Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ряй­ся, и все де­ла твои пой­дут.

преп. Амвросий

Иди мы­та­ре­вым пу­тем, и спа­сешь­ся,– го­во­ри: Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­ной! (Лк. 18, 13).

преп. Амвросий

Бу­дем мир­ны и смир­ны, па­че же сми­рен­ны.– Тог­да все бу­дет на поль­зу нам, по сло­ву Пи­са­ния: чис­тым все чис­то (Тит. 1, 15).– Да бу­дет и у нас все чис­то-на­чис­то.

преп. Амвросий

Обретение мощей преподобного Нектария старца Оптинского Суббота 4-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами слышали в Евангелии от Матфея о том, как Господь восставил тещу Петрову и изгнал многих духов нечистых, и болящих исцелил. Собственно как говорил пророк Исайя об этом: «Той недуги наши понесе и болезни прият» (Ис. 53, 4). Конечно, Господь принял недуги человечества, но это, прежде всего, не телесные недуги. Хотя и в этом смысле тоже Господь, как человек воплотившийся нес все скорби человеческого естества в этом мире. Он уставал, утомлялся, утруждался в пути, испытывал зной, испытывал жажду, голод и все то, что испытывает обычный человек, так называемый страсти безгрешный, то есть страдания плоти любого человека. Но, прежде всего Он принял наши духовные болезни. Собственно как говорит тот же пророк Исайя: «язвою Его мы исцелехом». То есть мы исцелились Его язвами, Его страданиями, Его потом, Его кровью, которую пролил за нас Христос Спаситель.

И вот всякий желающий следовать Его путем должен сознавать, что ему предстоит такой же путь крестоношения, путь страдания и скорбей. Очень многим кажется, что христианство должно давать какое-то безмятежное блаженство. Безусловно, христианство это религия радости, это религия света, это религия чистоты, которую человек обретает во Христе Иисусе. Но одновременно с этим человек обретает путь скорбей, путь гонений, путь клеветы, зависти, злобы, несправедливости, непонимания.

Все то, что испытал на Себе Христос, и все то, о чем Он предупреждал Своих учеников и Своих последователей, говоря, что Я пришел принести не мир, но меч в этот мир человеческий, чтобы разделить людей. Разделить собственно по отношению к Нему, потому что Он есть камень краеугольный, по отношению к которому и разделяется этот мир. Одни на этом камне созидают всю свою жизнь и дом спасения, а другие отвергают Этот камень и разбиваются на Нем.

Мы, приходя в храмы Божии, приходя к Богу живому, должны осознавать этот путь нашего крестоношения, потому что и далее Он говорит одному из фарисеев, который захотел идти за Ним и сказал, что я иду за Тобой, Господи. Но Он предупреждает его, что нельзя вступить на этот путь легкомысленно, бездумно, не понимая, что ожидает тебя, что уготовано каждому, вышедшему на этот путь. Он говорит, что птицы небесные имеют гнезда и лисицы имеют норы, но Сын Человеческий не имеет, где главу подклонить. Он предупреждает всякого последователя своего не быть легкомысленным, не быть бездумным, но быть трезвенным, совершая этот путь осмысленно. Потому что мы в этот день совершаем день памяти старца Нектария, обретение его святых мощей. В 89-м году они были перенесены из Брянского села Холмищи, а точнее уже с того места, которое осталось от этого села, потому что там ровным счетом уже ничего не существует. Только одни деревья растут и глухой лес, и лишь небольшой остов храма остался.

В этом лесу, на сельском кладбище был похоронен старец Нектарий, который окончил свою жизнь в изгнании, который видел рассвет Оптиной пустыни, ее великих старцев Амвросия, Иллариона, двух Анатолиев, старца Исаакия, но первого, а второго. Но он дожил и до дней заката Оптиной, ее закрытия, поругания, бесчестия. И будучи человеком по-настоящему духовным, то есть истинным последователем Христа, он не устрашился, что большевики угрожали ему, но покорился этой власти, был вынужден удалиться за 50 километров от Оптиной, живя в чужом доме, будучи притесняемым от этого хозяина, который сперва казался ласковым и милым, а потом оказался жадным, неуживчивым и весьма требовательным по отношению к старцу. И органы ОГПУ очень тесно старца опекали, назирая за ним, запрещая ему принимать посетителей даже в этой глухой сельской местности. Собственно это было основным мотивом, причиной, по которой старца изгнали из Оптиной, потому что он был утешителем людей.

