Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

Гос­подь за­ни­ма­ет­ся спа­се­ни­ем ду­ши ва­шей боль­ше, не­же­ли как бы вы ду­ма­ли. Он спа­сет вас, толь­ко об­ра­щай­тесь к Не­му со сми­рен­ным упо­ва­ни­ем и де­лай­те ма­лое по ви­ди­мо­му. Гос­подь Бог и ма­лое, Его ра­ди тво­ри­мое, оце­нит до­ро­гою це­ною.

преп. Моисей

Проповедь в день памяти священномученика Вениамина Петроградского

Сегодня святая Церковь предлагает нам почтить память многих христианских мучеников. Среди них и христиане первых веков, и практически наши современники.

За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины сподобились многие тысячи христиан.  Но самый большой сонм  мучеников  дала наша Россия в ХХ веке.  Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на русскую землю обрушилось гонение, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах русских людей.

ХХ век подтвердил справедливость слов Константина Аксакова, назвавшего когда-то историю народа России его житием.

Для того чтобы перевоспитать русского человека началась пропаганда которая повторялась день и ночь во всех школах, местах работы, в книгах, газетах, в армии, в детских организациях. Повторялось одно и тоже: Бога нет, Церковь обкрадывает народ, религия это темнота. Все святое высмеивалось и вытравливалось из памяти народа. Страна из православной и верующей, насильно превращалась в неверующую, языческую и атеистическую. Вместо Бога, Церкви и святых, появился культ Маркса, Ленина, и партии. Верующего человека с православным мировоззрением и нравственностью, насильно перековывали в «нового советского человека».

Новомученики Российские жили в начале XX века и были такими же людьми, как и мы. У них существовали те же,  что и у нас, проблемы, своя по­вседневная жизнь... Но в момент, когда надо было решать, идти или не идти за Христом,  свидетельствовать о своей вере или пойти на уступки,  они нашли в себе мужество следовать за Христом. 

Мы, нынешние христиане, многим им обязаны. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, открыто свидетельствовать о своей вере. За их молитвы Господь сотворил чудо возрождения Русской церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских в настоящее время поименно канонизировано 1774 человека. Это перечень лишь тех, чьи так называемые «судебные» дела сохранились. Их память совершается почти каждый день в году.

Например, в церковном календаре под сегодняшним числом  стоят имена 11 новомученников. Самый известный из них митрополит Вениамин, был избран на Петрградскую кафедру в  1917 году свободным голосованием клира и мирян. Это был первый случай демократического избрания епископа в России. Известный своей церковной проповеднической деятельностью и делами милосердия, владыка Вениамин все силы направил на защиту православного народа от жесточайших гонений, воздвигнутых на него врагами христианской веры с января 1918 г., после издания декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». По всей стране прокатилась волна закрытия и разрушения храмов и монастырей, осквернения и уничтожения икон и святых мощей, массовых арестов, пыток, и казней священнослужителей.

Насилие над Церковью не прекратилось и после окончания гражданской войны. Небывалая разруха и голод, охватившие страну в 1921 г., послужили поводом для новых гонений, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности».

Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание помочь голодающим, но власть сознательно провоцировала акты неповиновения, и в июне 22 г. владыка был арестован по ложному обвинению в препятствии изъятию церковных ценностей.

До нашего времени дошла известная фотография владыки Вениамина на этом лживом и лицемерном  судебном процессе где он произнес свои знаменитые слова:

«…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть … я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» .

В своем последнем предсмертном письме духовным детям владыка писал:

«В детстве я зачитывался житиями христианских мучеников и восхищался их героизмом … жалея всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Но времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа…

Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот Рубикон и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершается, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжелых страданий среди внутреннего покоя, он и других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец...

Мои страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо… Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Этому принципу святитель Вениамин следовал в течение всей своей жизни и завещал потомкам.

И этот мученический подвиг принес обильные плоды спустя десятилетия, когда в России появилось новое поколение, воспитанное вне церковной традиции, в условиях запретов со стороны богоборческого государства, но повзрослевшее быстро, благодаря тысячам примеров свидетельства за веру.    

Судьбы новомучеников, задолго до их прославления, для многих людей стали своего рода откровением, моментом, определившим выбор в пользу веры.

Известны  строки стихов  нашего убиенного отца Василия (Рослякова) написанные им незадолго до прихода в монастырь:

«…Я с теми лишь, кого безбожно гнали.
Они меня бессмертием наставляли.
Они  — отцы мои.
Я им навеки сын…»

Эти строки подтверждают силу известного высказывания Тертулиана, что «кровь мучеников — это семя Церкви».

Подвиг новомучеников и исповедников дает возможность сегодня всем желающим увидеть, что существует духовный мир и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира, что мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит  своих.

Сегодня, вспоминая эти годы и этих людей, мы должны не только удивляться высоте их подвига, не только поклоняться их страданиям, но и задумываться об уроках, какие необходимо извлечь из того, что произошло с нашей страной в начале ХХ века.

На протяжении тысячелетия  Православная Церковь была огромной моральной и духовной силой, которой питался весь народ. Но в начале ХХ века Церковь, как и государство в целом, оказалась в глубочайшем кризисе. И было бы большой ошибкой думать, что переворот  17 года стал лишь результатом деятельности группы заговорщиков, «обманувших» простой народ. Эта катастрофа явилась результатом глубокого кризиса, охватившего российское общество на всех его уровнях.

Православная вера принималась как некая данность, как нечто само собой разумеющееся. Многим казалось, что благочестие заключается лишь в том, чтобы исполнять те или иные правила, обряды, ритуалы. Отношение некоторых людей к Церкви напоминало отношение фарисеев времен Христа к иудейскому закону: внешнее исполняли, а о внутреннем забывали.

И именно это фарисейство, которое разъедало все стороны жизни российского общества, и стало причиной того, что многие начали постепенно отходить от Церкви, причем происходило это постепенно и незаметно.

Будучи формально верующими, эти люди в душе своей веру потеряли, и вместо того чтобы быть «солью земли» и «светом мира», как говорит Христос о христианах, они стали той негодной солью, которая «потеряла силу» и была выброшена на попрание.

Через Церковь Бог дает нам колоссальный, ни с чем не соизмеримый дар, который мы должны ценить. Мы должны понимать, что православная вера заключается, прежде всего, во внутреннем делании, в возделывании земли нашего сердца, а все внешние атрибуты религиозной жизни — это лишь вспомогательные средства. И если человек не работает над собственным сердцем, не борется со своими страстями, не преображается внутренне, он становится таким же, какими были фарисеи во времена Христа.

Иеродиакон Гавриил (Рожнов)