Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ра­зу­ме­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния да­ет­ся по ме­ре чис­то­ты серд­ца на­ше­го и сми­ре­ния; эта глу­би­на не­у­до­боз­ри­мая и бес­ко­неч­ная.

преп. Макарий

Толь­ко хоть про­чи­тай кни­гу. Ес­ли и не за­пом­нишь ни­че­го в то вре­мя (т.е. во вре­мя чте­ния), по­лу­чишь поль­зу.

преп. Амвросий

Чи­тай­те оте­чес­кие кни­ги и за­ни­май­тесь их уче­ни­ем, оно при­го­дит­ся к поз­на­нию сво­ей не­мо­щи и к при­об­ре­те­нию сми­ре­ния, тер­пе­ния и люб­ви и вра­зум­ля­ет нас, как про­ти­вить­ся страс­тям, как очи­щать серд­це свое от се­го тер­ния и на­саж­дать до­бро­де­те­ли.

преп. Макарий

Память святителя Филарета, митрополита Московского Среда 27-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее Евангелие, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали слова о том, как ко Христу приближались мытари и грешники послушать Его (см. Лук. 15, 1-10). И тем не менее это вызвало у фарисеев негодование, потому что в их понимании праведник должен был разлучаться с грешниками, должен был обличать их или, по крайней мере, таким немым протестом, нет общаясь с ними, показывать им то, что они находятся во грехе. Но этот суд фарисеи уже во многом утратили, потому что они не грехом гнушались и не вразумления грешником искали, к сожалению, а осуждая их в своей душе, превозносясь над ними, порицая их этим своим не общением с ними, они еще больше утверждали свою праведность.

Это, конечно, такое состояние души погибельно. И не надо думать, что фарисеи были только тогда в Израиле. Потому что фарисейство стало именем нарицательным. И в новозаветной христианской Церкви тоже достаточно много фарисеев, которые готовы надзирать за другими, готовые соблюдать лишь внешнее, совершенно не заботясь о внутреннем. Но Господь, Который ищет взыскать погибшую овцу, говорит далее в этой притче о том, что Он пришел не погубить, а спасти. И как некоему пастырю, у которого есть сто овец, если какая-то одна из них потеряется, где-то заблудится, то он идет вслед ее (ст. 4-7).

И нам порой сложно это представить. Этот образ очень емкий, особенно для того народа, который занимался скотоводством. Разведение овец было естественным занятием евреев в то время. Можно представить себе ту одну заблудшую овцу, которая действительно отбилась от стада и где-то бродит, потеряв эту уверенность и жалобно блеет. Но тем самым своим криком о помощи она может не только помощь привлекать, но привлекать и хищников, тех, кто с радостью воспользуется ее беспомощностью. Так Господь показывает нам, что есть душа грешника, которая отбилась от Бога, которая потеряла связь со своим Творцом и с Его святым стадом, стадом тех овец, которые находятся внутри Его двора, или которые находятся под Его покровительством. Ее может растерзать каждый.

И вот Пастырь добрый идет взыскать эту погибшую овцу. Идет, чтобы найти ее, и не просто найти, но как нам показывают фрески первой Церкви первых веков, Христа зачастую изображали как доброго Пастыря, Который не просто нашел эту овцу, но взял ее на свои плечи и как драгоценность несет ее в Свой двор. Несет ее к Своему стаду, чтобы сопричислить вновь к тем, кто пребывает с Ним всегда. В этом открывается нам любовь божественная к грешнику, потому что Господь не хочет погибели, но хочет спасения человеку, лишь бы человек сам стремился вновь обрести это общение с Богом.

Далее Он говорит о драхме, которую потеряла женщина в комнате (ст. 8-10). Это монета серебра. И она заботится больше не о тех девяти, которые лежат на месте, но ищет эту, тщательно выметает мусор, зажигая светильник, ища по всем углам и пытаясь обрести. И когда обретает, бывает у нее великая радость, так что и друзей и соседей она созывает, говоря о том: вот что случилось со мной, я потеряла и нашла, порадуйтесь со мной вместе. Потому что это не малые деньги для простых людей того времени. Но прежде всего Господь показывает нам в этом образ Своего милосердия, Своей неизреченной любви к человеческому роду, даже к любому грешнику. Он готов идти, и идет за каждой заблудшей овцой по всем тем изгибам и путям погибельным порой, в которых эта овца блуждает, не желая ее оставить, не желая ее погибели, лишь бы вновь ввести ее в Свой двор. Потому что Господь, как говорят святые отцы, любит до ревности и ревнует о дьяволе, который пытается отторгнуть ту или иную овцу в свой двор, в свое лукавое стадо.

