Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сми­ре­ние ус­по­ка­и­ва­ет и по­да­ет бла­го­на­де­жие к исп­рав­ле­нию, а сму­ще­ние бо­лее отя­го­ща­ет и вра­га на вас возд­ви­за­ет к боль­шим бра­ням.

преп. Макарий

Глав­ная при­чи­на сму­ще­ния от заз­ре­ния ближ­них и не­са­мо­у­ко­ре­ния, а враг име­ет си­лу еще бо­лее возд­ви­гать бу­рю сму­ще­ния в та­ком уст­ро­е­нии.

преп. Макарий

Сму­ще­ние во вся­ком слу­чае есть от ди­а­во­ла, от ко­то­ро­го да пок­ро­ет и сох­ра­нит нас Гос­подь.

преп. Лев

За Пассией в Неделю 3-ю Великого поста Крестопоклонную

Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня мы уже второй раз совершили службу в честь Честнаго и Животворящего Креста, в честь страдания Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня на Божественной Литургии в Святом Евангелии читали очень важные для нас слова. Господь и Спаситель наш Иисус Христос заповедует нам следующее: Аще кто хощет по Мне идти, да возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24).

Сия грядущая седмица именуется крестопоклонной, всю эту седмицу мы будем перед глазами иметь Пречестный Крест Господень, который нам будет напоминать о том, что и нам нужно нести свой крест, как об этом  заповедал нам Господь.

Господь в другом месте Святаго Евангелия повелевает еще более определенно и строго это же, говоря: Иже не приимет креста своего, и по Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Вот, это строгое напоминание о том, что наше спасение зависит от того креста, который нам пошлет Господь и который мы должны понести. Вот это напоминание должно быть всегда в нашем сознании.

А давайте поразмыслим: может быть вот такое, что Господь нам, лишь в какие-то периоды нашей жизни, заповедует нести свой крест? Так вот: понесли какое-то время, а потом пошли отдохнуть, развлечься? Возможно ли такое или нет? Мы всегда должны быть в сознании необходимости несения своего креста.

А как понять слова Господа:  Иже не приимет креста своего, и по Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38). Что это за такое достоинство, о котором сейчас говорит Господь? Здесь речь идет о достоинстве сынов Божиих.

Ведь, воистину, мы созданы как венец творения, чтобы уподобиться Богу по благодати и быть Его сыновьями или дочерьми. Но как сделаться достойным этого великого звания — быть сыном Божиим? Во-первых, мы знаем из Священного Писания: Егоже Господь любит, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Вот это наказание Божие — скорби, болезни, разного рода несправедливости человеческие и все, что нам бывает встречается на нашем тесном и прискорбном пути, ведущим ко спасению, что нам посылает Бог, вот это нас делает сынами Божиими.

Ну, а почему не всем людям это посылается? Естественно, все зависит от восприятия самого человека. Какой смысл непокорному ропотнику посылать скорби, если он будет недоволен, будет всячески роптать, хулить Бога, как это делал неблагоразумный разбойник. Конечно, и таковым посылается наказание, но сыновьями Божиими они от этого наказания не становятся.

Нам же повелено всегда нести свой крест, а следовательно множество скорбей и болезней — это постоянное сопутствие всей нашей жизни. Ведь недаром апостол говорит: «Христу пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся...» (1 Пет. 4, 1). То есть нам необходимо постоянно на вооружении всегда иметь мысль о необходимости вот этой скорбной жизни, тех неприятных и тяжелых внутренних и внешних обстоятельствах, которые нам посылает Господь.

Чтобы сделаться сынами Божиими об этом исполнении тоже говорит ясно Священное Писание. Вот, к примеру: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9). Или второе изречение, еще более определенное: «Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии» (Рим. 8, 14). Нам необходимо сосредоточиться и вот эти все священные законы в нашем сознании соединить в единое целое, чтобы вот это духовное сознание всегда иметь как постоянное оружие в своей духовной жизни, потому что в этом заключается наше спасение.