Он был молитвенником за людей. Он вмещал в свое сердце всех, приходящих к нему. Самое главное — это была его духовная мудрость, с которой он очень многих наставлял на путь истинный своим кротким словом, иногда обличением, потому что старец Нектарий никогда не был ласкателем. Но если нуждалось твердое слово, мужественное слово, он его произносил, хотя и скрывал свою прозорливость и мудрость за полуюродством. Даже Патриарх Тихон в недоуменных обстоятельствах посылал к старцу Нектарию за ответом в сложных своих вопрошаниях.

И вот, день возвращения его честных мощей мы и чествуем сегодня, потому что это есть торжество, венец, окончание его земного пути и славы, от которой он всегда бегал и от которой всегда уклонялся, не желая быть старцем, не желая иметь известность, в глубочайшем смирении все приписывая не себе, но молитве и славе его предшественников Макария, Амвросия, Иосифа. Даже своему сомолитвеннику и соработнику старцу Анатолию он уступал первенство чести, считая себя недостойным и ниже его. Но, тем не менее, Господь сподобил его венца исповедничества, чтобы быть в изгнании.

И вот, несмотря ни на что, пройдя этот путь тесный, тернистый, жесткий и совсем не гладкий, он увенчался тем, что вернулся в эту обитель уже в качестве преподобного своими святыми мощами, от которых происходило благоухание. И многие это ощущали из тех, кто в обители в то время был. И вот мы поклоняемся ему, словно бы вводя его из этой временной жизни, еще не вводя, а созерцая, как он входит из этой временной жизни в вечность, где он уже не имеет ни скорби, ни печали, ни воздыхания, но имеет дерзновение к Богу молиться о всех приходящих к нему.

Такова жизнь и удел каждого христианина. Не радость только и сладкие утешения ожидают нас, но терния, волчцы, зависть, клевета и всякие напасти ожидают всякого, лишь желающего вступить на этот путь спасения. И в этом, казалось бы, безумстве, когда человек может свою жизнь как будто бы потратить зря. Ведь каждый из многих наших исповедников, мучеников так много мог сделать, многое совершить. Из них многие были умнейшими людьми, ученейшими в своем века, в своем времени. И все это они потеряли как будто бы, утратили, не смогли многое по-человечески совершить. Но Господь смотрел, прежде всего, на их сердце, на то сердце, которое осталось верным Ему в этих гонениях, скорбях и невзгодах.

Именно эта верность и вывела их и увенчала венцом славы, венцом мученичества или венцом исповедничества. И не это лишь человеческое главное для Христа Спасителя, а то, что они смогли стать исповедниками Христа, Его свидетелями (как собственно слово «мученик» с греческого на русский язык переводится), стать свидетелями Христа. Они свидетельствовали о Его истинности, о Его величии, о Его чистоте и Его праведности, которая превышает ум человеческий и возвышается над этим миром.

И вот, старец Нектарий прошел этим путем. И мы поклоняемся ему. Поэтому не будем бояться, не будем унывать, не будем малодушествовать от всего того, что случается в нашей жизни из всего того, что находит, и мы считаем скорбями и невзгодами. Все это, в конечном счете, если мы веруем во Христа и доверяем Ему, становится тем горьким лекарством, которое на самом деле все-таки исцеляет наше с вами сердце и очищает нашу с вами душу.

Поэтому последуем стопами нашего старца и будем молиться ему, чтобы он дал нам терпение, мужество, кротость и мудрость во всех этих скорбях быть верным Христу. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)