Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Неделя мясопустная О Страшном Суде

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, вот уже настало предпоследнее воскресенье перед ожидаемыми всеми нами днями святаго Великого Поста. Предпоследнее подготовительное божественное празднование, которое тоже вносит свой смысл в наше сознание, с которым мы должны с вами подойти к сему спасительному поприщу. И вот как повелевает церковный устав, составители этой прекрасно службы, как мы вчера слышали стихиры, сегодня на Божественной Литургии Евангелие, что Господь нам заповедует.

Вот конкретно вчера пели в стихире: странные введи в дом, алчущие напитай, жаждущие напои. Мы призываемся к тому, чтобы посещать заключенных в темнице, чтобы посещать больных в лечебнице. Безусловно, все мы это прекрасно осознаем и понимаем необходимость этих спасительных дел, потому что апостол Иаков нам совершенно ясно говорит: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26). От дел совершися вера (Иак. 2, 21), что вера это есть посещать сирот и вдовиц в их скорбях. То есть кормить их, питать, одевать неимущих. Вот к чему нас призывают святые отцы и Сам Господь, Который в сегодняшнем евангельском чтении указал на неизбежность дать отчет за нашу прожитую жизнь и соответствие нашей вечной участи тому, как мы ее проживем, как мы подготовимся к будущей жизни. Но если каждый из нас постарается поставить в план своей духовной жизни исполнение вот этих всех спасительных и необходимых дел, мы с сожалением и с горечью видим, что у нас на все это практически нет никаких сил и как будто бы и возможностей.

Конечно, сейчас несколько другое время. Странники благочестивые, благонамеренные, везде путешествующие, которые раньше были в изобилии, их сейчас практически уже и нет. Все бездомные, это в основном люди, и конечно, мы их жалеем от всей души. Но не каждый из нас в состоянии такого человека ввести в свой дом просто из страха, что он обворует или еще какое-то другое зло причинит. Посетить в больнице кого-то, кроме своих родных и знакомых, тоже трудно себя понудить, поехать в больницу, узнать, кто из тех, кого никто не посещает, как-то сейчас не принято, и посмотрят как на странного человека. В старые времена еще перед этими страшными событиями революции посещение в тюрьме заключенных было самым обычным делом. И в праздники все верующие приходили и приносили им различное подкрепление пищей, утешение. Утешали словом, чем-то еще, чем могли. Сейчас это стало не принято, и пойти в тюрьму с такой целью сейчас сложно.

Но эти все измененные обстоятельства совсем не потому, чтобы мы себя оправдывали, а потому что изменились мы сами. Очерствело и огрубело наше сердце. Мы стали глубокими эгоистами, привыкшими к лени, к неге, к чревоугодию разнообразному, к саможалению. Вот почему Господь изменил эти внешние обстоятельства — только по любви к нам. Потому что если были бы те обстоятельства и возможности, которые были двести лет назад, и мы бы их не использовали, мы бы с вами подвергнулись бы к еще большему осуждению, еще большему душевному вреду.

И вот если мы внимательно разберем Священное Писание, мы с вами увидим очень важные, очень утешительные для нас слова, которыми Господь Сам или через святых апостолов извествует нас, как мы можем избежать осуждения на Страшном Суде. Вот, к примеру, вчера была заупокойная служба. И в заупокойном евангельском чтении, читались такие вот слова, которые Сам Господь сказал, что слушая Мои словеса и веруя Мне пославшему (то есть Богу-Отцу) на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот. То есть человек, который изучает Священное Писание, верит в важность жить по слову Божию, он на Суд не придет.

Господь говорит и много других подобных утешительных слов. Вот, к примеру: не судите, да не судимы будете. Уже только не осуждением наших ближних мы можем избежать осуждения на Страшном суде. Конечно, милость здесь ни в коем случае не перечеркивается. Еще Давид говорит: Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде (Пс. 111, 5). И когда Господь нам посылает такого рода случаи, возможности, чтобы оказать кому-то милость, конечно, это надо всегда всеми силами использовать, когда такая возможность есть. И Господь обязательно в этом нам поможет. Но мы должны еще глубоко понять смысл всех вот этих божественных наставлений, которые нам даны для того, чтобы мы благоразумно и искусно устроили свою духовную жизнь.

Ведь если рассудить, вот скажем, я пошел в тюрьму и отнес милостыню какому-то заключенному. И это сделал, и это событие совершилось. И что теперь? Я могу спокойно не думать о Страшном Суде, потому что я Господу отвечу: вот я такого-то дня я ходил и отнес помощь заключенному? Ну, конечно же, нет. Ведь Господь ясно сказал, что блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Речь идет не о каком-то разовом совершении милости, а о том, чтобы приобрести нам милостивое сердце. То есть эта вся наша жизнь должна в этом заключаться, в готовности оказать человеку помощь, в неспособности отказать нуждающимся в помощи. Жалеющее и милующее сердце всегда должно в нас производить свое действие. Вот какую задачу пред нами ставит нами Господь. И совершенно абсурдно думать, что сделав какие-то отдельные дела, тем более, если это касается родных. К кому-то мы съездили или накормили когда-то один раз, и на этом основывать свое спокойствие о Страшном Суде, это в высшей степени не разумно.

