Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не­воз­мож­но быть се­му, что­бы жизнь всю про­вес­ти без ис­ку­ше­ний и скор­бей, а быть в от­ра­де и без по­пе­че­ния. Тут-то и поз­на­вай, что Бог о те­бе про­мыш­ля­ет, ког­да по­сы­ла­ет скор­би и пе­ча­ли, и хо­чет оны­ми обу­чить и уп­ре­муд­рить в ду­хов­ном ра­зу­ме. Без скор­би ни сми­рить­ся, ни в ду­хов­ный ра­зум при­ити не мо­жем; и будь твер­до уве­ре­на, что, кро­ме по­пу­ще­ния Бо­жия, ни­ка­кая скорбь прик­лю­чить­ся нам не мо­жет, хо­тя по ви­ди­мо­му и ка­жет­ся, что лю­ди при­чи­ною нам оных бы­ва­ют, но они суть толь­ко ору­дия, ко­и­ми Бог действу­ет в де­ле на­ше­го спа­се­ния.

преп. Макарий

Ес­ли Бог и по­сы­ла­ет ко­му скор­би, то это для то­го, что­бы очис­тить от гре­хов и при­го­то­вить к веч­но­му Царствию Не­бес­но­му. Здеш­нее все вре­мен­но, а та­мош­нее веч­но.

преп. Макарий

При­ни­май скор­би с бла­го­да­ре­ни­ем и се­бе уко­ре­ни­ем, и Гос­подь по­мо­жет те­бе и прос­тит те­бе вся сог­ре­ше­ния твоя.

преп. Лев

Святого праведного Иоанна Кронштадтского Вторник 31-ой седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Главная обязанность христианина – это его свидетельство о Христе. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16). Так говорит Господь в Священном Писании.

И вот сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память человека, который и явил своей жизнью этот свет миру, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, который преставился в этот день в 1908 году. Как говорил митрополит Вениамин Федченков, люди тянулись к нему, как к живому свидетельству того, что небеса еще живы, божественные и благодатные.

Кажется нам, что вся его жизнь полностью нам известна до последней минуты. И в тоже время нас не покидает ощущение того, что мы не знаем самого главного. Вроде бы детство, юность, а затем почти полвека служения в алтаре Божьем у престола Божия. Если всмотримся в его биографию, то нас ничего не удивит. Его отец был псаломщиком в деревенском храме далекой северной глубинки. Он очень рано умер, оставив его сиротой. Он был болезненным мальчиком, не отличался никаким богатырским телосложением, но проявлял способности к учебе. Благодаря тому, что он был сын псаломщика, положено было юноше, находившегося в духовном сословии, он закончил сначала духовное училище, потом местную семинарию, а затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Кажется, что это промысел Божий, не воин, не богатырь, а в тоже время телом слаб, а духом силен. И вот это Божье промышление о нем отразилось на всей нашей России.

Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Вот такие помыслы бывают у молодых ребят. Но промыслу Божьему угодно было призвать его к совершенно другому служению, а именно к пастырской деятельности священника. Как-то размышляя однажды о предстоящем ему служении в Церкви Христовой во время прогулки по саду, он, вернувшись домой уснул и во сне себя увидел священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором он никогда не был на самом деле. И вскоре этот сон сбылся с буквальной точностью. В 1855-м году, когда он окончил курс Академии со степенью кандидата Богословия, ему было предложено вступить в брак с дочерью священника Кронштадтского Андреевского собора Елисаветой. И когда 12-го декабря совершилось это посвящение в священника, и он зашел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился на пороге почти в ужасе, потому что это был именно тот храм, который он видел в своем видении.

Вся канва его жизни, жизни самых известных людей конца 19-го и начала 20-го столетия промыслом Божьим именно такой человек, как он, стал известен своим удивительным даром чудотворения. Наверное, все читали его жития. По его молитвам исцелялись безнадежно больные, излечивались бесноватые, соединялись распадавшиеся семьи, устраивались человеческие судьбы, люди оставляли тяжкие пагубные страсти и начинали свою новую жизнь во Христе. Это актуально и сейчас в наши дни, потому что, обращаясь к нему за всеми решениями этих скорбей, этих проблем, мы действенно получаем помощь, потому что он предстоит перед престолом Божьим.

