Аудио-трансляция

Ес­ли кто-то, на­де­ясь на свой ра­зум, ду­ма­ет не иметь нуж­ды в ру­ко­во­ди­те­ле, та­ко­вой вско­ре за­блу­дит от пу­ти пра­во­го. По­че­му и долж­ны мы со сле­за­ми мо­лить Гос­по­да Бо­га, что­бы да­ро­вал нам нас­тав­ни­ка или нас­тав­ни­цу не­заб­луд­ную, ибо по гни­лос­ти не­ду­гов ну­жен и врач или ле­кар­ка опыт­ная и бла­го­ис­кус­ная. По­то­му и долж­но хво­ро­му ис­кать не столь­ко обиль­ную и по­кой­ную боль­ни­цу, сколь­ко вра­ча ис­кус­но­го.

преп. Антоний

От­цы не тог­да толь­ко бы­ва­ют от­цы, ког­да де­тей по го­ло­ве гла­дят и ба­лу­ют, но и тог­да име­ну­ют­ся от­цы, ког­да вра­зум­ля­ют и на­ка­зу­ют чад.

преп. Антоний

Как вра­чи ме­ди­ци­нс­кие, так и вра­чи ду­хов­ные не оди­на­ко­во пос­ту­па­ют. Од­ни боль­но­му все поз­во­ля­ют и пить и есть, а дру­гие ве­лят стро­гую ди­е­ту наб­лю­дать; так и ду­хов­ни­ки: од­ни все про­ща­ют и раз­ре­ша­ют, а дру­гие за все ис­тя­зу­ют и свя­зу­ют, а цель у всех од­на, чтоб ис­це­лить.

преп. Антоний

Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная (за всенощным бдением)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, сегодня мы совершаем празднование, которое именуется «Крестопоклонная неделя». В этот день мы от всей души, от всего сердца, от всего своего разумения чтим и поклоняемся Кресту Господню. Великое это событие. И, однако, должны признаться, что никому невозможно измерить ту славу, честь и достоинство, которое подобает Кресту Господню.

Помыслить только, если приложить все усилия ума и сердца своего, что произошло? Адам согрешил. Слово Божие говорит: в Адаме все умирают (1 Кор. 15, 22). Слышите? Все! И мы свидетели и знаем, что и каждого из нас в свое время положат во гроб, в землю. Знаем это. Что делать нам? Что нас ожидает по смерти?

И вот великая милость Божия, опять скажем, никому не измеримая и не постижимая ни ангелам, ни архангелам, ни людям, никому, совершила. Что именно? Любовь Божия измыслила наше спасение. Каким образом? Сам Бог никому непостижимый никакому уму, никакому мышлению недосягаемый, Бог стал плотью. Помыслить только, нуждался ли Он в этом. Нет. Бог Всемогущий, все Ему принадлежит, вся власть, вся сила, все.

Куда бы мы не обратили свой мысленный взор, в какой-либо угол необъятной вселенной, все Богу принадлежит. И Сей Бог совершил, великую любовь явил. Бог стал плотью, стал человеком. Для чего Он стал человеком? Потому что, отцы и братья, мы хорошенечко должны понять, что существует закон свободы. Вот апостол Иаков говорит: вникнем в совершенный закон. Вникнем, что это такое? В чем является совершенство самого величайшего закона? И отвечает: это закон свободы (Иак. 1, 25). Бог ни у кого не отнимает свободы. Вникнем в этот закон. Люди согрешили, и вот по этому закону свободы люди должны сами себя каким-то образом спасти. Но это для людей, ни для кого не возможно. Сказано: в Адаме все умирают. Единым человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12). Слышите, смерть во всех вошла, во всех, и мы свидетели этому, через грех Адама, через грех прародителей. В нем же все согрешили.

Что делать нам? И вот Господь Сам совершил наше спасение тем, что Сам воплотился, стал человеком. И вот по закону свободы Он взял на себя грехи всего мира, всех людей. Но будучи Богом, грех над Ним не имел власти. Будучи Богом, Он имел власть над всей вселенной. И когда Он, став человеком, не нарушая закона свободы, взял на Себя грехи всего мира. А закон свободы требует страдания. И каждый человек, если в чем-то согрешит, то чтобы исправиться, должен понести какую-то скорбь, чтобы исправиться. Так вот и Христос понес тоже скорбь. Скорбь страшную — распятие на кресте и смерть. Но смерть над Ним не властна. Он безгрешный. И Он воскрес. И когда воскрес, то имел право и свободу возвещать истину всем людям, всему творению, всему, истину. А истина — в слове Божьем. Если Господь говорит: кто исполняет слово Мое, тот является Моим учеником. И все те, кто являются Моими учениками, познают истину, и истина спасет человека.

И так для нас Крест Христов — это радость, потому что через посредство Креста, смерти воскресения, в мир пришла истина, а вместе с истиной — жизнь вечная. Потому что слово Божие есть дух и жизнь. Если мы исполняем и любим, насколько посильно исполняем слово Божие, значит в нас дух и жизнь.

Все! Смерть в Адаме кончилась над теми, кто исполняют слово Божие, которое дано нам через крестострадание Господа нашего. Вот какая радость нам ныне возвещается, и что святая Церковь нам преподносит, чтобы мы всегда держали в своем сознании: всеми силами своими, всем своим сознанием нужно изучать слово Божие. Аще кто любит Мя, говорит Господь, тот заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 21). А кто заповеди Господни соблюдет, тот наследует жизнь вечную.

Вот в этот день все наше сердце и наша радость должно быть вознесено Господу благодарение за ту великую любовь и за то великое страдание, за любовь к нам Бога. Бог всех нас любит, но хочет, чтобы эта любовь коснулась нас и сделала нас живыми, что избавились мы от смерти. А для этого дает нам слово истины. Противостаньте дьяволу, Господь говорит (Иак. 4, 07). Как противостать, с дубинкой какой-то или с оружием? Нет, это глупо. Мы можем противостать дьяволу теперь словом Божьей истины. Словом Божьей истины. Где слово Божьей истины, любовь к Богу и исполнение, там уже сатана над таким человеком не имеет никакой власти. И этот человек наследует вечную жизнь. В Адаме теперь все умирают. А как только приступаем к слову Божию, данному нам через крестную смерть, все наследуем жизнь вечную.

Вот в нынешний день какие должны быть в сердцах и умах наших слова Божии. Мы призваны к вечной жизни. Слово Божие говорит, что наше отечество на небесах, призывает, но должны измениться. Кто во Христе, тот новая тварь, говорит слово Божие. То есть новое творение. Уже Адамова болезнь и смерть все в нем уничтожается. В нем жизнь вечная.

Да будет эта жизнь через посредство исполнения, изучения слова Божия со всеми нами. Спаси всех вас Христос. Аминь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)