Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Все зло от гор­дос­ти про­ис­хо­дит, а все бла­га сми­ре­ни­ем при­об­ре­та­ют­ся. Ве­ли­ка сия доб­ро­де­тель – сми­ре­ние! И как дра­го­цен­ный ка­мень ред­ко об­ре­та­ет­ся, а па­че в ны­неш­нее бедствен­ное вре­мя.

прп. Макарий

Не гор­ди­тесь и не тщес­лавь­тесь ни са­ми в се­бе, ни пе­ред дру­ги­ми. Ска­за­но: „не тру­би пе­ред со­бой и пе­ред дру­ги­ми", а счи­тай­те се­бя ху­же всех и свы­кай­тесь с мыслью, что вы при­го­во­ре­ны к ад­ским му­че­ни­ям, что вы дос­той­ны их и что из­ба­вить­ся от них мо­же­те толь­ко по ми­лос­ти Бо­жи­ей. Хо­тя это не­лег­ко, и толь­ко свя­тые дос­ти­га­ют то­го, что счи­та­ют се­бя дос­той­ны­ми адс­ких му­че­ний и худ­ши­ми всех счи­та­ют са­мих се­бя.

прп. Варсонофий

Бо­лее все­го сми­ряй­те се­бя в мыс­ли пред Бо­гом и людь­ми, чрез что и Царствие Бо­жие уз­ри­те внутрь се­бя, и в то вре­мя бу­дет ли­цо ва­ше си­ять бла­го­го­вей­ным спо­кой­стви­ем и при­ят­ною улыб­кою.

прп. Антоний

ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня нас здесь в храме собрал наш святой преподобный Амвросий Оптинский. Мы все его любим, мы все его почитаем, и для всех нас он дорог.

А чем же он для нас дорог? Неся свой крест старческого пророческого послушании, будучи пророком для России в тяжелые времена, он стяжал все дары Святого Духа, о котором святая Церковь говорит. И поэтому мы хотим видеть его своей путеводной звездой, мы хотим видеть его рядом с собой. Поэтому мы готовы слышать его слова, и мы готовы исполнять его слова, потому что все, кто стоит здесь сейчас, уже видим много знакомых лиц, то есть люди, которые здесь к Оптиной прибились, мы уже не можем отсюда отойти, потому что мы пропустили все через себя. Нас это проняло до самых до косточек, до мозга костей вот эта самая благодать Божия, которая здесь преизобилует. Потому что старцы Оптинские и батюшка Амвросий призвали ее с неба сюда постами, молитвами и несением скорбей, которые они несли так, что им есть чем поделиться с нами, как это проделать так, чтобы это не было ропотом, не было в осуждение.

К батюшке подходили и говорили: Вот там раком болеем. А батюшка что отвечал: Только Господь знает кому и почему какая болезнь. У каждого есть свои силы. Один грипп не может вынести, а другой раком более 40 лет и ни разу ни одного дня не скорбит и благодарит Бога. Как батюшка говорил: Боли, болезнь, болезнями. Вообще многие говорят: а чего это монахи, в монастыре живущие, все больные. Вы, наверное, плохо себя ведете. Ну, человеку очень легко осудить кого-то, а не себя. На это батюшка отвечал, что монаху не полезно быть здоровым в монастыре, потому что когда болеешь, понимаешь, как другие болеют, и относишься к ним с снисхождением, с любовью покрываешь их грехи. Поэтому мы помним всю жизнь батюшки Амвросия. Она для нас пример – и его мудрость, и его духовное рассуждение, разумение, его внимание к каждому человеку.

Пришла женщина и говорит: Батюшка, у меня индюшки дохнут. Он и ей совет дал. И как пишут, больше у нее индюшки не дохли. Пришел человек, спрашивал, как у меня в саду устроить полив. Батюшка ему сказал. Самое последнее достижение техники тот сделал. И у него был самый лучший урожай. Почему все это происходит? Мы идем к старцу, мы идем к духовному отцу и просим у него ответа на свой вопрос. Батюшка Амвросий говорит, что как раз все проблемы из-за того, что мы спрашиваем, а не несем послушание этому ответу. А вот если бы мы несли послушание, выполняли, то даже если бы это вам сказал не старец, а просто ваш духовный наставник, все у вас получится. И благодать будет на сердце, и благодать будет вокруг вас.

Еще батюшка говорил про любовь очень важные слова. Когда мы что-то делаем, нам кажется, мы говорим после этого, что я все делаю для того, чтобы выполнить заповеди Божии. А почему у меня не получается, почему скорби, почему все то-то и то-то? И батюшка Амвросий четко ответил: Если человек что-то делает по долгу, то бес имеет право вмешиваться. А если человек что-то делает по любви, бес не может вмешаться в божественные дела. Так вот, к этому и стремиться надо, чтобы делать все с любовью, а не по долгу.

