Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что мрач­ные мыс­ли не­ред­ко бес­по­ко­ят вас, не сму­щай­тесь, ибо мрач­ные мыс­ли, как осен­ние об­ла­ка, од­ни за дру­ги­ми на­хо­дят и за­тем­ня­ют свет, но они и про­хо­дят, и не­бо ос­та­ет­ся чис­то и при­ят­но. Так и мыс­ли на­ши поб­ро­дят, поб­ро­дят по бе­ло­му све­ту, и ум уся­дет­ся на сво­ем мес­те, тог­да и ти­хо, и ве­се­ло бы­ва­ет на ду­ше. А уму на­ше­му от ски­та­ния се­мо и ова­мо мно­го спо­со­б­ству­ет крат­кая, но час­то пов­то­ря­е­мая мо­лит­ва Ии­су­со­ва, к ко­то­рой да­руй вам Гос­по­ди при­об­рес­ти на­вык, и тог­да яс­ные дни нас­та­нут для вас.

преп. Антоний

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

Неделя 30-я по Пятидесятнице Cвятых праотец

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы слышали с вами евангельскую притчу о званных. Человек некий сотвори великую вечерю и призвал очень многих людей, тех, кого он посчитал достойными прийти на этот пир, тех, кто мог прийти. Но званные, как сказано в Евангелии, стали все вместе отрицаться, то есть отказываться, указывая для этого разные причины. Один говорил, что купил село и имеет нужду посмотреть на него. Село имеется в виду некую землю. Другой приобрел пять пар волов, и ему нужно испытать их. Третий же женился и тоже в силу того что это для него новое важное занятие, конечно же, по его мнению теперь уже не мог прийти на вечерю.

В этой вечери Господь показывает нам тайну будущего века. Он есть, сотворивший эту вечерю, Он, Господь наш, призывает все человечество на брак с Собою, на этот торжественный пир, пир Царства Небесного, на котором Он будет раздавать блага насыщения и утешения каждой душе, взыскавшей Его. И в этой притче показывается, как большинство людей относится к этому призыву Божию по отношению к ним, как выбирает человек в своей жизни.

Очень часто и чаще всего, к сожалению, люди находят в себе очень и очень много извинений, которые, как кажется им, оправдывают их перед Богом. Не только этих три основных, бывают и многие другие. И прежде всего, это гордость человеческая, которая не дает человеку смириться пред Богом, начать искать Его, отказывая себе в удовольствиях этой жизни, отказывая своему горделивому «я», которое человек силится поставить выше всего остального в этом мире: свое мнение, свое желание, свои удовольствия, свои страсти, которые он имеет, те или иные. Своя похоть и своя нелюбовь к ближнему и свое осуждение, своя строптивость и ропот, и тщеславие, тот, кто любит деньги больше всего. И многое, многое другое. Человек выбирает это как большую и главную ценность жизни по отношению к Богу.

И в этом смысле, казалось бы, мы призваны Богом. Мы пришли в храм Божий, мы приняли святое крещение, наименовали себя христианами и по мере своих немощных сил стремимся идти за Богом, хотя очень часто отпадаем от Него. Но это вечере не только пир веры в Царстве Небесном, но это Царство Божие внутрь вас есть, – говорит Господь. И это Царство раскрывается в нас в силе уже в этой жизни в наши земные дни. Это соединение со Христом в таинстве Евхаристии, на которую у нас порой тоже находятся какие-то извинения и недоумения, что мы не можем приступить к этой чаше жизни, не желая вкусить этой вечери, этого брака Агнца, к которому Он нас приглашает Сам, раздавая Себя ради нашего спасения. Мы находим себе какие-то извинения и оправдания. То мы устали, то нам некогда, то что-то нам еще помешало. Но чаще всего нам мешает наша собственная лень и нерадивость.

Это же и вечере, когда Господь призывает нас пребыть с Ним в молитве, когда в молитве мы соединяемся духом своим человеческим по благодати Божьей со Христом Спасителем нашим, Которому мы молимся. И это есть уже предвкушение блаженства вечности. И к этой вечери призывает Господь каждого каждодневно, ежечасно, по крайней мере, в часы молитв, которые Господь дарует нам, отводя нам это время среди суеты земной утром, вечером, ночью. Но и среди этого мы находим себе очень и очень много отговорок: сейчас закончу, договорю, дочитаю, досмотрю и многое, многое другое, лишь бы променять эту суету и пустоту нашего любопытства, верхоглядства, какой-то нерадивости, лени, лукавства наших сердец на общение с Богом. На Бога у нас времени нет. У нас нет на самом деле не времени, а желания быть с Богом, нет желания быть со Христом, Который призывает нас в Свое Принебесное Царство.

Именно об этом эта притча. Потому что Господь призывает весьма многих и повелевает выйти слугам на распутия, на улицы, на стогны града призывать хотя бы некоторых. И когда призвали и иных и этих, говоря о том, что не наполнился еще брак, есть еще место, Он говорит: пойдите еще по окраинам города, на какие-то закоулки и переулки, лишь бы наполнился Мой брак. Но все, говорит, кто были призваны и отказались, не вкусят Моей вечери, потому что много званных, но мало избранных.

И вот об этом избрании нашем эта притча, о нем говорит Господь. Избирает не Господь. Мы, к сожалению, не избираем Бога. Именно это пытается Господь донести до нас в этой притче, что этот выбор делаем мы сами. Господь призывает весьма и весьма многих, но избирают Бога совсем немногие. Это и не удивительно. Ведь Господь сказал, что многие идут широкими вратами в пагубу, и весьма немного идущих тесным путем, ведущим в Царство Божие. Но слыша эти слова, убоимся, вразумимся, истрезвимся наконец на что мы тратим дни своей земной жизни, на что уходят наши силы человеческие, наше внимание, наш ум и все, что мы имеем. Много ли мы отдаем по настоящему Богу или это служение нашим страстям. Порой в молитве мы можем тщеславиться и превозноситься, осуждать других, думая, что мы нечем выделяемся. Но чаще всего на молитву у нас просто почему-то нет времени и сил.

Не будем обманывать себя. У нас нет ревности по Богу, у нас нет любви к Богу, которая выражается в этом нашем нерадении и лени. Господь всемогущий, призывающий всех в Свое Принебесное Царство, да дарует и нам выбирать Его, как главное средоточие совей жизни. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)