Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ду­хов­ный отец, как столп, толь­ко ука­зы­ва­ет путь, а ид­ти на­до са­мо­му. Ес­ли ду­хов­ный отец бу­дет ука­зы­вать, а уче­ник его сам не бу­дет дви­гать­ся, то ни­ку­да и не уй­дет, а так и сгни­ет у это­го стол­па.

прписп. Никон

Гос­подь Ии­сус Хрис­тос, мо­ля­щий­ся в са­ду Геф­си­ма­нс­ком, есть до не­ко­то­рой сте­пе­ни об­раз вся­ко­му ду­хов­ни­ку в от­но­ше­нии ду­хов­ных чад его, ибо и он бе­рет на се­бя гре­хи их. Ка­кое это ве­ли­кое де­ло, и что толь­ко ему при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать!

прписп. Никон

Ду­хов­ный отец ну­жен для че­го? Что­бы при по­мо­щи его не­заб­луд­но шест­во­вать и дос­ти­гать Царства Не­бес­но­го, а для это­го не­об­хо­ди­мо, глав­ным об­ра­зом, ис­пол­нять на де­ле нас­тав­ле­ния, со­ве­ты и ука­за­ния ду­хов­ни­ка, жи­тель­ство свое про­во­дить бла­го­чес­ти­во. Бы­ли при­ме­ры, что не­ко­то­рые име­ли воз­мож­ность час­то бы­вать у стар­ца, иные да­же пос­то­ян­но си­де­ли воз­ле стар­ца, неп­рес­тан­но слы­ша­ли его нас­тав­ле­ния, да­же и жи­тель­ство­ва­ли с ним, и ос­та­ва­лись бесп­лод­ны­ми. А не­ко­то­рые име­ли ред­кую воз­мож­ность бы­вать у стар­ца и удос­та­и­ва­лись слы­шать крат­кое нас­тав­ле­ние, но пре­ус­пе­ва­ли. Так вот, не в том си­ла, что­бы час­то бы­вать у от­ца ду­хов­но­го, а в том, что­бы его нас­тав­ле­ния ис­пол­нять, что­бы не быть бесп­лод­ны­ми.

прписп. Никон

Неделя мясопустная о Страшном суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы в очередной раз собрались в храме Божьем, чтобы прославить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Третью неделю уже Святая Церковь готовит нас к Великому посту – времени очищения и покаяния. Первую неделю мы учились правильно каяться, учились вместе с мытарем говорить Господу о том, насколько мы грешны чтобы Господь нас простил. Во вторую неделю Великого поста мы познали великую милость Божию, которую готов принять каждый из нас, лишь бы мы имели раскаяние о своих грехах. Ныне Церковь Божия напоминает нам о событии Страшного Суда, который всем нам с вами предстоит пройти, и никто этот Суд не минует.

Напоминают нам это событие для того, чтобы мы держали бы в памяти и понимали, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но и праведный Судия. Почему Суд называется Страшным? Потому что он, во-первых, всеобщий. На нем будут осуждены не только люди, живущие на земле от начала века, но даже дьявол и его слуги. Страшный он потому, что он окончательный. Если сейчас мы имеем какое-то ходатайство за нас святых угодников Божьих, обращаемся к ним с молитвой, к Божьей Матери, к Господу нашему Иисусу Христу, после смерти мы имеем ходатайство наших родственников о нас, которые могут молиться и просить у Господа и умилостивить тоже Его, то Страшный Суд – это то время, когда у нас уже нет ходатаев, и осуждает нас, как говорят святые отцы, и в частности Игнатий Брянчанинов так пишет, что нашим обличителем и обвинителем на нем является наша совесть, тот орган, который Господь нам дал, чтобы мы понимали как нам правильно жить.

