Аудио-трансляция

Вез­де спас­тись мож­но, толь­ко не ос­тав­ляй­те Спа­си­те­ля. Цеп­ляй­тесь за ри­зу Хрис­то­ву – и Он не ос­та­вит вас.

преп. Варсонофий

Память преподобного Нектария Оптинского

Христос воскресе! Во имя отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, когда мы еще празднуем святой праздник Пасхи, мы вспоминаем и чествуем день преставления нашего Оптинского преподобного старца Нектария. Того, кто подвизался здесь в лучшие годы Оптинского старчества, пришел в расцвете его, застал преподобных Анатолия, Амвросия, старцев Варсанофия, Иосифа и многих других подвижников веры, которые подвизались здесь в святой обители. Но дожил и до заката Оптиной, ее разорения, ее закрытия. Гонимый, бывший под арестом и сосланный в итоге в соседнюю Брянскую область, живший, казалось бы, в бесчестии.

Но сегодня мы слышали слова, произнесенные в Евангелии, которые Господь Сам сказал: Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй Пославшему Мя имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот (Ин. 5, 22). И вот, преподобный Нектарий, который был послушлив Богу, как никто иной. Именно поэтому мы его чествуем как преподобного, в высшей степени уподобившегося Христу в любви к ближнему, в сострадательном отношении ко всем приходящим к нему, в глубочайшем смирении своей души и трезвении, в котором он приобрел многие и многие благодатные дарования. Он, несмотря на бесчестие, гонения, высылку из обители, ее закрытие, является тем, кто перешел от смерти в жизнь, тем, кто просветил многих и многих людей своими богомудрыми наставлениями.

Его жизнь во многом непонятна и загадочна. Он был фигурой для многих неизвестной. Прожив много лет в полузатворе в Оптинском скиту, ходя всегда с опухшими глазами, многие считали, что это по заспанности, но он имел дар слез, дар слезной молитвы. И уже много лет спустя, уже в изгнании он одной из своих духовных чад, плача говорил: молчи, молчи, пришло время молчания, когда снимаются печати апокалиптические. И вот этот старец, прозревший возрождение Оптиной, пророчествовавший о том, что здесь будет еще семь столпов, семь светильников, совершил свой подвиг. Он нес и подвиг юродства. И даже когда избирали нового старца, схиархимандрит Агапий отказался по смирению. Тогда решили избрать старца Нектария. И он, не желая идти на духовный собор, сказал: кого-нибудь выберут без меня, там есть и поумнее. Но, тем не менее, когда пришел на собрание, архимандрит Ксенофонт сказал ему о том, что его избрали соборным старцем, старец стал отнекиваться. На что он сказал: отец Нектарий, прими послушание.

И вот он вышел на это общественное служение в глубочайшем смирении своей души. Он считал, что он недостоин звания старца. И лишь по недоразумению, как он говорил из своего смирения, его избрали таковым. Наши старцы, говорил он, целыми ломтями ели благодать, а у меня лишь крошечки; сама келия преподобного Амвросия, преподобного Иосифа вас учит, а я здесь словно хранитель. Но тем не менее скрывая этими смиренными словами свое благодатное дарование, он был узнаваем. Как и говорил апостол Павел, что мы не знаем, но мы узнаваемы. Потому что верные Христу узнают святых Божиих по их кротости, по их смирению, по их духу мира, который царит в их сердце, по их безмерной любви к каждому приходящему.

И хотя старец порой скрывал свои наставления за полуюродством, однако многие и многие видели в его словах пророческий смысл. И то, как он одевал красный бант еще до того, как случилась революция, пророчествуя о том, как будут ходить люди. И тот музей, который он собирал в шкафу из стекляшек и камешков, когда в Оптинском скиту действительно был образован музей после закрытия скита и Оптиной. И когда он спросил писателя Сергея Нилуса: как вы думаете, какие были настоящие общежития в истории человечества? Тот задумался и сказал: Ноев ковчег. Он говорит: ну какое же это общежитие, сто лет Ной строил ковчег, звал людей, а пришли одни скоты. Первое общежитие, говорит, было в Эдеме, в райском саду, когда Адам еще не познал грех до грехопадения с Евой. Второе — это первохристианские апостольские бщины, которые горели духом, были одной душой, одним сердцем, как говорят об этом деяния апостольские. И третье истинно христианское сообщество — это Оптина пустынь при ее великих Оптинских старцах.

И вот здесь у ног этих старцев вырос и возрос преподобный Нектарий, чтобы просиять не только тогда в начале двадцатого столетия, но это сияние достигает и до нас сейчас детей двадцатого и двадцать первого века. Хотя эстафета его старчества пришла и в открывшуюся Оптину. Многие из знавших старца дожили до открытия Оптиной пустыни, те, кто окормлялись у него, его духовные чада и в изгнании за рубежом, и здесь в Козельске, и в России. И мы знаем, что Церковь жива, видим в этом ее преемственность в том, что это сияние простирает лучи до нас с вами, касается наших с вами сердец. Мы, прикасаясь к его мощам, поражаемся той дивной кротости этого святого, его необычайному себя смирению, которое поражает душу верующих, приходящих к нему.

И в этот день его памяти сугубо почтим его, обратимся к нему с просьбой, чтобы и нам в этом смутном времени современного мира, когда так много всевозможных соблазнов, искушений, когда очень много подмен для христианина, когда ему вместо искания Царствия Божия предлагают идеал стяжательства, успешности общества потребления. Мы призваны к тому, чтобы быть сынами и дочерями Божиими. Именно к этому призывает нас Христос. И преподобный Нектарий, так дивно явивший своей святостью, своей жизнью возможность того, что человек в любых условиях может сохранять верность Христу, научает и нас этому правильному ориентиру, что не мир сей, не век сей есть для нас ценность. Но то, что человек стяжал в своем сердце, то, что он мог оставить ради Христа. Именно это имеет цену, когда мы научаемся и в скорбях и в гонениях и в невзгодах и в болезнях помнить и любить Бога. И ради этой любви учиться строить свои отношения со нашими ближними.

Помолимся преподобному Нектарию, чтобы он помог нам подобно ему, хотя бы в малой степени, пройти этим путем и наследовать жизнь вечную. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)