Аудио-трансляция

Хо­ро­шо де­ла­ешь, что си­дишь до­ма. Свя­той Ар­се­ний Ве­ли­кий учил: „Си­ди в келье тво­ей, и та все­му (хо­ро­ше­му) тя на­у­чит". Си­ди с Бо­гом, и Сам Ии­сус при­дет к те­бе. Толь­ко дер­жи мо­лит­ву: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную.

преп. Анатолий

Пятидесятница День Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Святым духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священотайны.

И вот сегодня в этот удивительный прекрасный день Пятидесятницы «благодать Святаго Духа нас собра», чтобы мы торжественно отпраздновали день рождения Церкви. Сегодня храмы, часовни утопают в цветах, облекаются в прекрасные зеленые ризы вечной радости, вечной молодости, любви. И вот сегодня тоже человеческие сердца украшаются благодатью Святаго Духа и становятся похожими на вечно цветущий рай. И вот тогда очень давно много лет назад, как мы слышим и читаем из Священного Писания, внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра и наполнился весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (см. Деян. 2, 1-3).

И вот сегодня этот удивительный ветер благодати, эти прекрасные огненные языки вдохновения Святаго Духа, они тоже живут в Церкви, живут в каждом человеке, который ищет Бога. Святитель Иоанн Златоуст сегодняшний день – день Святой Троицы, – он называет столицей всех праздников, заключительным аккордом божественного домостроительства. Сегодняшний день – это торжество Пресвятой Троицы, потому что именно с сошествием Святого Духа человечеству открывается истина, что Бог есть Троица. Святые апостолы и Матерь Божья после Вознесения Господня крепкой молитвой, верою, постом, смирением, кротостью готовили себя к встрече с Духом Утешителем, которого обещал послать от Отца Господь наш Иисус Христос. И в Сионскую горницу вошли, как мы знаем, простые галилейские люди, простые рыбаки робкие, порой много не понимающие. А вышли из этой Сионской горницы громогласные вестники вселенской истины, сосуды Святаго Духа, принявшие уже силу свыше и готовые нести проповедь о Троице во все концы света. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенной глаголы их.

Когда мы открываем книгу деяний апостольских, мы читаем, как апостол Петр, вдохновленный благодатью сошедшего на него Святаго Духа, произносит свою первую апостольскую проповедь, обращенную к огромному количеству людей. Там была целая толпа. И иудеи, это те люди, которые буквально совсем недавно требовали смертной казни Христу, теперь уже просят апостолов, чтобы они их крестили. И в этот день, читаем мы на страницах деяний апостольских, присоединилось к Церкви около трех тысяч человек. И с тех пор, основанная Господом Спасителем святая Церковь из маленького семени, из этой маленькой совсем христианской семьи первых христиан, она выросла уже в огромную неисчислимую благодатную вдохновенную святую семью. Из вот этого маленького зернышка, посаженного Христом как божественным удивительным Садовником, выросло огромное дерево, покрывающее своими листьями уже весь мир. А каждый из нас, по крайней мере должно быть так, должен быть хотя бы маленьким, но все-таки живым, удивительно прекрасным листком на этом таинственном древе Церкви.

Когда мы открываем Священное Писание, мы читаем: «Бог есть Любовь» (1Ин. 4, 8). И мы задаем себе вопрос: как понять «Бог есть Любовь»? Но Бог есть Любовь не только потому, что Он любит Свое творение – человечество, весь этот мир, всю вселенную, но Бог есть Любовь уже и Сам в Себе, потому что бытие единого Бога это со-бытие божественных ипостасей Отца, Сына и Духа Святаго, пребывающих между собой вот в этой любви, в вечном движении любви. Так говорит преподобный Максим Исповедник: в вечном движении любви между собою. И Троица Святая есть Троица Любви. И Бог есть единство трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

У святителя Николая Сербского есть такое глубокое, очень поэтичное вдохновенное приоткрытия тайны Святой Троицы. Он рассуждает, он говорит, что Отец имеет совершенную любовь к Сыну и Духу; Сын имеет совершенную любовь ко Отцу и Духу; и Дух имеет совершенную любовь ко Отцу и Сыну. По этой совершенной любви Отец есть ревностный послушник Сына и Духа. Сын есть самый ревностный послушник Отца и Духа, а Дух есть самый ревностный послушник Отца и Сына. И дальше святитель продолжает: как никакая любовь в совершенном сотворенном мире не может сравниться с взаимной любовью божественных Ипостасей, так и никакое послушание не может сравниться с их взаимным послушанием.

