Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Со­ве­тую по­ча­ще и по­дол­гу чи­тать Еван­ге­лие, осо­бен­но от Ио­ан­на. Чи­тать так, что­бы толь­ко твои уши слы­ша­ли: по­ни­ма­ешь – не по­ни­ма­ешь, чи­тай. Бла­го­дат­ное сло­во еван­гельс­кое силь­но про­го­нять ску­ку и уны­ние и ус­по­ко­ит, толь­ко чи­тай по­боль­ше и по­доль­ше.

преп. Амвросий

За опу­ще­ние и не­ис­пол­не­ние пра­вил мо­на­шес­ких на­ло­жи на се­бя епи­ти­мию вот эту: ни­ко­го не осуж­дай, всех про­щай и счи­тай се­бя худ­шею всех на све­те в ду­ше сво­ей. Вот этим все опу­ще­ния мо­гут быть про­ще­ны и заг­ла­дит­ся мно­же­ст­во гре­хов. Эта лег­кая епи­ти­мия всем на поль­зу.

преп. Иосиф

Не бой­тесь скор­бей, а бой­тесь наг­лос­тей ере­ти­ков, стре­мя­щих­ся раз­лу­чить че­ло­ве­ка со Хрис­том, по­че­му и по­ве­лел Хрис­тос счи­тать их за языч­ни­ков и мы­та­рей.

преп. Анатолий

Неделя 24-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во всяко человека вниде, в нем же вся согрешиши» (Рим. 5, 12).

Так нам, дорогие братья и сестры, святой апостол Павел открывает тайну грехопадения человека. В чем вся суть этой безмерной беды и несчастья, которое постигло все человечество в лице первой четы, Адама и Евы, наших прародителей? Святой апостол Павел нас поучает, что грех вошел и смерть в этот мир через одного человека, и в нем мы все согрешили. Что это значит? Это, дорогие братья и сестры, так называемое учение о первородном грехе, то есть наша всеобщая сопричастность одному преступлению, которое поразило природу нашего праотца. И, казалось бы, любой из нас может задать вопрос: а почему мы страдаем, если он согрешил, а мы все до сих пор и до конца мира пока люди будут живы, будут люди мучиться и страдать и умирать? Потому что смерть это следствие греха, как апостол нас поучает, что жало смерти есть грех. Человек совершает преступление против закона Божия, он подвергает себя смертельной опасности. И более того, святитель Игнатий Брянчанинов нас поучает. Он говорит, что Адам и Ева душой умерли сразу, а тело доживало свои 960 лет. Вот такая казнь была, такое наказание было людям за попытку избрания зла.

В чем суть и корень грехопадения, дорогие братья и сестры? В том, что первые люди послушались не Бога, а дьявола, что они пошли дорогой не святости, правды и чистоты богоподобия, а дорогой лукавства, злобы, хитрости и попыткой уйти от ответственности того бремени, которое мы называем свободой. Как страшно и трудно, я думаю, все вы со мной согласитесь, как страшно и трудно, казалось бы, управлять своей драгоценностью, которая называется свободой. А почему трудно и ужасно? Да потому что вся наша природа теперь привлечена ко греху. И более человек способен делать зло, чем добро. Теперь действительно каждому из нас предстоит труд и подвиг для того, чтобы с Божьей помощью избавиться от этого ужасающего наследства. И насколько было бедственное положение ветхозаветного человека и всего человечества.

Мы сегодня можем увидеть из прочитанного за богослужением евангельского зачала, где говорится об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом бесноватого, который не просто был болен и страдал такой ужасающей болезнью. Он имел не просто бесов в себе, а целый легион бесов, целое войско. И поверьте, это был не единичный случай. Большая часть человечества была подвержена либо беснованию, либо поклонению сатане. Различные культы. И суть всех культов заключается в поклонении злу, похоти и нечистоте, в принесении человеческих жертв во имя беззакония, бесстыдства, разврата и бесчестия. Вот куда повлек сатана своим обольщением все человечество. И действительно, насколько была бы безгранично безмерна ужасающа куча всего человечества, если бы не милосердие и любовь Божия, которая нам открылась во Христе Спасителе Господе нашем. Его воплощение является самой величайшей милостью. Но теперь и отныне со времени пришествия Господа в мир каждому надлежит совершить очищение своей души, приобщение к святой вере православной и святой Церкви, для того чтобы действительно с Божьей помощью иметь нам ту спасающую жизненную божественную благодать, которая дает нам надежду не только на очищение своих грехов, но дает надежду на жизнь вечную и пребывание с Богом. Это самый величайший дар.

