Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что прек­ра­ти­лась мо­лит­ва – то­му, ко­неч­но, есть при­чи­на: или са­мом­не­ние, или осуж­де­ние. А глав­ное, что­бы мы бы­ли сми­рен­ны­ми.

преп. Анатолий

Пер­вым ва­шим де­лом, как толь­ко про­сы­па­е­тесь, пусть бу­дет крест­ное зна­ме­ние, а пер­вы­ми сло­ва­ми – сло­ва Ии­су­со­вой мо­лит­вы.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва прек­ра­тить­ся мо­жет толь­ко от боль­ших гре­хов. Или ес­ли кто не ка­ет­ся и не за­зи­ра­ет се­бя. А кто ка­ет­ся, то­му-то и нуж­на эта мо­лит­ва. Толь­ко нуж­но дер­жать се­бя во глу­би­не сми­ре­ния и не­пот­ре­б­ства. А что­бы ут­вер­ди­лась мо­лит­ва, луч­шее са­мое сред­ство – тер­петь скор­би и през­ре­ние!

преп. Анатолий

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Богородичный день. Сегодня мы вспоминаем зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. В этот день, более двух тысяч лет назад, домостроительство нашего спасения стало уже воплощаться и заря Благой Вести стала восходить над нашей землею, землею страдания и изгнания. И уже через несколько дней мы встретим Рождество Христово.

Так же, в этот день совершается праздничное богослужение Пресвятой Богородице, в честь Ея иконы «Нечаянная Радость». Поэтому сегодняшний день по праву можно назвать Богородичным, сегодня много воспоминаний, связанных с заступлением и покровом Божией Матери роду человеческому.

Почитание Божией Матери — это таинственный догмат нашей Святой Церкви. Он таинственный не в силу своей недоступности человеческому сознанию, как, скажем, догмат о Пресвятой Троице. Таинственность этого догмата в том, что он весь основан на любви. Любви Пресвятой Богородицы к нам, к грешному роду человеческому. И ответной любви нашей к Небесной Царице, Заступнице.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Един Господь может грешников прощать, а на сие умоляет Его Матерь». Именно святитель Димитрий оставил подробное повествование, целую книгу «Руно орошенное», о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». В сказании говорится, как некий беззаконник проводил жизнь во грехах, однако не оставлял молитву к Божией Матери и приносил ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Пресвятая Богородица не отвергала его молитвы. Она молила Бога о помиловании этого грешника. И Господь даровал ему покаяние чудесным образом: внезапно он в страхе увидел на иконе, что из ребра, рук и ног Спасителя потоками течет кровь. Божия Матерь открыла беззаконнику, что он и другие грешники вновь и вновь распинают Сына Ее, когда творят грехи.

Потрясенный до глубины души, с сокрушенным сердцем, молил человек Пресвятую Богородицу быть ему Заступницей перед Богом. Матерь Божия до тех пор не прекращала своих молитв за грешника, пока не услышала от Господа Иисуса Христа слова: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Так была дана этому человеку уже нечаянная им радость прощения и оставления грехов.

Святитель Григорий Богослов говорит: «Как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердия Божией Матери».

Ангелы на небесах радуются о каждом покаявшемся грешнике. Самыми разными путями Господь ведет каждого из нас к покаянию. Господь желает, чтобы все мы «спаслись и в разум истины пришли». И эти пути удивительны, и часто кажутся нам случайными, «нечаянными». Но за всем этим стоит Промысл Божий, который годами ведет человека, через вразумления, искушения, с любовью, ведет к этому зачастую краткому, «нечаянному» моменту покаяния.

Бог — это любовь, любовь и терпение. И сколько раз Господь приводит нас к покаянию, дает возможность увидеть бездну падения нашего и глубину любви Божией. И столько же раз мы вновь возвращаемся к своим страстям, и Господь вновь начинает этот терпеливый путь к нам, к нашей душе.

Мне вспоминается случай с одним человеком. Он жил беззаконно, во грехах. И один добрый христианин сжалился над ним, и уговорил его, убедил, пойти на исповедь и подготовиться ко Причастию. И вот этот грешник, впервые в сознательной жизни, впервые с детства, пришел на исповедь, и по Своему милосердию Господь позволил приступить ему ко Святому Причащению. Причем этот человек даже плохо понимал — что такое Таинство Причащения. Причастившись, он достоял до конца службы с нетерпением, даже ропотом, так как был непривычен к долгому богослужению и стоянию на ногах.

И когда, наконец, он вышел из храма, то спускаясь по ступеням, он заметил нечто удивительное — он не чувствовал своего веса. Пораженный происходящим, он перешел через улицу и сел на скамейку. По привычке достал сигарету и закурил, но не смог курить и впервые в жизни выбросил целую сигарету. Он не мог объяснить происходящего. Он не сразу связал, то, что с ним происходит, с тем, что он только что вышел из храма. Придя домой он достал молитвослов, и православные молитвы, которые ему до этого казались непонятными и слишком сложными, он читал не отрываясь. Так же стал читать Евангелие, и хотя много раз раньше пытался читать эти слова, но только теперь стал понимать, что говорит Господь в Своем Слове. И это удивительное состояние, изменившее его сознание, его взгляд на мир, внутренний и внешний мир, продолжалось три дня, и прошло только к вечеру третьего дня.

Вот такая нечаянная и удивительная радость, радость и для этого грешника и для ангелов на небесах. Этот человек не ожидал, не чаял ничего этого, когда, уступая уговорам, шел в храм. И рассказывая после об этом, он с трудом подбирал слова, чтобы передать, что он пережил. Но даже после этого события, как рассказывал этот человек, он, через некоторое время вновь впал в старые грехи. Началась страшная борьба, спрут греха и страсти не отпускал его. И Господь вновь и вновь, с терпением и любовью принимал покаяние грешника. Как говорит Господь в книги Апокалипсис: «Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20).

Чтобы получить помощь от Бога, нужно войти в Божий мир, нужно не препятствовать Богу распространять на нас Свою благодать и Свою любовь. А для того, чтобы в этот мир войти, нужно знать, что есть этот Божий мир, по каким правилам Бог предложил жить человеку. Нужно знать Божественные заповеди, нужно знать слова Господа, и стремиться выполнять их в своей жизни. И тогда человек, слушающий Бога, становится частью этого Божиего мира, и на него обильно изливается Божественная сила и помощь. И не только человеческие страсти, но и диавольские искушения, и любые средостения разрушаются на пути такого человека, который обладает огромной внутренней силой. Преподобный Иустин Сербский говорит: «Господь Христос дает человеку силы не только вытеснить все грехи и страсти из бездн своего существа, но и легко, как одежду, скинуть их с себя». Таковы были святые Божии угодники, которые дали нам пример того, что есть жизнь в Боге.

Однажды, братия попросили одного старца рассказать им о каком-нибудь из его видений. Старец сказал: «Если вы увидите человека благочестивого, чистого, с покаянным сердцем — вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого».

Будем молиться, чтобы Господь дал нам внутреннюю силу жить по Его заповедям, потому что счастливой и полной является только такая жизнь, и никакая другая. И пусть Покров Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь.

Иеромонах Симеон (Кулагин)