Когда Господь нам посылает то, что мы должны понести, потерпеть и исполнить в любой форме, в любых наших обязанностях, в любом нашем общении, взаимном в особенности, ибо «тяготы друг друга носите» (Гал. 6, 2), это тоже является несением своего креста, неся который мы становимся сопричастниками Христовых страданий и сынами Божиими. Все, что нам посылает Господь является нашим крестом и мы должны настраиваться каждый свой день на несение этого креста.

Вот я немножко в сторону хочу сказать, что наиболее болезненный момент (это мирских людей касается), что они в супружеской своей жизни часто ссорятся, совершенно не хотя, не желая осознать того, что даже семейная жизнь — это есть несение креста, а не способ извлечения удовольствия из нее. Тем более наша монашеская жизнь — это не есть просто жизнь в свое удовольствие. И вот, настраиваться на каждодневный свой крест необходимо каждому мирскому человеку и монаху. Настраиваться на то, чтобы принять от Бога Его святую волю.

Но каким образом эта святая воля является для каждого из нас? Если мы внимательно рассмотрим каждый день своей жизни, нам это станет ясно. Бывают в нашей жизни различные несправедливости — большие и малые, бывают каждый день. И добиваться своей человеческой правды или, в другом случае, отказываться от возложенных на нас обязанностей, которые нам кажутся тяжелыми или отказывать в просьбах, которые нам кажутся неудобными и обременительными — это тоже есть уклонение от своего креста и отказ от сыновства Божия.

И вот, как это взаимосвязать с миротворчеством и вождением Святым Духом? А вот, очень просто: если мы пытаемся оправдаться, отказаться, добиться человеческой правоты, мы ясно чувствуем, хотя нам вот эта, казалось бы, человеческая скорбь, которая на нас возлагается, мы ее отвергаем, мы ее избегаем, однако, внутренне мы чувствуем, что лишились мирного устроения души, что у нас появилось в сердце смущение от того, что мы не хотим покориться промыслу Божьему — отказываясь или избегая, или добиваясь человеческой справедливости.

Вообще, во всей нашей жизни мы, если бываем внимательны и сосредоточены на этом, чтобы быть собирателями внутреннего мира, благодати, ведь это есть цель всей нашей жизни, каждого нашего дня и каждого даже мгновения нашей жизни. Если мы будем всегда на этом сосредотачиваться, Господь обязательно нам будет Своим Божественным промыслом постоянно посылать возможности для собирания благодати, для покорности Его святой воле. И мы плоды этого нашего целеустремленного направления нашей воли обязательно будем иметь ежедневно.

И это является не какими-то высокими степенями духовной зрелости, это с самого начала естествуется человеку, только лишь степень восприятия вот этих своих внутренних решений, она бывает более грубая у новоначальных, а у более совершенных более тонкая. Если новоначальный избегает грубых ссор и каких-то вот таких резких проявлений своего самолюбия и, вообще человеческой воли, то уже более она выше к покорности Богу, к миротворчеству. Они даже в самых тонких мыслях, в поведениях, в словах стараются избежать всячески смущения, не добиваясь ничего внешнего, а лишь стремясь сохранить свой внутренний мир.

И вот это сохранение внутреннего мира нисколько не является эгоизмом, а есть последование Христу, потому что сказано в мире место Его, Бога, кто является миротворцем, кто является послушником благодати, тот идет за Христом. Крестоношение сие всегда растворенно духовной радостью и таковой человек никогда не имеет настоящей скорби, как это имеют те люди, которые следуют путями своими. Это действительно радостнотворное делание.

И вот, Святой Крест Господень причиняет нам великую духовную радость, потому что Господь сказал: «не идите и мучайтесь», а Он сказал: «последуйте за Мной». И ведь Сам Спаситель, безгрешный Господь, до нас, перед нами совершил этот путь великой скорби. Ради нас грешных Он свою душу положил как послушание Богу Отцу. Как это ясно сказано: «Послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2, 8).

И вот, пусть это послушание Богу будет всегдашним нашим деланием, всегдашним нашим крестоношением и последованием за Христом. И, конечно, все последователи за Христом будут Его друзьями и сыновьями Божиими, и воцарятся в вечном, неизреченном Царстве радости, о котором апостол сказал: «Око не видит, ухо не слышит, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)