Первое, что нам принадлежит и требуется, дорогие братья и сестры, это посильная борьба против греха. Сам Господь нас поучает в евангельском повествовании. «Всяк творяй грех, – Господь говорит, – раб есть греха» (Ин. 8, 34). То есть тот, кто сознательно творит зло внутри себя, вокруг себя, в обществе, это и есть самая большая беда. Если не дай Бог человек сочетался со злом и желает делать зло, он уподобляется уже не Богу, а дьяволу. Он становится похожим не это падшее существо, на бывшего ангела. И мы призваны, величайшее благо, как восклицает и благодарит всею своей душой и сердцем святой пророк и царь Давид, что мало Ты чем умалил нас от ангелов, славою и честью венчал нас (см. Пс. 8, 6). Что значит слава и честь? Быть богами по благодати. Это не мои слова, это слова великого святителя и чудотворца Василия Великого, учителя церковного. Он говорит: Бог стал человеком для того, чтобы человека сделать богом. И вот перед нами стоит выбор: быть ли богом по благодати или превратиться в это ужасающее жалкое постыдное существо, которое ничего кроме злопыхательства, нечистоты, греха и скверны не может в своей жизни делать. Мы видим, чем заканчивается желание жить грехом. «Кто кем побежден, – говорит святой апостол Петр в своем соборном послании, – тот тому и раб» (2Пет. 2, 19). Если человек побежден, как в тропаре преподобного Сергия поется: «Христовой любовью уязвился еси». Вот это удивительное метафорическое сравнение. Безграничная любовь к Богу сравнивается, как рана, но не болезненная, а рана, которая всем своим остатком, всю свою жизнь, все свое существо, всю свою личность, весь свой внутренний мир, душевный сердечный отдает Богу. К этому мы призваны, дорогие братья и сестры.

Если человек выбирает зло, конечно мы видим, чем выбор зла закончился для этого человека, который сегодня упоминался за чтением евангельского зачала. Легион бесов. И в кого они его превратили! Посмотрите, какую славу дает нам Бог Господь наш Иисус Христос, какая слава, какая чистота, целомудрие вера, правда. Посмотрите, какую культуру создали христианские народы, особенно православные. Посмотрите, какая безмерная божественная красота заложена в православном богослужении, в пении. Сам чин богослужения, красота храмов, росписи, фресок, архитектура. Это же мало кто из народов не христианских на земле создал такую высочайшую культуру. Я не говорю светскую часть составляющую христианской культуры, как литература, живопись и так далее. Но самое главное, посмотрите к какой славе и чистоте она призывает.

Посмотрите на лики преподробных прославленных либо ныне живущих старцев, Божьих людей. Глядя на их лица, душа восхищается, на сколько Господь действительно уже здесь прославляет человека чистотой души, нравов, ума. И даже тело преображается. Даже здесь до времени перехода в вечную жизнь. А к чему призывает и что делает зло, мы видим на примере этого человека, что он был постоянно гонимый этими бесами, был наг, жил в гробах, в нечистоте, скверне, струпьях. Все пытались его выловить, одеть на него цепи, как-то усмирить (см. Лук. 8, 26-35). От него ужас исходил. Вот вам результат выбора человека.

И то, что это было следствием греха, можно в другом евангельском повествовании увидеть. Это подобное. Когда после Преображения Господа нашего Иисуса Христа, когда Он сошел с горы Фавор со Своими тремя избранными учениками, и подошел к большой толпе людей. К Нему подошел, низко кланяясь, отец, имеющий сына, и попросил, чтобы Господь исцелил этого ребенка, потому что он «зле бесновался». То есть и в огонь падал и в воду. Сатана настолько издевался над этим ребенком, что этот человек просил апостолов об исцелении. Но апостолы не смогли его исцелить. И Сам Господь с одной стороны обличая, но с другой стороны врачуя немощную преступную душу этого человека, говорит: «О род неверный и прелюбодейный, доколе терплю вас» (Мф. 17, 17). То есть Господь показал, откуда пришла беда к этому человеку, к этому ребенку. Из-за преступной жизни отца. То, что он прелюбодей и идолопоклонник. А внешне он правоверным и добродетельным иудеем считался. И чем все это закончилось.