И вот для нас с вами этот пример милосердия Божия еще более утвердителен, что Господь совершает эти слова, говоря и об овце и о драхме, что так бывает и радость великая на небесах об одном грешнике обращающемся (ст. 10). И радость пред ангелами Божиими, потому что Царствие Божие это царство радости. Не царство каких-то сухих отчетов о своих добрых делах, не какого-то начетничество, а царство тех, кто подлинно обрел эту радость во Христе. Господь показывает нам, что эта радость превышает все чаяния человека, чтобы утешить нас, ободрить, чтобы не пребывала наша душа ни в унынии, ни в лености, ни в нерадивости, но чтобы всегда мы имели этот образ милосердия пред собой. Чтобы всякой раз, как бы мы ни оступались, как бы мы ни падали, чтобы мы плохого не совершали, лишь осознав в себе этот грех, стремились к покаянию и исправлению, чтобы вновь войти во внутренний двор словесных овец стада Христова, которых Он глашает по имени (Ин. 10, 3), как говорит евангелист Иоанн, знает всех наперечет. И нас знает, лишь бы мы хотели следовать за Ним, быть вместе с Ним.

И сегодняшний день есть еще день памяти Филарета Московского, удивительного святого, который тесно связан не только со всей русской Церковью, но и одновременно непосредственно и с Оптиной Пустынью. Время его жизни не случайно и по достоинству называют эпохой святителя Филарета, потому что этот святой очень много сделал для русской Церкви и вообще всего вселенского православия. В его время укрепилась духовная школа Московская. При нем возросли такие святители как Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, в жизни которых он принимал участие. И Оптина Пустынь благодарна ему за то, что благодаря супругам Киреевским митрополит Филарет помог старцу Макарию в книгоиздательстве. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, что все русское монашество, вся Церковь благодарна этому пастырю за то, что он помог изданию книг отеческих, потому что эти книги столь нужны для иночества отеческого, которое духовно голодало в этом смысле. Потому что книг издавалось очень мало в то время. Он смог пробить эту косность своим авторитетом великого пастыря, Московского архиерея, посодействовать тому, чтобы Оптина Пустынь получила разрешение издавать переводы книг святых отцов и на славянском и на русском языке. И не только иночествующим, но и многим мирянам это принесло огромную пользу. Святитель Филарет лично заботился и о здоровье отца Макария, потому что очень высоко почитал его и как человека духовного, как настоящего подлинного старца. И благодаря его настоятельным увещеваниям и благословениям, старец, приняв это как волю Божию, смирившись и приняв лечение в городе Москве, еще десять лет после этого Господь продлил его жизнь.

Святитель Филарет известен и своими многими словами назидательными и своей высокой речью, изысканным словом. Он состоял в переписке, как известно, и с Александром Сергеевичем Пушкиным, отвечая ему на одно из его стихотворений и являя и высокую поэзию, знание слога, чему поэт был изумлен. Его память связана действительно и с жизнью святителя Иннокентия митрополита Московского, в котором он увидел действительно будущего апостола северных народов. Он ходатайствовал и содействовал всячески его делу миссионерства и переводом на алеутские языки и Священного Писания и богослужебных текстов на северные языки и душеполезных книг, которые сам святитель Иннокентий сам составлял. И он впоследствии стал его собственно непосредственным вдохновителем после смерти его супруги, тогда еще отца Иоанна, принятием пострига, рукоположения его в сан епископа, который стал впоследствии приемником святителя Филарета на Московской кафедре, как это не удивительно произошло.

Будем молиться этому святому покровителю русской Церкви, покровителю, безусловно, Оптиной Пустыни, которой он столько содействовал и помогал и своими молитвами и своим добрым расположением, своим советом и покровительством архипастыря, чтобы он не оставлял нас своей молитвой, помогал и нам шествовать за Христом Спасителем, Коему подобает слава во веки.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)