Неделя о блудном сыне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мы все ближе и ближе к Великому Посту. В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Сегодня неделя о блудном сыне. Эта притча имеет особый смысл. Она так велика по своему значению, что святые отцы назвали ее евангелием в Евангелии. Эта притча о великой небесной любви к нам Бога-Отца, о достоинстве человека, о его уходе от Бога, о падении и возвращении к Нему. Притча о Новом Завете, в котором совершается наше спасение.
У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение (Лк. 15, 12).
Бог создал человека свободным и самовластным. Как небесный отец Бог бесконечно любит нас, но, будучи всемогущим, Он не стесняет нашей свободной воли. Любви нельзя требовать. Ожидая ее от человека, Господь не может требовать от нас ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности. Имея полную власть над Своим творением, Господь не принуждает нас, приводя к полной зависимости от Него. Это было бы насилием. Как Отец, Бог бесконечно уважает нашу свободу, свободу сынов, детей, носителей образа Божия. Но в этой свободе есть риск. И каждый человек может своей сыновней любовью ответить Богу, а может и отвергнуть Его любовь. Любовь Бога отверг Адам, соблазненный дьяволом. И с тех пор для каждого из нас существует соблазн искать свободы самоутверждения во исполнение своей воли, своих чувственных желаний вопреки закону совести, этому Божьему закону, вписанного у нас Творцом.
На первый взгляд кажется, что в притче говорится о праведном сыне старшем, который остался в доме отца, и о блудном сыне грешнике. Но это не так. Они оба грешники, но у них разные грехи. Младший сын полон жизненных сил. В нем кипит желание самому насладиться жизнью. Это состояние самовожделения, в которое впал Адам после грехопадения, юная влюбленность, самонадеянность. Младший сын одержим желанием все испытать, всем насладиться без запретов и ограничений. «Я хочу, я считаю, я сам». В таком состоянии человек не способен никого любить, он любит только себя. Сын даже не осознает своей неблагодарности отцу и своей жестокости. Его тяготит жизнь в доме отца, его тяготит само присутствие отца, связывающего его желания. Младший сын просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отца нет или отец уже умер.
Наш небесный Отец бессмертен. Уходя от Бога-Отца, источника жизни, духовно умирает сам человек. Господь проявляет величайшее смирение и терпение. Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой Он не удерживает его. Для спасения всего блудного человечества, отпавшего от Него, Отец заклал в превечном совете своего Сына, Агнца Божия. В этом тайна Божьей любви и милосердия.
И вот собравши свое имение, младший сын уходит в страну далече и там, живя в блуде, расточает все имение. И это неизбежно. Младший сын назван блудным. Блуд это крайняя наиболее грубое проявление самолюбия и сластолюбия, но в широком смысле слово «блуд» — это измена Богу. Блуд присутствует в каждом грехе. Жизнь без Бога — это блудная жизнь, жизнь бессмысленная и унизительная. Грех своей сластью влечет страстное сердце человека, но после вкушения греха неизбежно наступает тоска, уныние и опустошенность. Снова рождается вожделение сласти греха, желание насытиться еще и еще. Но после этого уныние, тоска становятся все более и более мучительны. Эта жизнь в грехе неизбежно опустошает человека. Он лишается не только богатства благодати, но и внутреннего мира, радости, теряет свои душевные дарования. Это неизбежно. Человек, уйдя от Бога, обретает не свободу, а рабство. Он уже раб греха, раб страстей и не может уже не испытывать голода, духовного голода. Но как бы далеко не уходил человек от Бога, он всегда остается в памяти о Боге-Отце и об отеческом доме. Этого голода души ничто не может удалить.
В притче говорится, что блудный сын пристал к одному из жителей одной страны. Страна эта далекая от отеческого дома, это там, где нет места Богу. Это мир страстей, это царство дьявола. И дьявол посылает его на свои поля пасти свиней. Свинья это символ греховной нечистоты. Свинья любит грязь, любит валяться во всякой нечистоте. Свинья не может видеть небо. Ее глаза всегда обращены вниз, к земле, к своему корыту. Она всеядна и способна есть все, чтобы утучнять свое тело. Под свиньями в притче разумеются страсти и вожделения, которые приобрел человек, отпав от Бога. Вместо веры, любви, послушания, смирения, целомудрия, воздержания в нем растут гордость, тщеславие, зависть, всякое плотоугодие, похотливость, осуждение, злоба, злопамятность и все множество страстей душевных и плотских.
