Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.

преп. Моисей

Прис­ту­пая к Та­ин­ству ис­по­ве­ди, долж­но пред­с­тав­лять се­бя со стра­хом, сми­ре­ни­ем и на­деж­дою. Со стра­хом – как Бо­гу, прог­не­ван­но­му греш­ни­ком. В сми­ре­нии – чрез соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. С на­деж­дою – ибо прис­ту­па­ем к Ча­до­лю­би­во­му От­цу, пос­лав­ше­му для на­ше­го ис­куп­ле­ния Сы­на Сво­е­го, Ко­то­рый взял гре­хи на­ши, приг­воз­дил их на Крес­те и омыл пре­чис­тою Сво­ею Кро­вию.

преп. Макарий

Бо­ять­ся сра­ма при ис­по­ве­ди – то­же от гор­дос­ти; об­ли­чив се­бя пред Бо­гом при сви­де­те­ле, по­лу­ча­ют ус­по­ко­е­ние и про­ще­ние.

преп. Макарий

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Неделя 12-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех сердечно поздравляем с Преображением Господним. "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин. 1, 5). И вот сегодня Господь вводит нас в Свой свет невечерний. Сегодняшний праздник блистается этой славой, которую Господь наш Иисус Христос имеет изначально от Своего Отца (ср. Ин. 17, 5). И вот сегодня особенно подчеркнуто глубоко звучат слова, которые мы повторяем каждый день в Символе Веры, вот эти слова: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна».

Когда мы сегодня слушали божественное Евангелие, мы слышали вот эти удивительные глубокие слова, повествующие о сердцевине сегодняшнего дня праздника, когда по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на высокую гору особо одних, преобразился перед ними. Одежды Его стали блистающимися, весьма белыми (Мк. 9. 2-3). И как особенно подчеркивает святой евангелист Марк, это у него такой момент, он говорит, что одежды Его стали как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Никакой белильщик не способен это сделать. И только небесный Белильщик Он может явить нетварный божественный свет. Этот свет – прообраз божественной будущей славы человеческого естества, потому что на Фаворе апостолы увидели, каковы будут тела людей, когда они войдут в Царствие Божие. Этот божественный свет когда-то станет и одеждой для святых и украшением праведников, и сиянием угодивших Богу. И когда ученики, святые апостолы, удостоились воочию увидеть Преображение Христово, это случилось, потому что они сами тоже преобразились.

У святителя Григория Паламы есть такие слова. Он говорит, что они сами изменились и таким образом увидели изменение. А у Блаженного Августина тоже есть слова. Он говорит, что солнце для глаз плоти, то Господь для очесей сердца. Что оно (солнце) для плоти, то Господь это солнце для наших сердец. И свет Христов есть свет Бога Отца. Все святые отцы толковали эти слова, которые мы читаем тоже в Псалтири: «Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10), — в том смысле, что свет Бога Отца открывается через свет Сына Божия благодаря действию Святаго Духа. У святителя Григория Богослова тоже есть слова. Он очень емко, глубоко и точно говорит о том, что ныне мы узрели и проповедуем от света Отца, приняв свет Сына во свете Духа краткое и простое богословие Святой Троицы. И что важно для нас, то, что таинственной нитью Преображение Господне связано с крестными страданиями Христовыми. Христос преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всей этой красоте, в этом божественном сиянии, во всем этом блеске божественного величия, не усомнились, не поколебались, а остались мужественными, увидев потом Господа через какое-то время на кресте уже распятым.

«На горе преобразился еси якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние» (Кондак Преображения Господня).

И для каждого из нас, стоящих здесь, вот эта связь Преображения с распятием Господа она безусловна, важна, глубока, нужна. И когда человек испытывает на себе призывающую благодать (это каждый человек испытывает, когда он приходит к вере), вот эту радость познания веры, теплоту молитвы, вот это все, когда ему дается как некий залог этого предвкушения будущего преображения его души. И дается ему эта благодать для того, чтобы в тот момент, когда человек, каждый из нас, уже взойдет на свою собственную голгофу, на свою страстную седмицу своего личного бытия, чтобы он не усомнился и не потерял мужество. Также как Спаситель преобразился, то есть явился в сиянии вечной славы в тот момент, когда Он говорил с пророками именно о Своем грядущем восходе в Иерусалим и распятии, также и наша душа, когда она испытывает вот это вдохновение, радость, глубину, теплоту молитвы, весь такой духовный полет, душа должна помнить и каждый человек из нас, помнить о том, что когда-то и у каждого из нас будет страстная пятница и уже только потом воскресение.

