего, исполняющим верность и хранящим эту драгоценность нашей жизни – Его, Господа нашего, Его святой закон, который соединит нас с Ним и уподобит Ему.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)