Когда же придет Утешитель, которого Я послал вам от Отца, дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. И вот Дух Святой сошел на неграмотных галилейских рыбаков и соделал их апостолами, соделал их богословами, которые оставили свои вот эти ветхие земные вещественные сети и сетями уже евангельской проповеди уловили всю вселенную. Но ведь не только для апостолов и ближайших учеников, не только ради них Святой Дух сошел. Он сошел через них, через первых, на всех нас и ради всех нас. И раньше, как мы слышали сегодня из Священного Писания, раньше парфяне, медяне, жители Месопотамии, Понта и Ассии, а сейчас уже жители и народы всех уголков нашей удивительной планеты взывают: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, … прииди и вселися в ны». И он приходит и зажигает в наших сердцах вдохновенный огонь Пятидесятницы. Ведь без благодати Святаго Духа, и это действительно духовный закон, кто мы? Мы просто жалкие нищие, несчастные пустые обломки. И хотя человеку кажется, что он может рядиться в эти призрачные мудрых, все понимающих, преуспевающих, как сейчас говорят состоявшихся людей, человек рядится в эти одежды, но внутри него без благодати Святого Духа все равно будет пустота.

Преподобный Никодим Святогорец, у него есть такое сравнение – классификация. Он говорит о трех видах опьянения. Что это за три вида опьянения? Преподобный Никодим говорит: первый – это опьянение от обычного вина, когда человек выпил, напился и веселится или упал где-то уже под столом. Второй вид опьянения – это опьянение страстями. Каждый из нас знает, что это такое, когда та или иная страсть нами владычествует, мы становимся ее рабом, как бы опьяняемся и порой ничего сделать не можем. И наконец, третье опьянение, удивительное опьянение, как говорит святой – Святым Духом, или трезвенное опьянение, как говорит священномученик Дионисий Ареопагит. Вот это уже таинственный плод стяжания благодати Святаго Духа, этих божественных энергий. И эти невидимые огненные языки, которые через покаяние, через молитву, через смирение, через кротость создают в нашем сердце сокровенного человека в нетленной красоте кроткого и молчаливого Духа.

И вот дары Святого Духа, которые посылает Господь каждому из нас, они конечно очень многообразны. Они имеют множество оттенков удивительных, каких-то граней, полутонов. Каждый человек это целая вселенная. Мы ею отличаемся друг от друга. Нет двух абсолютно друг на друга похожих людей. И как апостол Павел говорит, что дары различны, но Дух один и тот же; и служение различное, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всем (1Кор. 12, 4-6). Но каждому дается проявление Духа на пользу. И в очах Божьих – мы знаем это – каждый человек, любой человек, живущий во вселенной, он уникален, он дорог, он прекрасен, он удивителен. Каждый человек бесконечно любим Богом. И каждый человек как бы вот с этим своим рисунком души. Но часто бывает так, что сам же человек, когда он живет вне веры, он коверкает этот образ Божий в себе и современный человек как бы старается герметично закупориться в свой эгоизм, в самость, в самодостаточность. И часто человек как бы не видит ничего сакрального в этом мире, не чувствует Бога, не чувствует этих божественных энергий, вот этой десницы Творца, которая так прекрасно создала этот мир. Господь промышляет, а человек ходит как пустышка и не чувствует вот этой тайны, к которой мы должны приближаться. И даже порой бывает так, что человеку некогда побыть самим собой. Время уходит на внешнее: на грим, на какие-то тренировки. Жизнь – это ринг, витрина, подмостки, торжище, стадион. И вместо благодати человек ищет наркотики, нирвану. И вместо Царства он получает только холмик могильной земли. Жизнь проходит как сон, как легкомысленное путешествие, как беспрерывное опьянение страстями. Второй вид, про который говорил святой.

