Аудио-трансляция

От се­бя­лю­бия и са­мо­лю­бия вся бе­да. Они не лю­бят, ког­да дру­гие нас зат­ра­ги­ва­ют, и так рас­ше­ве­лят­ся, что от по­мыс­лов и не обе­решь­ся. От них пло­дят­ся про­тив­ные по­мыс­лы, слов­но са­ран­ча, по­е­да­ю­щая не толь­ко пло­ды ду­хов­ные, но листья и са­му ко­ру.

преп. Амвросий

Слово на чине прощения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, милостью Божьей мы достигли очень важных дней для спасения душ наших — постовых дней. Это очень важные дни в деле спасения нашей души. Господь сказал: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Помыслить только, что это за слова, какая глубина, какая важность. И сколько мыслей очень нужных для нашего спасения заключается в сих словах: Се бо Царствие Божие внутрь вас есть. И в то же время мы слышим такие слова»: «ничто нечистое, ничто оскверненное не войдет в Царствие Божие» (Откр. 21, 26). Не понятно ли отсюда, какая должна быть бдительность для каждого из нас, какое должно быть усердие, чтобы в наше внутреннее царство небесное не вошло что-либо скверное.

Потому что, как мы слышали в Евангелии, Господь приводит слова такие, что некий человек собрал большое пиршество. И многих собрал со всех мест людей разных, разного звания — и нищих, и уродливых, и всяких нечистых. И пир наполнился уже людьми. И вот в этот пир входит царь. И в это время он приказал своим слугам, чтобы все, одетые в небрачную одежду, были извергнуты из пиршества (Мф. 22, 2 - 14). Почему? Потому что это было бы оскорбление большое для царя, когда на пиршестве будут присутствовать всякие духовные уроды, или одетые в грязную скверную одежду. Так и нам должно позаботиться, чтобы не уподобиться вот таким уродам духовным, попавшим на пир к царю, и которые, будучи в небрачной одежде, быть низвергнутым с этого великого ни с чем несравнимого таинства — пиршества.

Дорогие о Господе братья и сестры, слово Божие говорит, что есть наша «брань не против плоти и крови, но наша брань против властей, против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). А здесь самое главное оружие какое? Сей род, то есть бесы нечистые, которые всегда в той или иной мере обитают и находят себе место пребывания в душе каждого человека, «сей род изгоняется токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Слышите, что говорит слово Божие, слово истины, которое, как мы слышали вот сейчас за богослужением, за пением стихир, пребывает во веки — слово истины. Потому с сегодняшнего же дня подобает каждому из нас внимательнейшим образом вникнуть в душу свою, вникнуть. И сразу можем мы сказать и признать, что практически во всех из нас находится что-то скверное, нечистое, и что за это мы должны будем быть извергнутыми из Царства, из обители, из пира вечного Небесного.

Что же подобает нам делать? Подобает войти внутрь себя, в душу свою, в царство свое небесное, и, увидя свою греховность, возопить всем сердцем к Господу Богу о милости, о прощении, потому что других способов своими силами ничего мы сделать не можем. Но и свои силы нам нужны, и Слово плоть бысть (Ин. 1 ,14). Слышите, что произошло в мире, во вселенной — «Слово плоть бысть». То есть Бог необъятный, непостижимый умалил Себя, зрак раба приим, стал человеком и взял на Себя грехи всех людей. Но хорошо запомнить и понять должно, что грехи Господь взял на Себя не просто так: взял, да и все. Нет, это не так. Господь взял грехи, но дал нам оружие борьбы со грехом. Какое? Он, став человеком, пролив кровь на кресте, возвестил по закону свободы, который Он получил, воплотившись, вочеловечившись, возвестил слово истины.

Вот оно оружие против греха. Вот что значит, что Господь взял на Себя грехи мира. Он дал слово истины, слово, которым побеждается всякая сатанинская злоба, всякая сатанинская хитрость, все враждебное, все лукавое, все худое. Слово истины! И потому подобает нам проверять себя, стоим ли мы во истине, стоим ли мы в слове Божьем. Если, к сожалению, этого нет, то беда великая. Значит мы не в брачной одежде, значит мы в одежде сатанинской — в какой-либо злобе, в обмане, в лукавстве или еще что-то хитрость сатанинская измышляет против нас. Держаться нам за Господа нашего, обязательно требуется исполнение слова истины. Вот тогда мы будем являться чадами и рабами тех, за которых Господь пролил кровь Свою, потому что ничто нечистое, ничто оскверненное не войдет в Царство Небесное.

Вот в нынешний день, очень важный, который Церковь установила, важный. В чем важность его состоит? Церковь призывает всех нас приступить к важной духовной борьбе со злобой сатанинскою и со своею немощью духовною, со своими духовными пороками, преступлениями. Надобно приступить и взять себе великое и важное оружие против врага. Это молитва и пост. Чтобы с этого дня милостью и помощью Божьей постарались бы мы, насколько это посильно каждому из нас исполнить то, что требуют дни святаго Великого Поста. Вот в эти дни, прежде всего, что требуется от нас, с чего начать? Ну, попадем мы в Царство Небесное не в брачной одежде, а уходить оттуда не хочется, когда нас оттуда будут выгонять. Что остается нам? Кричать, вопить: помилуй, Господи, прости! Если найдет Господь что-либо доброе в душе человека, помилует.

Так и мы должны приступить ко святому Посту, простить всех, кому мы сделали что-либо худое. Простить, помиловать тому человеку, к которому мы, может быть, не обращали должного внимания по своему неблагосердию. Очень-очень важные эти святые, можно сказать, радостные дни святого Поста. Мы в эти дни получаем милость Божию, великую милость. Нас Господь в эти дни наиболее милует человека, когда мы в посте и в молитве пребываем, стараемся друг с другом быть в мире и претерпевать всякие искушения, напасти, которые враг хитро наводит на каждого из нас. И противостоять врагу не каким-то там оружием, а есть оружие — слово истины. Будем исполнять слово истины, и бежит от нас. Противостаньте дьяволу, - говорит Господь, - и он убежит от вас (Иак. 4, 7). Как противостоять-то? Единственно словом истины и молитвы, и постом, как мы сказали.

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, с чего начнем? Начнем с того, что каждый бы из нас простил ближнего своего и у кого, кому досадил, попросил прощения, у ближнего своего. Вот тогда так вот все это сделать, чтобы на душе был мир. И Господь говорит: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, в этот день от всей души прошу прощения у всякого из вас, кому я чем-либо досадил, может быть словом, может быть, еще что-то сделал неугодное. Прошу у всех у вас прощения. Вас да простит Господь, простите и меня.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)