На этом Суде страшно еще, что все наши прегрешения откроются для всего мира – все наши помыслы, тайные вожделения, которые каждый из нас имеет и которые хочет скрыть, скрыть подчас не только от других, но даже и от себя, боится себя, своей греховности, своей грязности. Вот это все будет раскрыто всему миру в один миг. Рядом будут стоять люди в одном звании – богатые рядом с богатыми. И одни осудятся и пойдут в муку вечную, а другие прославятся, ибо совершили много добрых дел. Тоже самое нищие, бедные, бесные – все будут судимы на этом Суде именно праведно, и друг друга увидят прегрешения и сами себя в общем-то осудят, либо с Богом они и пойдут в рай в Царство Небесное, либо в то место, где нет уже милости Божьей – во ад. И вот сегодняшнее евангельское чтение нам многое объясняет, что от нас требует Господь. Говорится в нем как раз о Суде Божьем, когда Господь с ангелами Своими взойдет на престол славы, будет судить, отделять овец от козлищ. Овцы пойдут на правую сторону в Царство Небесное, а козлищи на левую сторону – идет как раз разделение, и попадут во ад. И критерием этого Господь ставит отношение к ближнему. Дела милости, которые мы творим, они если есть, либо оправдают нас на Суде, либо если их нет, то нас осудят.

Жаждал Я, и напоили Меня, был в темнице, и посетили Меня, говорит Господь праведным, алкал, и напитали Меня. И когда спросили, Господи, да мы же Тебя не знали. То, что сделали ближнему своему, то сделали и Мне, говорит Господь. "Суд без милости, не сотворшему милости; милость превозносится над Судом" (Иак. 2, 13), сказано в Священном Писании. Вот эта милость очень как раз и важна. Миловать ближнего своего, не осуждать, как мы часто осуждаем. Как часто мы имеем злость по поводу друг ли друга, как редко мы радуемся каким-то радостям и благополучию ближнего, особенно что касается наших врагов. Мы чаще готовы сказать про другого: а, вот, Господь-то видит, поэтому наказал тебя здесь, если видим какие-то здесь творящиеся с ним несчастья. То есть мы злорадствуем, вместо того, чтобы миловать его и радоваться именно с ним. Господь посылает каждому из нас испытание. И через это мы многое познаем, через это мы приближаемся к Богу. И на Суде Божьем мы будем благодарить о том, о чем сейчас жалеем, именно о каких-то горестях, страданиях, ибо именно они очищают нашу душу, ибо именно они показывают нашу немощь. Когда мы страдаем, мы ощущаем свою немощь.

На суде важна и милость к самому себе. Надо себя помиловать прежде всего. Только сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. А такое сердце, а это сердце милующее, понимающие, что мы именно сами греховны, что мы нуждаемся в милости. Оно не жестокое. Жестокому сердцу не нужно милости от Бога. Поэтому прежде всего нам надо именно просить милости о себе и себя умилостивить. А понимая свою греховность, как Силуан Афонский говорит: живи во аде, но не отчаивайся. То есть посылать себя во ад по грехам своим, понимая на сколько мы грешны, осознавая это и в тоже время надеясь на Бога, милующего, готового всегда прийти к нам на помощь. Только тогда сердце наше открывается, и Господь готов нам помочь и дать Свою благодать. Святые угодники часто рассуждали о том, что нам не следует осуждать ближнего своего. Так Иоанн Златоуст говорил: в тот день будущего Суда Бог будет судить нас не только за то, в чем мы грешили, но и за то, в чем осуждали других. Тот, кто сурово судит о чужих грехах, никогда не будет пользоваться снисхождением по отношению к себе. Бог произносит Свой приговор, глядя не только на природу наших грехов, но и на суд о других.

Поэтому не будем, братья и сестры, с вами осуждать другого, ибо еще раз повторю: "суд без милости, не сотворшему милости, и хвалится милость на суде". Будем лишь осуждать себя. Это для наших душ полезно, потому что, осуждая себя, мы милосердие Божие к себе привлекаем. Мы уже заранее готовим себе эту милость, ожидаем ее. Но для этого надо хорошо поработать Великим постом. Не зря в молитве великого угодника Божия, вчера его память была, Ефрема Сирина, одно из прошений, которое мы будем очень часто произносить Великим постом, это прошение о том, чтобы познали свои грехи: «Даждь мне видеть грехи моя».

Дай Бог нам это разглядеть в себе, понять, что мы действительно грешники, осудить себя прежде того Суда, который нам предстоит. И тогда на Суде мы оправдимся. Для этого конечно необходимо нам много поработать, познать волю Божию о себе, не забывать читать Священное Писание, ходить в храм Божий, таинства иметь церковные, обращаться искренне к Богу, да помилует нас в этом веке и в будущем.

Помоги всем, Господи. Всем спасения желаю, и готовящимся к принятию Святых Христовых Таин — достойного причащения.

Аминь.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)