Блудный сын пасет этих свиней, насыщает их, а сам не может насытиться. Он желал бы насытиться пищей свиней, но и ее не дает ему хозяин дьявол. Таков закон духовной жизни. Страсти, которые пасет человек в своем сердце, никогда не могут его насытить. Невозможно напитаться грехом, этой пищей свиней. И голод становится все более мучительным. И здесь происходит чудо. Как сказано в притче: сын пришел в себя. Это очень важный момент. Живя в грехе, в угаре страстей, человек выходит из себя. И пока не пройдет это помрачение, это опьянение грехом, человек живет так, как будто Бога нет, потому что сам умер, духовно умер, отпав от Бога. Отец отпустил своего сына, но он любит его, не переставал любить его и ждет его, взывая возвратиться в свой дом.
Так Господь стучит в дверь сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к нему. И вот благодать коснулась сердца младшего сына. Он прозрел, он вдруг вспомнил, что он сын отца, о своем достоинстве, вспомнил, что даже наемники в доме отца имеют в избытке хлеб, а он гибнет от голода. Здесь происходит решительный поворот его жизни. Это то, что называется покаянием. Покаяние это коренной перелом образа мыслей и жизни человека, это осознание своей вины и решимость совершенно изменить и исправить свою жизнь. И сын говорит: встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих. И он пошел к отцу.
И что самое важное здесь? Это глубокая искренность покаяния, сознание, что я уже сыном не имею права называться. Я был жесток и неблагодарен, я расточил свое имение, не свое, а твое богатство, живя скверно. Во всем виноват я сам. Но я прошу тебя, прими меня в число твоих тружеников, наемников и я буду честно работать тебе. Здесь происходит встреча отца и сына. Отец ждал его возвращения, и когда сын был еще далеко, он сам вышел ему навстречу, увидел его, и «мил ему бысть», как сказано в притче, и пал ему на шею и целовал его. И здесь сын снова уже самому отцу говорит: я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Отец сказал рабам своим: принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться (Лк. 15, 23).
Так завершается таинство покаяния, так совершается возвращение блудного сына к небесному Отцу. Оно завершается пиром в доме Отца, пиром веры, таинством тела и крови Христовых в Новом Завете между Богом и блудным, отпавшим от Него родом человеческим. Милосердие Божие безмерно. Бог наш — Бог милости и щедрот. Небесный Отец ждал и ждет от нас плодов покаяния. Покаяние — это первое проявление веры и любви, это плач о том, как и кого мы оскорбили своими грехами. Блудный сын во всем обвинил себя самого и смирился перед отцом. Этого и ждет от нас Господь. И если совершается это в нашем сердце, то Он сам благодатью Своею встретит нас, когда мы еще на пути к Нему. Через покаяние Он снова облекает нас в одежду благодати, которую мы разорвали грехом и осквернили. Он подает нам перстень на руку — печать нашего достоинства сынов и детей Божиих, и завершается все радостным пиром в доме Отца.
В притче сказано, что когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование. Спросив о том, что случилось, он узнал, что пир устроил отец, радуясь, что вернулся его младший сын. И тогда сын старший разгневался и не захотел войти в дом разделить радость отца. Этот сын никогда не оставлял дом отца и всегда честно работал на поле, но он не хочет и не может разделить с отцом его радость о возвращении младшего брата. И здесь для нас очень важный урок. Можно жить в доме отца и внешне исполнять все, что требует закон, но быть по духу совершенно чуждым отцу, не имея ни смирения, ни любви, ни милосердия. Такой была праведность фарисеев, гнушавшихся мытарей, кающихся грешников и блудниц, осуждавших Самого Христа, как друга мытарей и грешников.
Старший сын укорил отца за то, что он с такой любовью и радостью принял сына, расточившего его имение с блудницами, а его, честного, работающего уже столько лет, не порадовал даже малым утешением. Отец звал его, говоря, что все, что он имеет, все его. А о том надо было радоваться и веселиться, что младший брат его был мертв и ожил, погибал и нашелся. Мы не знаем, как ответил старший сын на призыв отца. Пришел ли он на пир, или сам решил уйти из отеческого дома. Притча об этом не говорит. Но вот что очень важно, что мы должны помнить. Никакие внешние дела сами по себе не приближают нас к Богу, не соединяют нас с Ним в духе, если они делаются не ради Христа. Но и это еще не все. Если к нашим трудам молитвы и поста, делам любви и милосердия явно или тайно примешивается тщеславие и самоцен и приходит сознание, что мы «несмь якоже прочие человецы» (Лк. 18, 11), тщетны все наши дела. Тщеславие обесценивает все. Мы всегда должны помнить заповедь, данную апостолам: когда сотворите все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, только сделали то, что должны были исполнить (Лк. 17, 10).
Но кто из нас может сказать, что я исполнил все, что заповедал Господь в Евангелии. Приближаются великопостные дни. Будем молиться, чтобы все мы, каждый из нас, пришли в себя. Чтобы весь народ наш, все, кто ушли на страну далече возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Своем, в Царстве Небесном, где большая радость бывает об одном грешнике и кающемся, чем о праведных, не имеющих такой нужды в покаянии. Аминь.