У преподобного Серафима Саровского есть такой эпизод в его житии, когда к нему пришел один из посетителей за духовными какими-то вопросами что-то спрашивал у него. И преподобный Серафим Саровский говорил: Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни, какой ценой Христос получил власть тебе это даровать. И вот что значат эти слова? Этими словами преподобный хотел сказать, что не проси ни о чем у Бога, что недостойно Божьей крестной любви, смерти и распятия Спасителя. Самое главное, что мы должны просить, искать, вымаливать, то, что мы должны внутри своего сердца как бы обретать, стараться увидеть, стяжать, это конечно вот этот свет – свет веры, свет любви, смирения, надежды. Наверное, это самое главное, что может быть у человека в жизни. Потому что для современного человека, для каждого из нас, когда человек живет в этом мире очень сложном современном сверхтехнологичном, он понимает, а может быть и не понимает, что в мире очень много вещей, сияющих ложным светом. Тех вещей, которые кажутся жемчугом, а на самом деле это простые стекляшки, ничего не стоящие.

И сама душа, если она не ищет Бога, не ищет Христа, не ищет смысла, не ищет вечности, то сама душа тоже является как бы подделкой. То есть пока она подделка. «Свет, который в тебе, не есть ли тьма», – говорит Господь (Лук. 11, 35). И мы знаем из Священного Писания, что сам сатана принимает вид ангела света. И человек может всю жизнь подниматься по лестнице, долго вступать со ступеньки на ступеньку, не понимая, что приставлена эта лестница совсем не к той стене. То есть всю жизнь он поднимался не туда. И самое страшное, как говорит старец Софроний, если человечество превратится в звериный мир джунглей. И трагедией будет, если человечество забудет о божественном свете, забудет о самом главном, забудет о смысле, о вечности, а будет искать только болотные гнилушки, этот ложный свет. И тогда будет конечно печальная картина: тьма, холод, молчание, уныние. И каждый будет индивидуально со своим фонариком, со своим маленьким жалким огарком. А с огарком далеко не уйдешь, потому что и ветер задует, и дождь зальет.

Самые главные для нас необходимые заповеди, которые каждый из нас знает, они и есть для нас свет. Это заповеди: возлюби Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя (Мф. 22, 37-40). И помните, как в Патерике повествуется, как ученики пришли к своему старцу и стали спрашивать, как нам надо жить друг с другом, как нам общаться с ближними, что отвечать. Расскажи нам какие-то вещи основополагающие. И тогда старец неожиданно ответил: не смотрите друг на друга лопатками. Ученики очень удивились: лопатками, какими лопатками? Что это значит? И тогда старец им расшифровал, прокомментировал: когда ты любишь, ты смотришь в лицо другого человека, ты видишь его лицо, видишь его глаза. А когда уходит любовь, мы поворачиваемся друг к другу спиной, вроде бы находимся еще рядом в видимости, а смотрим все же уже лопатками этими. И тогда этот свет, который как нам кажется, есть в нас, настоящая тьма.

А вот настоящий свет Христов просвещает всех, он приходит. И наша душа должна стать вместилищем божественной благодати, должна стяжать этот свет, обожиться. Как говорят все святые отцы, как говорит Афанасий Великий: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом по благодати. И вот это духовное движение, поиск встречи с Богом это как бы начало встречи с Богом, вытеснение тьмы из сердца нашего, это преображение души, это обожение, этот процесс очень трудный, очень глубокий, тяжелый, очень не простой этот путь к Богу. Он, конечно, будет продолжаться всю нашу жизнь. И никогда не будет остановки от первого младенческого вскрика и до остановки смертного воздыхания; от крещения до отпевания. И конечно дальше уже за гробом в вечной жизни это обожение будет продолжаться. И вот тот, кто читал книгу преподобного Силуана Афонского, великого нашего святого современного, тот помнит это место, когда описывается несомненный опыт преображения души человека. Когда старец был еще послушником, его звали Симеон. И он говорил о том, что когда я вошел в церковь на вечерню, посмотрел на икону Спасителя и помолился: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И вместе с этими словами я увидел на месте иконы живого Бога. И благодать Святого Духа наполнила всю мою душу и тело. И душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа. И далее через несколько строчек преподобный Силуан говорит удивительную вещь очень прикровенно, как бы о чем-то чужом опыте, а не о своем. А на самом деле он говорит о себе. Он говорит, что знаю человека, которого милостивый Господь посетил Своею благодатью. И если бы спросил его Господь после посещения этой благодати: а хочешь, я дам тебе еще больше благодати? И тогда от немощи плоти душа тут же сказала бы, говорит преподобный Силуан, ты видишь, Господи, что если больше, то я уже умру. То есть душа не вмещает этого обилия.

