Аудио-трансляция

Ии­су­со­ва мо­лит­ва есть не­об­хо­ди­мей­шее ору­жие в де­ле на­ше­го спа­се­ния. Но кто бе­рет­ся за нее, дол­жен ожи­дать ис­ку­ше­ний и при­го­то­вить­ся к борь­бе внут­рен­ней, к борь­бе с по­мыс­ла­ми. Бе­сы не лю­бят Ии­су­со­вой мо­лит­вы и вся­чес­ки мстят че­ло­ве­ку, бь­ю­ще­му их этим ме­чом.

преп. Варсонофий

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христиане знают множество чудес, которые Божья Матерь совершила как в отношении целых народов, так и в отношении отдельных людей. Вот и сегодня мы празднуем Покров Божьей Матери. Началом этого праздника послужило то видение, которое было дано святому Андрею Блаженному, Христа ради юродивому, который во Влахернском храме видел, как Божья Матерь молилась на воздусе за народ и распростирала над ним Свой омофор, защищая его от вечных несчастий и напастей.

Церковное предание хранит огромное количество случаев такой помощи Божьей Матери. Сложилась даже целая традиция, когда молятся Божьей Матери в разных ситуациях и молятся перед разными иконами. Перед одной молятся, желая получить вспомощение в родах, перед другой, желая получить прибавление ума, перед третьей, желая исцелиться от тяжких болезней. Мы с вами привыкли к этим чудесам, привыкли к рассказам о них. И сами эти чудеса, несмотря на то, что они рождают в сердце христианском благодарный отклик, укрепляют веру и надежду, они отвечают, в общем-то, на вопрос, что Божья Матерь сделала для нас.

Но главный вопрос не в том, что Она сделала и продолжает делать, а в том, кто Она, если можно так выразиться, Сама по Себе. Кто есть Божья Матерь? Обычно отвечают на это, что Она – Божья Матерь, Она Богородица, Она родила Христа. Это опять-таки ответ на вопрос, что Она сделала. Сама о Себе Она говорит: «се раба Господня, будет Мне по глаголу Твоему» (Лук. 1, 38). Это говорит так Архангелу Гавриилу, который благовествовал о том, что у Нее родится Иисус Христос. И всю жизнь Она была такой рабой Христовой, Она была молчаливым воплощением смирения. Молчаливым потому что, обращаясь к Священному Писанию, мы обнаружим, что в Евангелиях о Ней говорится гораздо меньше, чем об апостолах. Главные действующие лица Евангелий это апостолы и Сам Господь. О Ней говорится в основном только тогда, когда речь идет о Рождестве Христовом. Апостол Лука дает еще описание благовестия от Ангела, которое случилось Божьей Матери. Апостол Иоанн Богослов добавляет о том, что Она стояла у Креста, на котором был распят Христос. А в остальном в Евангелии почти не видно Ее.

Она незрима на страницах Евангелия. Быть может это связано с тем, что по Своей скромности Она упросила апостолов не упоминать о Ней. Но мы знаем, что Евангелие написано разными авторами в разных местах и в отсутствии Божьей Матери. Быть может это связано с тем, что положение женщины на Востоке всегда было вторичным по отношению к мужчинам, к их роли, поэтому о женщинах не принято было писать и говорить. Но мы знаем, что Ветхий Завет сохранил вдохновенные рассказы о Деворе, о Юдифи, о Саломее, о других женщинах. Мы знаем, что Церковь трепетно относилась к памяти о Божьей Матери. Существует воспоминание Дионисия Ареопагита, в котором он говорит, что при встрече с Божьей Матерью он был изумлен. Он чувствовал невероятное благоухание благодати и свет, исходивший от Нее, и что если бы он не знал, что есть другой Бог, он подумал бы, что Она и есть Бог. В тоже время мы не помним по-настоящему, кроме церковного предания кроме Успения каких-то рассказов о Ее жизни после смерти, после распятия Христа. Она и после того, как Христос вознесся на небо, продолжала в молчании, в смирении и послушании Богу жить отпущенный Ей срок на земле.