Есть такая притча, как однажды бес обучал бесенят, проводил как бы мастер-класс. Он учил их злу, которое часто прячется под личиной добра. Он призвал первого и спросил его: ну что ты скажешь, когда встретишься там на земле с людьми, что ты им скажешь, чтобы они заблудились? И этот первый говорит: я, наверное, скажу, что Бога нет. Тогда главный говорит: знаешь, в этом очень мало толку, об этом уже много раз говорили, но слишком многие Его знают лично. Тогда он спросил другого: ну а ты, что скажешь, когда пойдешь людей дурить, отвергать от веры, от всего, толкать их ко греху? Что ты скажешь, что будет главное в твоих словах? Тогда второй говорит: а я скажу, что ада нет, буду им внушать, что ада нет. И старший говорит: ну это уже умнее, интереснее, но слишком многие уже сейчас живут в аду, поэтому это все равно тоже как бы слабовато. Когда пришел третий, он его спросил: Ну а ты что скажешь людям, как ты их будешь обманывать, что ты им будешь говорить? Тогда третий сказал: а я скажу им, что торопиться некуда. И когда главный бес услышал эти слова «торопиться некуда», он сказал: вот это отлично, давай приступай к работе.

И вот это «торопиться некуда» - это страшный наш бич, когда мы теряем память смертную, теряем представление, что когда-то придет неизбежный конец нашей земной жизни. И если торопиться некуда, тогда как Гоголь Николай Васильевич говорил, что если станем думать о всяких удовольствиях и веселостях, задремлем, забудем, что есть на земле страдания и несчастья. И заплывет телом душа, и Бог будет забыт. Вот это «заплывет телом душа». А святая Церковь помогает человеку, чтобы его душа не заплыла вот этим жиром, этим телом, чтобы он помнил, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе.

Поэтому старец Сербский Фаддей, наш современник, который жил буквально в наше время, у него есть удивительные слова. Он напоминает нам и говорит, что когда мы будем держать ответ на Страшном Суде, мы должны будем ответить и за то, как мы распорядились божественной силой и жизнью, которая нам дарована; ответить за то, что мы создали во вселенной – гармонию или хаос. Что мы создали во вселенной – гармонию или хаос? На что мы потратили земное время, которое Господь нам дал? На то, чтобы стяжать благодать Святого Духа, как говорил преподобный Серафим Саровский? Или на то, чтобы посеять в своей душе, и не только, наверное, в своей, а посеять вокруг себя семена разрушения, нелюбви, хаоса, страха и, наконец, наверное смерти?

Мы сейчас в мире живем и знаем, что в мире сейчас очень неспокойно, сложная политика, сложные отношения между государствами. Очень неспокойно. За территории, за рынки сбыта, за нефть ведется какая-то борьба бесконечная. Это действительно борьба. Но самое главное – это борьба, о которой мы порой забываем, и которая может быть невидимой, это борьба за человеческие души, это борьба за человека. И Россия в этом противостоянии света и тьмы, как главная хранительница православия занимает особое место, наша отчизна, наша Россия. У святителя Николая Сербского есть очень замечательные пророческие слова. Он говорит: наступает время, братья мои. И вот уже на пороге оно, это время, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет как солнце и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной.

И пусть сегодня в этот замечательный праздник Троицы украсятся ветками и цветами не только наши храмы, не только наши часовни, дома, пусть украсятся любовью и верою наши сердца. И пусть этот огонь Пятидесятницы, огонь благодати Святаго Духа вдохновляет нас и укрепляет на нашем очень трудном непростом земном пути. Сегодня Господь обращается к каждому из нас: Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. А наше сердце, слыша эти слова Спасителя, Который каждого призывает к стяжанию благодати Святаго Духа, наши сердца должны откликнуться на эти слова, на этот божественный призыв и сказать: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый; Троица Святая, слава Тебе».

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)