Аудио-трансляция

Как же мож­но сме­ять­ся над ду­хов­ным ли­цом? Ну что ж, что пло­хо слу­жит? Все-та­ки на нем бла­го­дать. Он но­сит сан. Нель­зя, нель­зя сме­ять­ся!

преп. Анатолий

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня у нас предпразднство Божией Матери. Завтра у нас великий праздник: вспоминаем нашу Самую Великую Женщину всех времен и народов, будем чествовать Ее. Ту, Которая является нашей Первой Защитницей перед Богом и Ту, Которая Своим примером, Своей жизнью, Своей любовью показала, что неправду говорят некоторые люди о том, что женщина есть слабое создание. Извечный спор в мире идет: кто же имеет больше благодати, мужчина или женщина? Кому дал Господь больше, что может женщина, а что может мужчина? Господь показал нам, как может возвеличиться человек, если он любит Бога, и не имеет никакого значения в каком он естестве. В своей жизни Божия Матерь, Она не совершила ни одного проступка. Как же можно любить Бога с детства?

Многие говорят: «Батюшка, я же слабый человек, я не могу то-то и то-то». Я говорю: «Ну почему у нас в храмах столько икон Божьей Матери? Она же первый пример, вообще, пример для подражания всем девочкам, всем девушкам, всем женщинам, живущим на планете». Она же смогла жить так: не грешить, любить, все прощать, быть смиренной, кроткой, мудрой ну и все остальные качества. Потому, что, во-первых, женщине дано право быть матерью, и, по определению, ей дано больше, чем мужчине, потому что мужчина, вы знаете, мужчина — добытчик, он где-то. Он не должен быть дома, рядом с женщиной, около юбки сидеть. Многие женщины неправильно считают, что муж — это тот, кто приходит каждый день вечером с работы, нет!

Господь показал, что Божия Матерь, Она все терпела, даже, смотрите, самое страшное, когда Господь находился на Кресте! Что, Божия Матерь роптала на то, что Бог оставил Своего Сына? Нет! Она скорбела, да, но Она не роптала на Бога, Она ни в чем никогда не согрешила.

Поэтому, когда мы считаем себя слабыми, посмотрите на икону Божией Матери и скажите: если Она смогла пережить то, что Она пережила, почему я не могу пережить те маленькие, небольшие трудности, которые поставила передо мной жизнь, чтобы их преодолеть? И ведь, на самом деле, Господь любой девочке, девушке, женщине дал все для того, чтобы она это перенесла.

Как в сегодняшнем Евангелии читалось: «Если не будете яко дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Сколько у нас сложностей, сколько у нас условностей, сколько у нас всяких трудностей, которые препятствуют, которые мы сами ставим перед собой. Но это все делается от лени или от трусости, а самая главная причина — от маловерия, то, что мы не верим. Где-то, может быть, Бог есть, может все, что придумали батюшки, священники, церковь, может это правда, а может и нет.

Мы проводим постоянные беседы с людьми, которые приходят креститься. И что же видно? Что люди вообще не верующие! Вот, мы говорим, что мы живем в православной стране... А беседы крещальные проводим: 10 человек, 20 человек, может быть 1 человек из них знает Символ Веры, один, а все остальные вообще не знают! То есть, никто не выполняет элементарных правил, у всех очень много всяких условностей. А дети, посмотрите на детей: его ударишь, потом позовешь, он бежит, как будто ни в чем не бывало. Ему скажешь какое-то слово плохое, он ничего не помнит. Ребенок не помнит зла! 

Какие же мы злопамятные! Откуда в нас это? Откуда мы все это помним? Откуда вот эта в нас злопамятость, мстительность, месть и так далее? Мы же были все детьми, и в нас не было этого. Мы же жили спокойно, мы прощали родителям все. Даже если нас наказывали и в угол, а потом мама нам простирала руки свои, и мы бежали к ней, как будто ни в чем не бывало. И вот, мы стали взрослыми, и кто-то нас обидел, и мы, зачастую, помним обиду или что-то всю жизнь. Что же с нами такое происходит, откуда в нас это? И вот, Господь говорит: «Будьте яко дети» (Мф. 18, 3).

Нам прямо показана дорога, какими надо быть для того, чтобы войти в Царство Небесное — только будучи как дети. Дети много чего имеют такого, чего не имеем мы. В 7 лет, когда начинает работать совесть, появляется у него анализ, как что делать. Вот он живет когда до 7 лет получается, что он живет вроде бы без совести: он не отвечает за свои поступки, ему не надо исповедоваться, считается, что он чистый и все, что он делает, он делает не по совести, т. е. не специально. Хотя, многие детки сами изъявляют желание, понимают, что они уже грешат и приходят на исповеди 3-х летние, 4-х летние. Я видел много таких детей. И у них именно прям такое чувство покаяние! Маленький ребенок! И вот так мама с папой воспитывают, но таких детей мало, к сожалению, так его воспитывают родители, что он ведет себя настолько чутко, что он даже боится обидеть Божию Матерь. И, если он где-то не послушался и сделал что-то плохое, он прям бежит и говорит: «Батюшка, я обидел маму» и прям чуть-ли не плачет. Ребенок, которому 4–5 лет. После 7 лет все это пропадает и не известно, что происходит.

Приезжал недавно один человек: теперь ей шестнадцать лет, а было раньше — три... Я спрашиваю ее: «ну как же ты, Ангелов видишь?» Она говорит: «Да нет, батюшка. Как в три года видела, больше не вижу»... Раньше она в храме видела Ангелов, игралась с ними, а теперь все... Но, благодаря тому, что мать причащала эту девочку первые несколько лет, почти каждый день в храме, видно по ребенку, по шестнадцатилетней девочке, что она сохранила в себе вот эту чуткость и вот это чуткое, доброе христианское отношение к людям. Она боится обидеть других людей в чем-либо. И даже я видел: несколько дней с человеком общался, это видно. Вот, что значит, когда мы детей причащаем в храме первые годы.

Вот написано: «не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мк. 10, 14). Многие не правы, говоря о том, что детей надо крестить в позднем возрасте. Вот именно, если написано в Евангелии: «не препятствуйте», а мы, получается, сами принимаем решения причащать детей или не причащать, вести их в храм или не вести, а Господь дал правило «не препятствуйте». Т. е.мы должны жить, и у нас все вокруг детей, если нет детей, то нет будущего, есть дети — плохие, у нас тоже нет будущего. И только одно условие, если есть дети христианские, добрые, почитающие отца, мать и старших, тогда у нас есть будущее, потому, что о нас в старости будет кому позаботиться.

Так вот, помоги нам всем, Господи, жить, брать пример с Божией Матери, как Она жила, как Она любила Своего Сына, как Она любила Бога. Во всем жить так, как жила Божия Матерь. Помоги нам всем Господи. Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)