И вот подвиг смирения Божьей Матери, Ее молчаливое прияние божественного промысла он не в должной мере осознается нами, потому что опять-таки об этом сказано очень много и стало уже общим местом. Мы с вами любим, когда рассуждают о том, что каждый христианин призван был Богом по благодати, о том, что христианин наследует Царство Небесное. Но никто из нас по-настоящему, если мы посмотрим в свое сердце, не желает быть рабом Божьим. Само выражение, само слово «раб» вызывает у нас неприятие. Мы не желаем быть ни чьими рабами, в том числе и Господними, а хотим сохранить свои чувства, стремления, желания. Сам образ бытия человека в мире, когда он связан множеством отношений с другими людьми, когда он все время живет как бы на сцене, приводит к тому, что человек, так или иначе, самоутверждается. Каждый человек через свои слова, действия, поступки, через свои достижения как бы заявляет право на собственную уникальность, исключительность, заявляет право на то, чтобы его уважали, чтобы его любили, чтобы относились справедливо. Поэтому вот эта идея современная прав человека находит отклик в любом человеческом сердце и христиан и не христиан. Человек желает быть ценимым другими людьми. И поэтому человек старается утвердить себя в их глазах, как нечто непохожее, нечто уникальное, заслуживающее любви, внимания и уважения. Это стало общим явлением для каждого человека.

Не о том хочется сказать, что это возможно избежать. Это невозможно избежать даже христианину, ибо он живет в обществе, он живет среди других людей и волей или неволей в своих добрых делах он самоутверждается. Волей или неволей он своей жизнью старается заслужить не только от Бога, но и от людей внимание, любовь, уважение. Если сравнить вот это наше внутреннее зачастую неосознанное стремление с тем, как жила Божья Матерь, то мы увидим, что здесь имеем прямо противоположный пример. Божья Матерь в Своей жизни не утверждалась. Это и значит быть рабой Господней, предать свою жизнь воле Божьей, быть смиренной перед всеми скорбями и несчастьями.

Да и смирение бывает разным. Бывает смирение активным, например, когда схимонахов Пересвета и Ослябю преподобный Сергий благословил участвовать в Куликовской битве, они восприняли этот благословение как продолжение своего монашеского подвига и участвовали в этой битве. Здесь мы видим пример активного смирения. Человек содействует промыслу Божьему, человек сражается за то, что ему близко, сражается за то, во что он верит. А в жизни Божьей Матери таких случаев, наверное, не было. У Нее не было возможности сражаться за что-то. Она всю жизнь просто терпела и принимала то, что происходило с Ней, с окружающими Ее людьми, с Ее Сыном. Пассивно смиряться тяжелее всего, видеть все, что происходит, быть с этим внутренне несогласным и в тоже время смиряться под руку Божию, смиряться и терпеть в молчании в то время, когда в груди бушует огонь, бушуют чувства человеческие.

Вот сегодня празднуется тоже память преподобного Романа Сладкопевца. У него есть стихира на плач Богородицы, которая читается в Великую Субботу. Там есть такие слова, когда Божья Матерь, наблюдая, как Христа влекут на казнь, на распятие, Она говорит: «Камо идеши, Чадо? Чесо ли скорое течение совершаеши? Еда другий брак есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишеся, да от воды им вино сотвориши?» Если перевести со славянского на русский, Она говорит: Куда направляешься, Чадо? Зачем так быстро идешь? Идешь ли Ты в Кану Галилейскую, где будет другая свадьба и собираешься ли Ты сотворить там снова из воды вино? Конечно же, это не подлинные слова Божьей Матери. Это реконструкция, это то, что вложил Ей в уста в стихтре Роман Сладкопевец, Эти слова отражают веру Церкви в то, что Божья Матерь была человеком со всеми присущими Ей чувствами, надеждами, даже страхами, что Ей было очень тяжело смириться с тем, что Она видела. В этих словах Она как бы наяву грезит, вспоминая то светлое время, когда Она была со Своим Сыном на свадьбе в Кане Галилейской, когда все еще было безоблачно, когда Она радовалась вместе с Ним, радовалась Его милосердию, Его чуду, которое Он сотворил для тех людей, у которых кончилось вино.