Ничего не бывает тайного, чтобы не стало явным, Господь говорит, чтобы это не открылось вот таким в людях беснованием. Господь, обличая, а с другой стороны врачуя этого человека, показывает и нас вразумляет, откуда несчастья приходят в наш дом: от беззакония, греха и любви к греху. Человек настолько привык к греху, что легче убивать, воровать, клеветать, обманывать, обсчитывать, на проценты жить, а потом удивляется, что происходит с детьми и родственниками. Бог поругаем не бывает. Что человек сеял, говорит апостол Павел, то и пожнет (Гал. 6, 7). Сеет беззаконие, преступление. Но если человек сознательно служит сатане и сознательно служит злу и соблазну, о таких Сам Бог говорит, что лучше этому человеку не родиться (Мф. 26, 24). "Горе миру от соблазнов" (Мф. 18, 7). Соблазн нужен, чтобы испытать грешника. И вы сами видите, что творится вокруг нас, и вы видите, что творится в Европе. Там не просто люди возлюбили грех, а там восстали против Бога. Топают ногами, хлопают в ладоши, визжат, беснуются, что Бог мешает им жить. Они вот так хотят жить, а как, вы все знаете. И чем это все кончится? Огнем. Святой апостол Петр говорит, что первый мир пострадал от водного потопа, а этот мир готовится к огню.

А почему этот мир должен сгореть? Вы посмотрите, что они творят, какой соблазн. Причем торжественно провозглашают этот сатанизм на весь мир. Это не просто разврат, а это сатанизм, дорогие братья и сестры. Есть понятие греха, а есть понятие сатанизма. Мы все немощные, все грешны перед Богом, но когда идет вот эта бравада бесовская, визг на весь мир. Кого они защищают, чьи права? Ну что ж, Бог долго терпит, но бьет одним разом. Не надо Бога искушать. Так апостол и говорит, что разве сильнее мы Его? Против кого мы идем? Он же любовь, Он от нас ничего не требует. Он просто ждет ответной любви. Более того, Он есть Бог сердце нашего, говорит апостол Иоанн Богослов. Он Бог нашего сердца. Ему ничего от нас не надо, Он все нам дал: жизнь, вечность, спасение, искупление, воскресение — все предоставлено. Что еще нужно человеку? Но если человек и на это начинает свои копыта возводить, хула на Бога, она не прощается ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Лучше бы молчали и грешили. А если начинают стучать копытами, ну что же, Господь знает когда кого лечить целые народы, не только людей. Зачем Его искушать, Он любовь.

Очень важно это чтение. Вообще всякое евангельское чтение – это пища, это жизнь для нашей души. Евангельское поучение, причастие и молитва – это основа нашего спасения, это основа нашего богообщения. И поэтому, дорогие братья и сестры, читая и слыша евангельское повествование, будем правильно понимать, и святых отцов читать толкования, чтобы правильно до конца понимать эти вещи, чтобы нам избежать ответственности. Потому что Адам и Ева могли еще поверить сатане, что Бог что-то не додал человеку. А нам что сейчас в христианском мире? Более того, Господь говорит, что если бы Я не пришел, то все человечество греха не имело бы. То есть не было обличения в грехе. И Господь утешает нас: не бойтесь исполнять заповеди, они не тяжки, он нужны нам, а не Богу.

Если хотите, то заповеди это правила дорожного движения, если хотите домой доехать. Это закон сохранения нашей жизни. Это не Ему нужно. Он Бог, Он все имеет. Он Сам источник жизни. Но чтобы быть достойны Его славы, Его энергии, нужно жить соответственно. Но не может свинья на золотое блюдо, либо в дом войти. В дом там кошечек, собачек вводят. То есть нужно соответствовать славе. А так тут конечно, человек привык жить грехом, беззаконием, а потом еще может быть думает налегке в Царство Небесное. Тут то видите, говорит апостол Павел, что праведники едва спасаются, а грешным где явиться.

Дорогие братья и сестры, помоги Господь всем вам в христианском подвиге и труде, правильно понимая закон Божий, исполняя его, чтобы нам невозбранно войти действительно в Небесный покой, в небесную радость. Потому что источником этой радости является Сам Господь наш.

Аминь.

Игумен Владимир (Милованов)