Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Толь­ко у Гос­по­да и в Гос­по­де ты мо­жешь най­ти се­бе мир ду­шев­ный. Твоя ис­тер­зан­ная ду­ша толь­ко в Гос­по­де, в по­ка­я­нии и исп­рав­ле­нии жиз­ни мо­жет най­ти се­бе от­ра­ду. Грех ядом сво­им уби­ва­ет ду­шу че­ло­ве­ка. Воск­ре­са­ет ду­ша от жи­ви­тель­но­го действия по­ка­я­ния.

преп. Никон

Всеб­ла­гий Гос­подь ни­че­го от нас не тре­бу­ет, как толь­ко од­но­го иск­рен­не­го по­ка­я­ния, и чрез оное вво­дит по­ка­яв­ших­ся в Царствие Свое Не­бес­ное и веч­ное, по ска­зан­но­му в Еван­ге­лии: по­кай­те­ся, приб­ли­жи­бо­ся Царствие Не­бес­ное (Мф. 3, 2).

преп. Амвросий

Ус­пех и ра­дость ино­ка в соз­на­нии сво­ей гре­хов­нос­ти, в ви­де­нии гре­хов сво­их. Нуж­но не толь­ко ви­деть свою гре­хов­ность, нуж­но и все пос­туп­ки свои, всю жизнь и де­я­тель­ность пост­ро­ить в пол­ном сог­ла­сии с соз­на­ни­ем и ви­де­ни­ем сво­ей гре­хов­нос­ти. Зре­ние гре­хов есть дар Бо­жий. Его на­до про­сить се­бе у Бо­га.

преп. Никон

Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Отцы, братья и сестры, мы продолжаем праздновать, события рождественские отмечать, и вспоминаем память праведного Иосифа, отца Святаго Семейства, Обручника Приснодевы Марии и, в общем-то, отчима Господа нашего Иисуса Христа. Мы с вами отметили праздник Рождества Христова, затем Собор Божьей Матери вспоминали, вспоминали о первомученике Стефане, погибшем за Христа. Сегодня мы также вспомним и мучеников младенцев, которые пострадали от Ирода за Христа при рождении Его, и вспомним Иосифа Обручника.

Это был особой праведности человек. Он по благословению старейшин храма Иерусалимского взял на себя ответственность воспитывать, можно так сказать, быть главой семейства Богородицы, Которая посвятила Себя Богу. Это было необычно в то время, то есть не было института монашества как такового. И Мария, воспитывающаяся при храме четырнадцать лет, по закону должна была быть отдана замуж. Но поскольку Она дала вот такой необычный для того времени обет, обет девства, то старейшины именно такой способ избрали обручить Ее с заматоревшим человеком пожилым восьмидесятилетним старцем, имеющим к тому времени уже свое семейство, вдовствующему, имеющему четырех сыновей и двух дочерей.

И праведный Иосиф с радостью принял эту задачу. И было ему, конечно, очень тяжело, когда зная о чистоте Приснодевы Марии, о том, что Она проводила дни и ночи в Иерусалимском храме, была вхожа во Святая Святых, он узнает, что Она зачала во чреве. Это тяжелое испытание для этого праведника. Он знает иерусалимский закон, знает, что такую женщину за прелюбодеяние должны побить камнями, но сердце его милующее, сердце праведное чувствует, что это несправедливо, оно болезнует за Приснодеву Марию. И праведный Иосиф решает Ее отпустить. И лишь по поведению ангела Господня Архангела Гавриила, который явился ему во сне, он принимает волю Божию, понимает, что это особое Дитя, Которое во чреве Божьей Матери.

На тот момент он вероятнее всего не знает, как и апостолы до конца не могли уверовать, что рождается Бог во плоти. Это была тайна непостижимая. Лишь временем она была осмыслена человечеством. Но он понимает, что рождается особое Дитя, о Котором необходимо заботиться. И он принимает, как игумен вот этой маленькой обители, где находится Дева Мария как монашествующая, он принимает правление над этим семейством. Он слышит волю Божию и исполняет ее, получает извествование от Бога, что необходимо переселиться в Египет и, ни о чем не задумываясь, всем семейством покидает Иерусалимскую землю и живет там.

По возвращении он минует Иерусалим, ибо там правит Архелай, сын Ирода. Этот правитель тоже был очень жесток. Он молится со Святым Семейством и получает обетование идти в Назарет, Галилейский город, где и был воспитан Господь наш Иисус Христос. И несомненно, что по-человечеству Своему очень многое Господь принял от Иосифа Обручника. Он получил туже самую профессию (Иосиф был плотником), получил воспитание от него, как от мужчины, от мужа. И многие мужские качества были восприняты от Иосифа. В то время, когда Иосиф Обручник и Святое Семейство покидает Иерусалим и бежит в Египет, Ирод в отличие от Иосифа Обручника, который делает все по воле Божьей, являет себя богоборцем. То есть он, зная предсказание о том, что будет царь другой, иной, царь не от мира сего, тем не менее, покушается убить этого царя, и отдает приказ погубить младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме, где рождается Господь наш Иисус Христос. Это страшное преступление, тем не менее, приводит, как и все промыслительно в Боге, к мученическим смертям этих младенцев и к их дальнейшему прославлению. Ныне мы знаем, что Вифлееме есть пещера младенцев, чтится их память, найдены множественные останки убиенных младенцев, и им возносится церковная молитва. Часто там бывают матери, у которых дети умерли в утробе или в малые годы. Они молятся этим младенцам о спасении душ.

Праведный Иосиф прожил достаточно долгую жизнь. В Евангелии о нем последний раз упоминается в событии, когда Иисус вместе с Матерью и отцом в возрасте двенадцати лет ходил в Иерусалимский храм и там потерялся. Но существует предание, что Иосиф Обручник прожил до ста десяти лет, то есть до проповеди Господа нашего Иисуса Христа и выхода Его в мир. Старец Иосиф был похоронен в Гефсиманском саду. Ныне существует храм Успения Божьей Матери в Иерусалиме вместо Гефсиманского сада и рака с мощами этого праведника.

Дай Бог и нам, братья и сестры, удостоиться хоть маленькой толики той праведности, какую имел Иосиф Обручник — умение слышать волю Божию. Основное, чем отличается этот праведник, что он все время всегда стремился слышать Бога. Он призывал Господа, и Господь открывал ему, как поступить в той или иной ситуации. Он был хранителем Святого Семейства.

Помоги, Господи, и вам спастись и обрести истинную веру в Господа нашего Иисуса молитвами праведного Иосифа Обручника. Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)