Аудио-трансляция: Казанский Введенский

На­до все­ми си­ла­ми бе­гать и уда­лять­ся гре­ха, ибо ес­ли мы бу­дем са­ми по сво­е­му не­ра­де­нию впа­дать в гре­хи, то зас­лу­жим толь­ко боль­шее осуж­де­ние. А в слу­ча­ю­щих­ся не­воль­но или по на­шей не­мо­щи да бу­дем очи­щать­ся по­ка­я­ни­ем. Из­бе­гай гор­дос­ти, ибо она бы­ва­ет при­чи­ной мно­гих и лю­тых па­де­ний. Сми­ряй­ся, уко­ряй се­бя, счи­тай се­бя по­след­ней­шей и ху­же всех, не осуж­дай ни­ко­го, то и ми­лость Бо­жию по­лу­чишь.

прп. Иосиф

Ожив­ле­ние ду­ши со­вер­ша­ет­ся во­лей Бо­жи­ей и си­лой Бо­жи­ей, но от че­ло­ве­ка тре­бу­ет­ся его про­из­во­ле­ние в при­не­се­нии Бо­гу по­ка­я­ния. Срок по­ка­я­ния, пот­реб­но­го сог­ре­шив­ше­му, из­вес­тен Еди­но­му Бо­гу. Ка­ю­щий­ся греш­ник, бу­ду­чи как бы да­же за­быт Бо­гом, как ему ка­жет­ся это, по чуд­но­му ус­мот­ре­нию Бо­жию об­ре­та­ет поль­зу ду­шев­ную, при­хо­дит в пре­ус­пе­я­ние.

прписп. Никон

Бог бу­дет су­дить о по­ка­я­нии не по ме­ре тру­дов, а по ме­ре сми­ре­ния. В оный день Бог бу­дет су­дить нас не о псал­мах, не за ос­тав­ле­ние на­ми мо­лит­вы (так и ког­да-ли­бо пра­ви­ла), но за то, что не по­ка­я­лись! Ве­лия бы­ва­ет ра­дость Ан­ге­лам на не­бе­си о еди­ном греш­ни­ке ка­ю­щем­ся. Бу­дем же мо­лить­ся: „Гос­по­ди, по­ми­луй. Гос­по­ди, да­руй ми сми­ре­ние и кро­тость". Или же: „Ими­же ве­си судь­ба­ми спа­си ме­ня, Гос­по­ди!" И Гос­подь по ми­лос­ти Сво­ей по­ми­лу­ет и спа­сет нас всех Сво­ею бла­го­да­тию.

прп. Иосиф

Проповедь в день памяти прп. Антония Великого

Cегодня мы празднуем день переселения в небесные обители великого подвижника, основателя монашеского жительства — преподобного Антония Великого.

Жизнь великого Антония была настолько преисполнена разнообразными чудесными явлениями, что мы, порой читая его житие и жизнеописания других подобных ему древних святых, поражаемся, насколько их жизнь отличалась от нашей нынешней жизни.

01293165 Иногда это дает нам повод полагать, что в то время жили какие-то особо одаренные по своей природе люди, особые избранники Божии, от века предуготованные Богом быть вместилищами Его благодати.

Иногда нам кажется, что их время было каким-то особенным; временем, когда Господь был более щедр на дары Духа и как бы без меры изливал их на каждого христианина.

Думая подобным образом, мы тем самым забываем слова апостола Павла, который говорил, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Забываем, что древние святые по своей природе были такими же людьми, как и мы с вами; те же немощи, что мы наблюдаем у себя, были и у них: они также испытывали голод, как и мы; им так же хотелось спать; их тело подвергалось тем же болезням, каким подвергаемся и мы с вами.

У Бога нет лицеприятия. И сейчас мы слышим тот же самый Божественный голос, что слышал и Великий Антоний, слышал и последующий за ним сонм великих подвижников и святых, будут слышать и будущие поколения христиан, которые придут после нас: Се, стою при дверях и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца своего), вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем.

Господь наш Иисус Христос ради нас создал этот видимый мир; ради нас Он сошел с небес, став подобным нам человеком; в страшных страданиях излил за нас на Кресте Свою божественную кровь, чтобы даровать нам такие блага, о которых мы на земле даже и помыслить не можем.

Поэтому, наверное, ни на небе, ни на земле нет больше скорби, чем скорбь от сознания того, что христиане пренебрегают теми неизреченными дарами, наследниками которых они призваны быть.

Именно эта скорбь и охватила сердце преподобного Антония, когда однажды его ученики, видя, с какою великою ревностью подвизается в пустыни бесчисленное множество монахов, спросили у него: «Отче! Долго ли будут продолжаться эти ревность и усердие к добродетелям, которым так тщательно прилежим мы и все это множество монахов, почти без исключения?». Тогда Преподобный воздыхая и проливая обильные слезы, возвестил им страшное пророчество о состоянии христианства в последующие времена; о том, что узкий и тесный путь добродетели будет многими оставлен, из-за чего многие последуют влечениям своих разума и плоти.

Однако, добавил он, на фоне этого всеобщего отступления, между христианами тех времен некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас: потому что блаженнее тот, кто мог погрешить — и не погрешил, сделать зло — и не сделал, нежели тот, перед глазами которого были бесчисленные примеры подвижничества, которыми он как бы невольно увлекался к добру.

Эти слова угодника Божия являются для нас источником великого утешения. Значит и мы, при нашем нынешнем положении, хоть это звучит и дерзко, можем взойти на ту же ступень совершенства, что и Антоний Великий! Значит и при нынешнем видимом оскудении даров Духа, мы имеем возможность доказать Господу нашу любовь к Нему, и Господь ждет от нас этой любви.

В житии преподобного Серафима Саровского есть один эпизод, когда ему явилась Божия Матерь и открыла, что и сейчас возможен мученический подвиг, только в ином виде; Если прежние мученики страдали явно, то нынешние страдают тайно, различными сердечными скорбями, а мзда их будет такая же, как и у древних.

Всякому времени промыслом Божиим даны своего рода страдания. Зная это, будем всегда помнить, что наши, по-видимому, малые подвиги и страдания ради Христа, которые мы несем в повседневной нашей жизни, в нынешнем нашем положении в очах Божиих обретают иную ценность, чем во времена древние. В этом заключается великое милосердие Божие к нам.

Будем помнить слова великого Антония: «Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа от всего сердца нашего, и жи­тельствовать по заповедям Его, и Он помилует нас в царствии Своем, когда изыдем из странствования, определенного нам в этом мире». Аминь.