Недавно мне рассказывал один монах, ну приснилось ему, что он сделал что-то хорошее. И Ангел ему во сне говорит: все, что ты сделал до сих пор, это ты только по долгу, а сверх долга по любви ты не сделал ничего, вообще ничего, ни одного доброго дела. Все, что делал – прочитал Священное Писание, знаешь монашеский устав, знаешь то, и ты это выполняешь. Но по любви нет дел. И вот к этому надо стремиться. Мы, православные, имеем на это силы, решимость и мужество и волю Божью, потому что Господь всем нам дал заповедью в Евангелии: Будьте совершенны, совершенны во всем: в любви, в терпении, в смирении, во всем абсолютно (см. Мф. 5, 48). Как написано, что любовь покрывает все – и ненависть к теще, и ненависть к зятю, и плохого руководителя, и плохого компаньона, и врагов, которые вокруг нас (см. Прит. 10, 12; 1Пет. 4, 8). Она покрывает абсолютно все. Нет там исключений.

В Священном Писании не написано, что любовь покрывает все, кроме этого. Нет там этого. Поэтому именно будем жить так, как написано В Священном Писании. И как написано в книге Откровенные рассказы странника. Там есть один такой совет, в чем надо каяться каждый Божий день там как раз четвертым пунктом идет: нелюбовь к Священному Писанию. Потому что если бы мы любили бы Священное Писание, каждый день бы его читали, знали его и жили по нему, мы вообще бы не грешили. Потому что любовь, которая со страниц Священного Писания на нас произлиевается, не предполагает нас ко греху, а только к добру, только к хорошему, только к счастливому и радостному и мирному. Ни к чему плохому Евангелие нас не призывает. Библия тоже. И поэтому люди, которые видят в Библии, что вот у вас то-то написано и то-то написано: это не Библия виновата, а это око, которое там у человека в сердце, которое кривое зеркало. Оно все по‑другому смотрит. Но опять же, не нужно его за это осуждать. Как преподобный Силуан Афонский говорил, что для чего нам дано видеть грехи других людей, не для того, чтобы их осуждать, а для того, чтобы давать нам повод за них молиться.

К этому нас призывает Господь опять же в Евангелии написано: молитесь друг за друга (Иак. 5, 16). Там не написано, что вот только за тех, кто мне приятен. За всех надо молиться – и за врагов своих, и за врагов Отечества, и за врагов Божьих (см. Мф. 5, 44). Это высшая любовь. Никто нам не запрещает стремиться к этой высшей любви. И батюшка Амвросий всей своей жизнью, всем своим терпением болезней, скорбей показал, что это возможно. Больше 30 лет он болел так, что его врачи говорили, что если разделить болезни преподобного батюшки Амвросия на троих человек, то они умрут в течение часа. А как он живет, мы не знаем. Врач говорит: не знаю я, как он живет, какими силами. Сила моя в немощи совершается. Он прямо четко показал своей жизнью, своим несением, что все Евангелие верно до самого последнего слова, и все, что там написано о скорбях и болезнях, и все, что там написано о нашем спасении, о приобретении Царствия Божия.

Вот наша задача, православных христиан, чтобы Царствие Божие было у нас здесь на земле, в сердце нашем (см. Лук. 17, 21). Мы должны жить так, не должны, а хотеть стремиться жить так, чтобы у нас был мир в душе, который ничем не мог быть поколеблен, ни какими волнами житейского бурного моря, которое вокруг нас (см. Ин. 14, 27). И когда мы выходим из храма с этим миром в душе после святого причастия, мы должны показывать там, в мiре, этот самый мир, который мы здесь приобрели. Мы должны так показать людям – смотрите какой у нас мир, счастье и покой у православных. Да весь мiр обратится к православию, глядя на вас. Но этого не происходит зачастую, потому что, к большому сожалению немножко у нас фанатизма присутствует: Я православный, и все должны меня слушаться.

Муж приходит к жене и говорит: я православный, ты православная, значит, ты должна быть моей рабыней. Все. Я хозяин, а ты кость от мужа. И так далее, и так далее. Ребята, не надо путать смирение с унижением. Никто не давал нам права унижать друг друга. Наоборот, на кого, говорит Господь, воззрю? На кроткого и смиренного (Ис. 66, 2). Вот муж, будь ты кротким и смиренным в семье, но требовательным. Не надо никого унижать. И жене тоже не нужно унижать, а то многие женщины думают, что вышла замуж и теперь получила личного собственного раба в вечное пользование. Нет, это тоже не так. Поэтому в таинстве венчания написаны такие слова, что муж будь главой жены. Соответственно глава о чем беспокоится? Как накормить, как напоить, как дать ей все, защитить и с ней вместе попасть в Царство Небесное. Ее собой забрать туда. Вот как надо жить.

И все советы батюшки Амвросия, которые были, как раз на это и направлены. Поэтому помоги нам всем, Господи, жить по наставлениям Священного Писания и по наставлению слов преподобного Амвросия Оптинского, его же память ныне совершаем.

Аминь.

Иеромонах Силуан (Межинский)