Вот тоже самое произошло на Фаворе, когда ученики пали ниц от славы Господней. Они не могли как бы вмещаться. Вот этот опыт преподобного Силуана, это конечно редчайший опыт святого человека угодника Божия. Мы простые люди, и нам совершенно далеко до таких мистических глубоких духовных прозрений. Но все же, помните, как преподобный Нектарий Оптинский смиренно говорил, что у предыдущих старцев, которые были до него, были целые караваи благодати, а у меня только лишь одни крошки. И вот наш маленький, совершенно мизерный молитвенный духовный опыт, это тоже эти маленькие крохи. Но они очень для нас важны, потому что мы, как псы, которые едят крохи, падающие со стола господ их (см. Мф. 15, 27). Как Священное Писание, Евангелие говорит, что вот эти крохи мы подбираем, но они для нас очень важны.

Сегодня мы вместе с апостолами говорим, что в этот праздник, в этот день солнечный прекрасный, как будто сама природа празднует вместе с нами. Но самое главное тот свет, который сегодня в нашей душе. И мы сегодня торжествуем и вместе с апостолами восклицаем: Господи, добро есть здесь нам быти (Мк. 9, 5).

И вот Тертуллиан интересно говорит, что мы сходимся и собираемся, христиане, в храм для того, чтобы, собравшись, как бы предстать перед Богом, чтобы как бы окружить Бога нашими общими молитвами. Господь в центре как свет, как солнце, как радость, как свете тихий. А человеческие сердца это звезды, которые отражают этот солнечный свет. Они окружили это солнце и питаются этим солнцем, этим блистанием прекрасным, потому что без Бога, без Христа человеческая жизнь будет пуста. Она будет наполнена жизненной мишурой. Человеку внешне может казаться, что он имеет очень много. И много у него в душе и много вокруг материального – успех, слава, деньги, награды, достижения. Список может быть долгий, когда человек тщеславится, все у него есть на земле. То есть у него будет все, только внутри не будет одного. У него не будет тепла и света божественного просвещения. Потому что без Бога душа не запоет, не согреется. Она не взлетит в эти прекрасные обители. Фавор будет как бы рядом. Он может быть всю жизнь рядом, а человек так и будет продолжать копошиться в земном у подножия в этом тумане, в этом земном совершенно не интересном формате.

Преподобный Иустин Сербский говорит удивительные слова: Если человек замурован в человеке (то есть в самом себе), в этим гуманистическом человекопоклонстве, он задыхается и должен задохнуться. Что это значит? Если человек сам себе поклоняется, считает, что он самый главный, пуп, цель жизни, бытия, забывает о Боге и поклоняется сам себе, то тогда человек задыхается. Без Христа человек задыхается и обязательно задохнется. Без преображения наша жизнь и наша смерть, как говорил Достоевский, это только черная баня с пауками. Это страшное определение – без Бога. И как один мудрец сказал: смотрите, если в коробочку положить жемчуг, то она станет прекрасным футляром, она станет шкатулкой. Если в ту же коробочку положить огрызок, она станет помойным ведром. То есть мы то, что сами добровольно вкладываем в свою душу.

И мы помолимся, чтобы наша душа стала прекрасной шкатулкой, чтобы там лежала жемчужина веры, любви, а не огрызок безбожия, не огрызок жизни без Христа. И вот сегодня мы освещаем плоды, но самое главное освещение, самый главный плод, который мы должны принести Богу – это виноград именно нашего сердца, нашу любовь, нашу веру, смирение и самое главное, это конечно же молитву нашу, потому что Господь преобразился, когда шел на молитву на Фавор. Это нам сегодня Евангелие говорит: «Шел помолиться». И сегодня святитель Филарет Московский тоже восклицает вместе с нами. Он говорит, что молись, христианин, молитвой крепкой, от всей силы души твоей, молитвою прилежной и неотступной, молитвою благой и чистой. Она возведет тебя на Фавор или в тебе откроет Фавор. Низведет небо в душу твою, и душу твою вознесет на небо.

И помолимся сегодня, чтобы мы были со Христом, чтобы мы всегда старались взойти на этот Фавор, двигались туда, искали Бога, чтобы это наше земное копошение у подножия когда-то прекратилось, и мы поняли, что самое главное это стяжание фаворского божественного света в нашей душе.

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)