Мы все с вами знаем, что нам в тяжкие моменты нашей жизни, в скорбях зачастую начинают вспоминаться какие-то светлые отрадные моменты. Это укрепляет нас. Поэтому так трогательно слышать эту стихиру о том, как Божья Матерь, чтобы подкрепить свои силы, вспоминала то, что было ранее, и потом молчаливо стояла у Креста, видя как Ее Сына распинают. Подвиг Божьей Матери, Ее послушание, Ее смирение это и есть то, что низводит покров на нас, покров Ее молитв и заступничества. Божья Матерь была наиболее близким человеком ко Христу не только тогда, когда Она родила Его, когда воспитывала, но и по Ее душевному настроению, Ее смирению Она глубже вошла в эту божественную благодатную жизнь, ибо смирение низводит благодать в душу, в сердце. И когда говорят, что Господь за смирение, за послушание даровал Божьей Матери такую благодать, что Она может молиться за христиан, спасать их, то надо понимать, что это происходит далеко не механически. Благодать Божьей Матери это не заслуга Ее. Это свидетельство Ее наиболее близкого отношения с Богом, полноты Ее смирения, которое было недоступно ни одному человеку на этой земле, не апостолам, не кому-то еще.

Мы должны понимать, что в этот покров, который распростерт над нами, мы можем войти, когда сами смиренны, сами послушны Богу, что не он автоматически действует над всеми нами, что не каждый заслужил его, потому что христианин ходит в храм. А что каждый воспринимает дары Божии и благодать Божию, заступничество по мере своего преуспеяния в смирении, в послушании Богу и воли Его, что для одних этот покров существует, а для других нет, точно также как слепые не видят солнца, хотя оно светит всегда, а зрячие видят. Так и не смиренные и гордые этого покрова не имеют, так что своими делами и поступками отвергают его. Отвергают ту благодать, которая всегда готова войти в сердце христианина, только бы он был готов. И даже на исповедях очень часто приходится сталкиваться с такой же ситуацией, когда человек, встречая скорби, чувствует, словно бы Дамоклов меч навис над ним, Дамоклов меч божественного промысла. И человек боится скорбей, боится несчастий, желает их избежать, желает ускользнуть от них. И поэтому главный его вопрос: что надо сделать, как надо молиться, как надо поступить, чтобы ускользнуть от этого божественного возмездия или наказания, которое вовсе не возмездие и не наказание, а врачевание.

И вот самое сложное в этой ситуации смириться с тем, в каких обстоятельствах ты находишься, куда ты помещен Божьим промыслом, с теми скорбями, которые посланы лично тебе. Именно смирение является единственной возможностью успокоиться, примириться с тем, что происходит, перестать волноваться и тревожиться сверх меры, ибо смирение низводит в душу укрепляющую благодать, которая помогает человеку выстоять. А без него, сколько не ускользай, сколько не пытайся выбраться из-под Дамоклова меча, все равно Божий промысел не оставит тебя в покое, все равно каждый из нас должен пережить болезни, страдания, в конечном итоге смерть. И поэтому максимально, что мы можем сделать в своей жизни, чего Господь от нас ждет, ждет Божья Матерь, чтобы Ее молитвы о нас стали мощны, помогли нам, чтобы мы сами слушались Бога, слушались промысла Божьего и смирялись под крепкую руку Божию.

Другого пути нет. Спаси всех Господь.

Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)