Как, каким образом нам следует потрудиться, чтобы приобрести сердце, подготовленное к восприятию божественной благодати, которая и совершит в нас Царствие Небесное. Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, читали Священное Писание и святых отцов, что Царство Божие внутрь нас совершает, образует благодать Божия. И конечно, такой человек, который имеет в своем сердце Царствие Божие, вот такой может не страшиться суда. Ясно, что таковому человеку уже не угрожают вечные муки. Но как вот этой божественной цели нам нужно достигнуть? И к этому ведь есть прямая заповедь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Ищите прежде Царствия Божия, и правды его». Что мешает нам в приобретении Царства Небесного? И вот сейчас накануне дней святаго Великого Поста нужно по этому поводу сказать слова особые.

В другое время, может быть, этот ответ прозвучал бы как-то иначе, потому что сейчас нам предлежит время особого напряжения сил, особого подвига. Пред нами такая задача не весь год ставится. Никто не призывает весь год находиться в строжайшем посте, ни в коем случае не участвовать ни в каких развлечениях. Нам это по нашей немощи, хотя и не одобряется, но строго не воспрещается. А вот сейчас нужно подойти по-другому к нашей духовной жизни. Ведь Господь ясно дал заповедь: не отягощайте сердец ваших объедением, пьянством и печалями житейскими. Иными словами, накануне дней святаго Поста нам нужно настроиться всеми силами на то, чтобы эти дни были действительно посвящены исканию Царствия Божия. А для этого необходимо умерить свои житейские потребности, всячески укрепляясь мыслью (потому что мы немощны), что это поприще не длительно, а всего лишь пятьдесят дней.

Пятьдесят дней нам нужно напрячь наши силы, чтобы меньше разговаривать, меньше ходить по магазинам и разглядывать то, что в них продается, меньше заглядывать в средства массовой информации под любым предлогом, меньше участвовать во всякого рода разговорах и сборищах, а больше посещать храм. Находить для этого время, стараться быть добрее, ласковее, хотя бы со своими окружающими, домашними, с коллегами по работе. Надо стараться быть более внимательными и помнить слова Серафима Саровского, который сказал: стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. То есть не надевать на себя маску постника, а наоборот всегда быть в радости, в благости, в доброжелательности ко всем нашим окружающим. В этом выразится наше желание приобрести милостивое сердце. Мы с вами не должны быть слишком наблюдательными, чтобы увидеть, как тяжело, как скорбно жить нам всем людям, даже людям внешне благополучным, но гонящимся за мирскими благами. У них тоже нет никакой радости. У них тяжесть на душе от того, что они ищут единого на потребу, не Бога, а ищут это суетное, приходящее, которое никакого утешения в душе настоящего не дает.

Господь свет нам заповедал: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего иже на небесех. Вот наши добрые дела в том должны заключаться, чтобы иметь мирный дух, который ко всем мы должны изливать в кротости, в снисхождении друг к другу, в несении тяготы друг друга, о чем Господь сказал, что так исполните закон Христов. И это всем по силам. Весь закон Христов исполняется от того, что мы не осуждаем и снисходим к нашим ближним. И Господь, исполнивших закон Христов, конечно не поставит ошую Себе, а скажет слова, которые сказал овцам: придите возлюбленные Отца Моего. Мы воистину будем чадами Божьими, если будем придерживаться милости и мира ко всем нас окружающим.

Вот это основное, к чему нас призывают наши святые отцы Церкви. И мы с вами, как члены Церкви, как люди верующие, имеющие в себе дух мира и благодати, будем всячески стараться следовать заповедям Божиим, помня о том, что «слушаяй словес Моих, не придет на суд». Давайте в эти приближающиеся дни Великого Поста в особенности использовать время, чтобы прилежать Священному Писанию, больше читать священных слов, запоминать, может быть что-то выписывать, может быть что-то заучить, чтобы слова Божии стали нашей жизнью, нашим законом. А как сказал пророк Давид: закон Твой живи мя. И вот поэтому будем молиться Господу, Божьей Матери, конечно, здесь особенно нашим Оптинским старцам, чтобы они своими молитвами всех нас укрепили к этому важному ближайшему нам уже времени всерадостному Великого Поста, пройдя который мы сподобимся встретить в радости и веселии духовном праздник светлого Христова Воскресения. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)