Сама его жизнь, его существование было необычным в те дни для мира, потому что мы все знаем, что творилось, да и сейчас творится у нас. То есть люди, считающие себя высшим обществом, были подвержены разным соблазнам, начиная от нигилизма, марксизма, социал-демократии и до спиритизма. Сейчас у нас другие названия. Их даже не хочется перечислять. Но ничего не изменилось. Ведь то, что было на земле хоть раз когда-то, оно обязательно проявится. Зло никуда не исчезает. Как когда-то были анархисты, так — и сейчас; как ариане, несториане и другие секты появлялись в жизни человечества. Они только может быть затихают, но потом опять проявляются с новой силой. И сейчас этих сект и разных псевдоучений огромное и великое множество. Люди увлекаются, как и раньше, колдовством, так и сейчас. Поэтому пострадавшие от всего этого были всегда, да и сейчас есть.

И поэтому обращаясь в молитвах к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, будем надеяться, что он не оставит нас своей милостью, как и в те тяжелые предгрозовые годы для нашей страны. Достаточно вспомнить такие имена людей, которые раньше в его время совращали умы людей: Лев Толстой, Горький, Даниил Андреев. И вот среди всего этого жил великий молитвенник и духовник святой Иоанн Кронштадтский, который успешно в своей проповеди восставал против всего этого беззакония. До конца своих дней, до последнего вздоха он служил церкви, потому что в этом заключались смысл и цель его жизни. И это все доводил он до людей своей жизнью. Это все он описал в своем дневнике. Он так пишет: пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет. Он хочет от нас чистого сердца, ибо блаженны чистые сердцем. Прислушайтесь к его сладчайшему гласу в Священном Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – это Христос. Нет другой жизни. Живет во мне Христос. Научитесь всей мудрости апостола – это наша общая задача вселить нашей верою в наши сердца Христа.

Как мы знаем, последнюю в своей жизни Литургию он самостоятельно совершил за 12 дней до конца своей жизни. И все эти 12 дней ежедневно причащался святых Христовых Таин. И он очень большое внимание уделял именно причастию Тела и Крови Христовой. Он в своем дневнике пишет: Как в Иисусе Христе обитает вся полнота телесно, так и в животворящих Его таинах Тела и Крови Его. В малом человеческом теле вся полнота бесконечного невместимого Божества и в малом Ангце и хлебе, и в каждой малейшей частице Его тела – вся божественная полнота. Слава Всемогущему и благости Твоей, Господи. Так он писал в дневнике.

Однако самое простое оказывается для нас и самым трудным. Мы жалуемся на исповеди зачастую, что нам трудно исполнить свой христианский долг. Нам тяжело регулярно молиться, некогда бывать в храме и нет сил совершать добрые дела. И тут же мы сетуем, что наши дети нас не слушаются, наши дети нас не радуют. Но если мы сами не прикладываем никакого труда над собой, что же нам ожидать от наших детей. Поэтому будем примером нашим детям нашей жизнью во Христе. Я уже говорил сегодня на проповеди, что мы напишем в своей книге «Моя жизнь во Христе». Какие там будут страницы, и будут ли они вообще там ? Или мы живем совершенно для другого – ради суеты, ради карьеры, ради комфорта, ради удовольствий в этой жизни, которые все временны, тленны и пусты.

Пастырь истинный – так называли святого праведного Иоанна Кронштадтского современники. Простой приходской священник нес крестный подвиг исповедника Христова. Для всех он был простой священник в храме. Не епископ, не митрополит, не Патриарх, а просто священник. И вот простой священник своей жизнью во Христе нам оставил такой великий памятник веры. «Я не свой, я Божий», – сам так говорил святой праведный отец Иоанн. И он говорил так еще: Не нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его. Не нужно смешивать человека, ибо он образ Божий, со злом, которое в нем. Надо разделять человека и зло, которое в нем сидит. С таким сознанием он шел к людям, всегда побеждая и возрождая силою своею истинно пастырской состраждущей любви. Благодать Божия почила на святом Иоанне так явно, и его святость была так очевидна, что верующие во все советские годы, когда внешне это было запрещено, они всегда его почитали, хранили его фотографии, его вещи. И вот спасибо большое нашим бабушкам и дедушкам, которые пронесли до нас эту память о святом праведном Иоанне Кронштадтском, сохранили ее и передали ее нам. Будем молиться же и о том, чтобы и нам быть такими вдохновенными тружениками, как он, если не на пространной ниве Божьей, то по крайней мере на ниве нашей собственной души.

И вот сегодня мы собрались с вами в этом храме конечно для того, чтобы возблагодарить Бога, причаститься Святых Христовых Таин и поблагодарить Бога за то, что Он когда-то даровал нам такого чудного святого, для того, чтобы испросить молитв нам дорогого батюшки Иоанна. Но вместе с тем и для того, чтобы прикоснуться к подлинной жизни нашей Церкви, которая во Христе, которую каждый из нас любит, и которая нас согревает своим светом и своей радостью.

Святой отче праведный Иоанне, моли Бога о нас.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)