Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Го­во­рить, стоя на цер­ков­ных служ­бах, или об­зи­рать гла­за­ми по сто­ро­нам не толь­ко неп­ри­лич­но, но и прог­нев­ля­ет Гос­по­да нев­ни­ма­ни­ем и бесстра­ши­ем. Ес­ли не мо­жем мы ду­шев­но, то по край­ней ме­ре те­лес­но и ви­ди­мо да дер­жим се­бя бла­гоп­ри­лич­но. Те­лес­ное и ви­ди­мое бла­гоп­ри­ли­чие мо­жет при­во­дить нас к бла­го­му уст­ро­е­нию внут­рен­них по­мыс­лов.

преп. Амвросий

Мо­ли­тесь Ма­те­ри Бо­жи­ей. Она бу­дет хо­да­тай­ство­вать за вас и в этой жиз­ни, а по смер­ти по­мо­жет прой­ти мы­та­р­ства и дос­тиг­нуть Царствия Не­бес­но­го.

преп. Варсонофий

Царствие Бо­жие внутрь вас есть,– ска­зал нам Гос­подь (Лк. 17, 21), т.е. в серд­це, то и на­доб­но его ис­кать в серд­це, очи­щая его от страс­тей и при­ло­гов вра­жи­их, ни­ко­го не осуж­дая и не уко­ряя.

преп. Макарий

ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ СТАРЦА ОПТИНСКОГО Неделя 18-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы собрались в этом храме прославить великого угодника Божия преподобного Амвросия Оптинского старца. «Яко к целебному источнику притекаем к Тебе, Амвросие, отче наш» воспевает церковь. И поистине он как многоцелебный источник, источник, полный воды, воды живой и чистой, дающий прохладу и свежесть, утоляющий жажду, напаяет многих и многих людей.

«Притекаем к тебе, Амвросие, отче наш»

Каждый из нас, вчитываясь в страницы жития старца, имея молитвенный опыт обращения к нему, поражается глубиной и широтой сердца и души этого человека. Как не тесно вмещалось в этом сердце огромное количество людей, тысячи обращавшихся к нему тех, кто порой находил в старце уже последнюю надежду в своих и болезнях неисцельных, и в совершенно запутанных обстоятельствах жизни, и совершенно неразрешимых по человеческому взгляду и разумению обстоятельствах. И вот он, этот старец, так много утешавший в своей жизни, утешает и нас с вами.

Его сердце такое кроткое и нежное, с удивительным теплом способное принять в себя каждого и даже тех, кто совершенно этого не ожидал порой. Было очень много случаев, когда старец еще при жизни своей являлся многим людям в совершенно разных обстоятельствах и затруднительных положениях. Являлся с тем, чтобы помочь. То есть он не дожидался, когда кто-то придет к нему сам, но сила его любви к ближнему, его сострадание было так велико, что он по широте Духа Божия, которое он в обилие имел в своем сердце, распространял свою любовь даже на тех, кто был открыт ему как нуждающийся. И он шел навстречу своей молитвою, своим заступлением, вразумлением, своей помощью к этим людям, предваряя их просьбы, опережая их желания и решимость обратиться к нему. А порой обращался даже к тем, кто совсем его не знал и лишь едва слышал о нем. 

Нас поражает и удивляет святость человек. Какого величия может достичь человек во Христе Иисусе. Но видя результат жизни, подвига преподобного Амвросия, как нечто конечное уже, мы воспринимаем это как что-то особенное, чудесное. И таковым оно действительно и является. Но за этой щедрой и любящей душой, которая открывается нам в преподобном старце Амвросии, стоит многолетний подвиг, кропотливый монашеский труд, хранение себя, понуждение себя на всякое доброе дело, решимость служить Богу в любой мелочи. Невозможно собрать и исчислить этих каждодневных подвигов старца именно потому, что в каждом дне своей жизни, в обстоятельствах выбора старец выбирал то, что угодно Богу, то, что желает Господь и повелено Богом человеку в Евангелии. И вот это его решимость всецело служить Спасителю мира, неленостно исполняя Его заповеди, и произвела этот великий плод, которому поражаемся и наслаждаемся ныне мы с вами.

Но это его претрудное подвижничество есть пример и для нас с вами, чтобы мы с вами не просто наслаждались его дарованиями, но имели их как урок, как назидание, как своего рода путеводную звезду или как маяк для сбившегося с пути моряка, который носим волнами где-то вдалеке вдруг он видит этот свет. И ориентируясь на него, он может выплыть к спасительному берегу.

Однажды одна монахиня, придя к старцу Амвросию, небрежно каялась, перечисляя формально какие-то грехи, говоря, быть может, вот тем или этим грешна. И старец Амвросий дохновенно сказал: разве так каются? И став на колени в святом углу своей кельи, воздел руки к небу. И эта монахиня, пораженная ужасом, увидела, как отверзлось небо, небо духовное. Исчезла кровля, келия. И старец, озаренный светом благодатным свыше, вознесся от пола, молясь на воздухе. Она пришла в ужас от этого видения. И с содроганием сердца со страхом и трепетом наблюдала это. После чего старец, когда все закончилось, сказал ей: вот до чего может довести человека покаяние. И заповедал ей до смерти его не говорить никому, что она видела.

Покаяние есть состояние души человека. Покаяние есть не сухие лишь вздохи и скрупулезные, но мертвые перечисления. Покаяние есть осознание своего пленения в объятиях ада в цепких когтях духов злобы, свое жалкое положение, осознание его. И слезный плач ко Христу Спасителю, Который единый способен исторгнуть нас из этих цепких уз и объятий, Плач, как осознающего себя человека погибающим, пленника ада. И вот в этом плаче рождается святость, рождается пробуждение души, ее очищение, познание себя и в нем глубочайшее смирение, вменяющего себя ни во что, и одновременно глубочайшее сострадание ближним, как к тем, кто является такими же несчастными и страждущими людьми, которыми также пытается поругаться враг рода человеческого. Это покаяние явил нам преподобный Амвросий, даруя нам и показывая эту возможность стать на этот путь.

И пусть мы, чествуя этого старца, почитая его, прося его и, конечно же, получая помощь от него, стремились и сами ставать и идти этим путем покаяния, покаяния не ложного, истинного покаяния, спасительного, приводящего душу человека к Богу, Который есть средоточие нашей жизни, ее великий смысл, и единственное, что может дать человеку возможность жизни вечной. К чему да устремимся мы молитвами преподобного отца нашего Амвросия Оптинского старца. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)