Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

А как и мы чувству­ем за со­бой дол­ги пред Бо­гом, то и долж­ны не бе­гать на­ре­ка­ний, вы­го­во­ров и ос­ко­рб­ле­ний. Ими не толь­ко долг зап­ла­тит­ся, но и ис­це­лит­ся ве­ли­кая ду­шев­ная бо­лезнь — гор­дость — при­ло­же­ни­ем сих плас­ты­рей, с Бо­жи­ею по­мо­щию.

преп. Лев

Гор­дость бо­лее все­го ли­ша­ет лю­дей и доб­рых дел, и по­мо­щи Бо­жи­ей: где нет све­та, там ть­ма, а где нет сми­ре­ния, там зас­ту­па­ет мес­то гор­дость.

преп. Макарий

Кра­е­у­голь­ный ка­мень ино­чес­ко­го жи­тия есть сми­ре­ние. Сми­ре­ние и пос­лу­ша­ние по­мо­га­ют при­об­рес­ти раз­лич­ные доб­ро­де­те­ли, осо­бен­но в те­лес­ном от­но­ше­нии, но ес­ли есть гор­дость — все про­па­ло. По­доб­но то­му, как по­ги­ба­ют, де­ла­ют­ся ни­чем пя­ти­сот­руб­ле­вые кре­дит­ные би­ле­ты, бро­шен­ные в огонь. По­ка они вне ог­ня, они име­ют ог­ром­ную сто­и­мость, но лишь толь­ко по­па­ли в огонь — прев­ра­ща­ют­ся в пе­пел, ни­че­го не сто­я­щий. Или еще, че­ло­век с ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, но гор­дый — по­до­бен ог­ром­но­му ко­раб­лю, наг­ру­жен­но­му вся­ки­ми дра­го­цен­нос­тя­ми, но не вхо­дя­ще­му в прис­тань, а гиб­ну­ще­му сре­ди мо­ря. Так с од­ной сто­ро­ны ве­лик и ги­бе­лен по­рок — гор­дость, а с дру­гой — так спа­си­тель­но сми­ре­ние. На ко­го воз­зрю, толь­ко на крот­ко­го и сми­рен­но­го, тре­пе­щу­ще­го сло­вес Мо­их (ср.: Ис. 66, 2), — го­во­рит Гос­подь.

преп. Варсонофий

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Братья и сестры, поздравляю всех вас с праздником Преображения Господня!

«Приидите, взыдем в гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его, славу, яко Единородного от Отца, и из света приимем свет. И возвышены бывше Духом, Троицу Единосущную воспоим во веки» — говорится в одной из стихир этого праздника.

Братья и сестры, гора Господня высока. Именно поэтому Господь дал нам некое еще и задание — чтобы преобразиться, надо иметь труд, труд изменения своего внутреннего человека, труд преобразования своего сердца.

Все у нас, братья и сестры, к сожалению, ветхо, истлевше, воля наша направлена ко греху. Ее подобает изменить, ее подобает настроить на исполнение заповедей Господних, на то, чтобы возлюбить Господа Бога нашего и творить Его святые слова.

Ум наш также поврежден. Мы не знаем, как правильно нам жить, как нам поступать. Мы поступаем по ветхому человеку подчас, человеку греховному, имея внутренне у каждого свои страсти, грехи. И ум наш тоже необходимо изменить, переплавить, заставить себя, видя свет Христов, свет заповедей Господних, измениться, преобразить этот ум.

Наши чувства, к сожалению, также все поражены. В них похоть плоти, похоть очес, гордость житейская. Их нам подобает изменить, преобразить. Братья и сестры, мы часто с вами ходим в храм, исповедуемся, причащаемся. И вот эти таинства Господни это, конечно, тоже есть образ нашего преображения, и мы чувствуем подчас внутреннее наше изменение, когда мы приобщились Святых Божественных Таин или когда просто поисповедуемся.

Но горе в том, что выходя из храма, мы забываем, что в нас-то грех остается, несмотря на то, что мы поисповедовались. Остаются те корешки греховные, которые надо тщательно выпалывать, памятуя о своих грехах. Помните святого апостола Петра? Он всю свою жизнь оплакивал по преданию грех отступления от Господа, когда трижды он отступился от Господа перед пением петухов. И ведь этот грех был не внутренний. От отступился только внешне. Он Бога не предал своим сознанием. Он не собирался Его предавать. Он внешне просто сказал, что не знает этого человека. Однако всю свою жизнь от оплакивал этот грех и это состояние немощи, духовной, духовного призывания к Богу, молитвы. «Сила Моя совершается в немощи »(2 Кор. 12, 09), как апостол Павел говорил.

Вот это состояние немощи, оно нам помогает, оно нас именно возвеличивает и приближает к Богу. Потому что именно из такого сердца сокрушенного и смиренного раздается искренняя молитва. Эту молитву Господь слышит и меняет нас по великой Своей милости не из сердца гордого. Когда исповедуемся и причащаемся именно опасно войти в какую-то духовную гордость, что мы изменились, что мы преобразились уже, и нам не требуется труда какого-то. Мы легко ловим вот эту мысль дьявольскую: что успокойся, все хорошо, можно дальше жить, можно иметь какие-то прегрешения небольшие, допускать их. А дальше за этими небольшими прегрешениями следуют более серьезные прегрешения.

И так, по нашей какой-то духовной привычке, грех овладевает нами, и, к сожалению, мы снова впадаем в какие-то более серьезные грехи и снова вынуждены каяться. Это духовная жизнь. Но всегда помнить следует, что стремиться мы должны в горнее, то есть все время идти ввысь, и если мы падаем, то обращаться к Господу и просить прощения. Господь по милосердию Своему прощает нас, изменяет наши сердца. «На Славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа»(2 Кор. 03, 18).

Многие святые подвижники Божии сподобились уже при жизни иметь такое же преображение, подобное Господу нашему Иисусу Христу. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, мы помним, преобразился, лицо его воссияло, и было как солнце, как сравнивает его Мотовилов, именно с Господом во время преображения. Поэтому надо понимать, что и мы способны видеть этот свет и внутренне преображаться. Главное, надо помнить, что мы ветхи, и ветхость эта требует изменения, познавать свою ветхость, помнить, что она есть. Потому что, только познавая эту ветхость, мы можем в нового человека преобразиться. Но не зная старого, как мы можем сделаться новыми. А делаемся новыми мы, конечно же, через свет Христов, через исполнение заповедей Господних, через тщательное изучение слова Божия, любовь к слову Божию. И тогда наше сердце преобразуется и утверждается Духом во внутреннем человеке.

Дадим же верою вселиться Христу в сердцах наших, чтобы укоренные и осужденные в любви могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота, разумети же превосходящующую разум любовь Христову (Еф. 3, 18 - 19). Да преобразимся и мы в славе Господа нашего Иисуса Христа. Помоги, Господи.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)