Аудио-трансляция

От­че­го лю­ди гре­шат? Или от­то­го, что не зна­ют, что долж­но де­лать и че­го из­бе­гать, или ес­ли зна­ют, то за­бы­ва­ют, ес­ли же не за­бы­ва­ют, то ле­нят­ся, уны­ва­ют. На­о­бо­рот: так как лю­ди очень ле­ни­вы к де­лам бла­го­чес­тия, то весь­ма час­то за­бы­ва­ют о сво­ей глав­ной обя­зан­нос­ти – слу­жить Бо­гу, от ле­нос­ти же и заб­ве­ния до­хо­дят до край­не­го не­ра­зу­мия или не­ве­де­ния. Это три ис­по­ли­на – уны­ние, или ле­ность, заб­ве­ние и не­ве­де­ние, от ко­то­рых свя­зан весь род че­ло­ве­чес­кий не­ре­ши­мы­ми уза­ми. А за тем уже сле­ду­ет не­ра­де­ние со всем сон­ми­щем злых страс­тей. По­то­му мы и мо­лим­ся Ца­ри­це Не­бес­ной: Прес­вя­тая Вла­ды­чи­це моя Бо­го­ро­ди­це, свя­ты­ми Тво­и­ми и все­силь­ны­ми моль­ба­ми от­же­ни от ме­не, сми­рен­но­го и ока­ян­но­го ра­ба Тво­е­го, уны­ние, заб­ве­ние, не­ра­зу­мие, не­ра­де­ние и вся сквер­ная, лу­ка­вая и хуль­ная по­мыш­ле­ния...

преп. Амвросий

Обрезание Господне Святителя Василия Великого

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь вспоминает Обрезание Господне. То ветхозаветное прообразование, которое было установлено еще при Аврааме и являлось заветом Бога с человеком через праотца Авраама, пришел исполнить Спаситель. Он пришел не разрушить закон, но исполнить, исполнить всякую законную правду. Но с пришествием Христа Спасителя упразднилась необходимость в обрезании, потому что человечество вступило в Новый Завет с Богом в Его крестной жертве, которую Он принес ради спасения человечества. И уже в купели крещения, спогребаясь соумираясь с Ним, мы имеем надежду на воскресение своей души, на совосстание с Ним, способность стать причастниками, соучастниками Его божественного Воскресения. В этом нам дается залог нашего будущего спасения, которое вступает здесь в жизнь человека, если он искренне ищет Бога, если его христианская жизнь есть неформальное исполнение обрядов, но стремление исполнения заповедей Божиих, через которое человек уподобляется Христу. Собственно исполнение этих заповедей есть искание Самого Бога, чтобы обрести Его в богоподобии своей души.

Господь не случайно оставил нам Свой закон. Он желает, чтобы мы, исполняя его, научились любить Его. Как и Сам Он сказал через евангелиста Иоанна, что любящий Меня будет заповеди Мои соблюдать. И это невозможно быть иначе, невозможно быть по-другому. Человек, который научился любить Бога, должен любить и ближних во Христе Иисусе. И все то, что заповедал Христос, если он любит Христа, он не может быть противен Христу и непослушен Христу. Он во всем будет исполнять все, что повелел Господь. И в конечном счете человек приобретает свойства божественные, уподобляется Христу.

Пример в том, как человек должен по-христиански жить нам показывает празднуемый сегодня святой, великий святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподокийской. Человек удивительный. Он был одним ребенком из десяти детей. Его мать Емилия, которую мы тоже празднуем сегодня, причислена к лику святых. И вот пять сыновей из десяти были также святыми. Трое из них епископы, в том числе и он сам — Василий. И две его сестры. Удивительное семейство. И этот, тогда сначала еще юноша, получивший огромные книжные знания, как говорили о нем современники, это был корабль перегруженный знаниями. Он знал каждый предмет так, как будто он изучал всю жизнь только это единственный предмет. Но при этом он знал их все. Он был образован и в богословской науке, и в естествознании, и в математике, и в астрономии, и в медицине и во многих других тогда развитых имевшихся науках.

Но все это блаженный Василий оставил у ног Христа. У него могла быть блестящая светская карьера. Ему предлагали быть учителем юношей. Но он вместо того, чтобы учить юношей, удаляется в пустыню. И сперва, обойдя святые места Сирии, Египта, Палестины, ища наставника в истине, он удаляется, чтобы стать примером для весьма многих. Потому что именно там, в пустынных местах Капподокии, в горах, где он собирал первые монашеские общины — это прообраз монашеских общин — он уже составил целый свод правил для монашествующих, который стал основанием для существующих ныне монастырей. Многие из них.

Этот святой составил огромный свод канонических правил, истолковал Шестоднев творения мира, оставил толкования на многие места Священного Писания. Все его труды невозможно исчислить, потому что они огромны. Он боролся с арианством, с еретиками, тогда столь распространившимися. Его трудами был подготовлен Второй Вселенский Собор. Именно он благословил своего друга Григория Богослова, с которым они вместе учились и вместе подвизались, вместе боролись с арианством. По его благословению он становится Патриархом Константинопольским, возглавляет уже по смерти святого Василия Второй Вселенский Собор, который был против и окончательного низложения ариан, и уже против духоборцев, тех, которые и Духа Святого не почитали за Бога. Этот человек, крещеный в 32 года и почивший в 49 лет, из этих 17-ти лет лишь семь лет был епископом, но его дела настолько огромны, что не может вместить и жизнь нескольких людей, как много сделал этот человек для Церкви. Его святая Литургия Божественная, которую мы совершали ныне, и она совершается во все воскресные дни Великого Поста. И многое, многое другое.

