Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ес­ли меж­ду на­ми про­и­зой­дет ка­кое-ли­бо не­до­ра­зу­ме­ние или нам по­ка­жет­ся, что нам де­ла­ют что-ни­будь пло­хое на­роч­но, на­до сей­час же поп­рос­ту объ­яс­нить­ся, и тог­да вся­кое не­до­ра­зу­ме­ние ис­чез­нет.

преп. Никон

Мол­чи пред все­ми, и те­бя бу­дут все лю­бить.

преп. Амвросий

Спа­се­ние на­ше и по­ги­бель на­ша – в ближ­нем на­шем. Спа­се­ние за­ви­сит от то­го, как мы от­но­сим­ся к сво­е­му ближ­не­му. Не за­бы­вай­те в сво­ем ближ­нем ви­деть об­раз Бо­жий.

преп. Никон

День Святой Троицы. Пятидесятница Неделя 8-я по Пасхе

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы чествуем святую Живоначальную и Нераздельную Троицу — Отца, Сына и Святаго Духа. Божество единоначальное, беспредельное, непостижимое для человеческого ума и даже для чинов ангельских.

Но, так или иначе, именно сегодня нам открывается полнота явлением Святаго Духа сошествием их на святых учеников и апостолов Христовых, совершается тайна домостроительства спасения человека. Господь словно бы оканчивает все Свои дела, начиная от Боговоплощения, Крещения, евангельской проповеди, восшествия на Крест, Воскресения Своего живоносного, Вознесения на небо одесную Бога. И вот теперь, ниспосылая Своим ученикам Своим ходатайством от Отца Всесвятаго Духа. Он утверждает Церковь Новозаветную, Церковь свою Христову, которая есть Тело Его, которую Он освещает и наполняет Духом Своим Святым и Своим божественным присутствием, главой которой Он является, и которая есть для нас колыбель, ковчег и корабль спасения. Тот корабль, на котором только человек и может переплыть эту мятежную пучину нашего бурного человеческого жития.

Человеку в Церкви Христовой этим нынешним праздником открывается тайна будущего века, жизнь торжества царства Пресвятой Троицы, к которой с сегодняшнего дня установления Новозаветной Церкви может приобщиться каждый из нас, реально вкусить ее, войти в общение с Богом, стать не только участником этого царствия, но общником Триипостасного Божества. Мы с вами с благоговением взираем на эту тайну: как Дух Святый нисходит на учеников и апостолов, являясь им образом, словно бы языки пламени, дает возможность воспламениться и нам, как некогда ученикам Христовым. Воспламениться с тем, чтобы стать богогласными трубами Духа, витиями богословия, мужественными последователями Христа, чтобы также как они среди строптивого развращенного рода человеческого, погруженного во мглу язычества, невежества, идти и проповедовать тем, кто еще не знает о Христе. Проповедовать не так, как это было с учениками до сошествия Святого Духа, когда они были боязливы, непостоянны, малодушны, но проповедовать дерзновенно, как они это совершали и оканчивали почти все свою жизнь мученическим крестом.

Господь дает нам возможность в этот день осознать ту благодать, ту радость, ту полноту, которая дарована нам каждому, кто желает приобщиться к жизни Пресвятой Троицы, святой Церкви Христовой. Она дарована каждому даром, лишь бы каждый из нас этой жизни восхотел. Здесь телом Христовым мы имеем возможность обновления своей души, возрождения своего духа во Христе Иисусе Духом Его святым, Духом Божьим. И наше спасение совершается не единожды смертью и воскресением Христа. Но Господь наш дарует нам приобщиться Его спасительных плодов и совершить свое спасение в течение нашей жизни в Церкви Христовой, когда шаг за шагом, год за годом совершается преображение человеческой души, её перерождение, обновление. И когда мы собственно сподобляемся этой части спасаемых, это спасение совершается порой неприметным образом для нас самих, чтоб не возгордились мы, не потщеславились, не превознеслись над кем-то. Но лишь смирением своей души мы постигаем эту тайну спасения, как и Христос, будучи всемогущим Богом пришел в смиренном виде, скрывая Свое божество от любопытных взоров, от поверхностных взглядов и пустого совопросничества тех, кто Его окружал, открываясь лишь ищущим Божьей правды сердцам, открываясь тем, кто по-настоящему желал правды божественной, тем, кто не соглашался полагать смысл и основу своей жизни здесь в земном человеческом бытии, открываясь для тех, кто не удовлетворялся каким-то земным потребительством, не пытался устроить свое счастье на земле.

И вот, Господь дарует нам эту возможность обрести это счастье в Нём, чтобы радость наша никогда не была отнята, и наше блаженство в Боге, которое является нам как возможность нашей новой обновленной благодатной жизни. И в этот день празднования Пресвятой Троицы, в день явления Святаго Духа возжелаем и мы этой подлинной нашей радости, этого единственного смысла нашей жизни, выходящего за пределы земной жизни, когда наша с вами вечное бытие, вечная жизнь начинается уже здесь, зарождаясь здесь, проистекает в вечность. Да сподобимся и мы выйти из границ лишь своего человеческого разума, каких-то земных представлений, и устремиться к вечности, трудясь ради этого, подвизаясь, не ища своего, уподобляясь в этом смысле Творцу, исполняя Его святой божественный евангельский закон как основу нашей жизни, приводящей к жизни вечной. И лишь тогда мы и можем иметь надежду на то блаженство и ту радость, в полноте которой явится нам в день оный, в день будущего века, в день нескончаемый, к коему стремимся и мы с вами. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)