Святой Василий Великий, прежде всего, образец верности Богу, той верности, к которой призывает нас Господь через наше с вами крещение, когда мы входим в святую Церковь, давая свои обещания Богу. Святой Василий, как описывает об этом его современник, когда император Валент, яростный последователь арианского учения, крайне негодовал на Василия, послал префекта Модеста, чтобы тот устрашил его прещениями, пытками, изгнанием и даже смертью. И когда этот великий именитый вельможа с честью пришел, чтобы устрашить святого, тот сказал: чем ты можешь меня устрашить? Лишением имущества? Но я ничего не имею, кроме ветхой одежды и нескольких книг. Изгнанием ли? Но эта земля, на которой я сейчас живу, не моя. И в том месте, где бы я не был, та земля будет моей, потому что Господня земля и исполнение ея. Мучением ли ты угрожаешь мне? Но я за слабостью сил едва ли с болью смогу перенести лишь первый удар, а остальные будут уже для меня бесчувственны. Смертью ли ты грозишь мне? Но я желаю разрешиться и быть со Христом, Которому служу я от юности моей. И тогда этот префект был устрашен и удивлен такой непоколебимой силой мужества этого человека, который не боится ни лишений, ни казни, ни мук, ни каких-либо притеснений. На что Василий Великий отвечал ему: ты, видимо, никогда не видел христианских епископов, что так дивишься. Знай, что мы во всем кротки и смиренны, кроме того, что касается веры, кроме того, что касается Бога.

И вот в этом и нам пример и для нас с вами — и пример кротости, и пример смирения. Потому что наше время оно отмечено многими соблазнами. Но дело не только в соблазнах, а в том, что люди очень и очень соблазняются. Правда, изгнанный из круга жизни человека, мы повсеместно видим и ложь и искушения и соблазн. Но ложь среди людей стала нормой. Это самое страшное, когда люди не боятся лгать друг другу, когда люди совершенно искренне, если можно так выразиться, лукавят и обманывают своих ближних. Не удивительно, казалось бы, что люди, не знающие Бога, лгут и обманывают. Но самое страшное, что этот образ лжи проникает и в Церковь. Лгут везде в мире и именитые, и простолюдины, но страшно, когда мы, христиане, долженствующие стать примером для весьма и весьма многих, теряем эту соль в себе, когда неправда из наших уст становится как будто бы уже нормой. И как в миру мы уже не можем обрести правды, то, как это не печально, среди верующих людей весьма и весьма редко стала правдивость, искренность и честность. Что нас ожидает дальше, если так происходит в Церкви Божьей? На какое будущее мы можем рассчитывать, чего ожидать, если соль, как говорит Сам Христос, обуяет? Она потеряет свою сланость.

Рассказали однажды такой интересный случай. Не так давно, еще до революционных событий в Египте менее десяти лет назад это было. Туда отправилась группа православных паломников из России. И они, оказавшись в сложной ситуации вдали от столицы Египта Каира, в той области, где уже им могла даже угрожать опасность их жизни, в сопровождении полиции они находились в одном из исторических мест этой страны где-то гораздо южнее возле реки Нил. И вот они очень хотели поснимать свадебную процессию, потому что копты, которые населяют в основном из числа христиан эту страну, очень пышно чествовали свою христианскую свадьбу. Но им нельзя было ехать туда, и полицейские просили их этого не делать, что они собственно и обещали, говоря, что хорошо, мы никуда не едем, не будем отставать от группы, остаемся здесь. Полицейский зазевался, и им представилась такая возможность все-таки поехать, чтобы эту свадьбу снять. И пусть копты уже являются отколовшейся частью от Вселенской Церкви, мы не имеем общения с ними, фактически это еще еретическая церковь, но носителем еретичества является в основном епископат, духовенство. Простые люди весьма и весьма далеки от догматов, и они искренне считают себя православными людьми.

И вот один молодой человек, видя их движение в сторону, чтобы скрыться от полицейского, очень просто их спросил: как вы можете это сделать, ведь вы же православные, вы же обещали. У него было искреннее недоумение: как христианин, который дал слово, может тут же его нарушить, солгав, даже не покраснев и не подумав о том, что он тем самым предает своего Бога. Это чудовищно. Но это человек преподал православным настоящий такой пример.

Так в чем же заключается наше православие? Только в какой-то внешней ревности, в каком-то исполнении обрядов христианских? Или же в жизни по духу, по сути своей. Это для нас страшно, потому что о нас мир судит о Христе. Сколько нареканий вокруг среди внешних людей и на нас с вами и на наших священников и на наш епископат. И, увы, эти нарекания действительно бывают справедливыми. Но от каждого из нас зависит то, каким будет взгляд людей на Церковь, будет ли наша жизнь впереди наших слов, наших коленопреклонений и наших молитв. Смогут ли наши молитвы изменить нас или это будет лишь сотрясание воздуха в каком-то невнятном бормотании.

Дай Бог, чтобы мы с вами по-настоящему стали Христовыми, чтобы наша христианская жизнь заключалась не только в нашем исполнении обрядов, но прежде всего, в нашей христианской сущности. В том, чтобы мы очень сильно отличались от этого мира, чтобы наша с вами христианская жизнь говорила о себе без слов. Именно носителями правды чтобы мы были, правды Божьей в той верности, в той ревности о Христе Иисусе, которую ожидает от нас Господь и примером которой явился празднуемый сегодня святой Василий Великий. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)