Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чис­то­тою мыс­ли на­шей мы мо­жем всех ви­деть свя­ты­ми и доб­ры­ми. Ког­да же ви­дим их дур­ных, то это про­ис­хо­дит от на­ше­го уст­ро­е­ния.

преп. Макарий

По­лу­чив­ши по­мощь или исп­ра­вив что бла­го, бе­ре­гись по­мыс­ла, хва­ля­ще­го те­бя, а дру­гих осуж­да­ю­ще­го. Это сеть вра­жия, зак­ли­ка­ю­щая в вы­со­ко­у­мие и все пло­ды доб­ро­де­те­ли отъ­ем­лю­щая.

преп. Макарий

Нуж­но иметь вни­ма­ние к сво­ей внут­рен­ней жиз­ни, так что­бы не за­ме­чать то­го, что де­ла­ет­ся вок­руг те­бя. Тог­да осуж­дать не бу­дешь.

преп. Амвросий

Преподобного Амвросия старца Оптинского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Один из наших Оптинских старцев однажды сказал: пребывание в Оптиной Пустыне есть величайшая милость Божия, которую еще надо заслужить, живя соответственно заветам Оптинских старцев, в ней пребывающих. Для нас сегодня, благочестивых паломников, великая милость Божия быть на празднике в честь преподобного и богоносного отца нашего Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца. Ровно 30 лет назад впервые порог этого храма переступили люди. Именно 23 октября 1988 года впервые здесь в Введенском Соборе была отслужена Божественная Литургия, и было освящение храма. А до этого, до 23-го октября братья Оптиной Пустыни служили в Никольском приделе. Здесь все было загорожено, шел огромный ремонт. И вот совершенно за короткий срок милостью Божьей, и Оптина Пустынь была открыта, и собор этот был освящен, и тридцать лет назад совершилось освящение этого храма.

В Священном Писании есть такие слова: золото и серебро укрепляют стопы человека, но важнее того и другого мудрый добрый совет; пути глупого в глазах его кажутся прямыми, но исполняющий совет мудр (Прит. 12, 15). Поэтому и нам святые отцы говорили: спасение во многом совете. Кто сам себе советчик, – говорили они, – тот сам себе враг. Лучше называться учеником ученика, чем собирать горькие плоды своеволия.

И вот сейчас в наше время никто никого не слушает. Не слушают ни Церковь, не слушают духовников, не слушают своих родителей, не слушают священников. Каждый в наше время сам себе голова. И старец Амвросий о таких людях, которые ни у кого ничего не спрашивают, не советуются с родными и близкими, с духовниками, говорил: «У таких людей обычай бычий, а ум телячий; что реку́ человеку чудаку, или что возглаголю творящему свою волю», – говорил он. «Своя воля и учит и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит».

Профессора МГУ говорили: все знает только невежда. И не надо бояться быть глупым в том смысле, что всегда спрашивать и переспрашивать. А тот, кто считает себя умным — как один человек поехал до Киева, въезжает, а потом ни у кого ничего не спрашивая, по навигатору столько лишнего намотал. А надо просто было спросить у людей. А он ни у кого ничего не спросил и полдня потратил. Вот так и мы. Если ничего не знаешь, а мы ни чего не знаем в духовной жизни, спрашивайте совета. Советуйтесь со духовниками, советуйтесь со своими священником. Муж должен советоваться с женой, жена с мужем, дети с родителями, родители с бабушкой и дедушкой, именно с бабушкой и дедушкой. Однажды собрался какой-то кавказец со своим другом к нему. Они в институте учатся. Когда пришли в дом, кавказец спрашивает, а это кто, что это за человек? Да, это дед. Кто? Да этот дед… На что кавказец говорит: как ты можешь так говорить «этот дед»? Знаешь, у нас «этот дед» в семье самый главный человек, а вы выражаетесь «этот дед!» И поэтому через старших, через благословение, через совет приходит милость и помощь Божия.

Когда я был на похоронах отца Иоанна Крестьянкина, и мы ехали вместе со священником в купе, я спросил у него: а ты что помнишь, что говорил батюшка? И тогда он говорит: ты знаешь, в последнее время, когда уже не было такой возможности часто приезжать к нему, я спросил у него, а что делать, когда будет невозможно спросить совета. Как тогда поступать? И часто у нас в нашей ситуации бывает именно такое положение. И тогда старец Иоанн Крестьянкин ответил ему: советуйся с тремя – со своим умом, со своей душой и со своей совестью. И когда они будут в согласии, так и поступай. Помните выражение такое «душа не лежит». Ум тебе говорит одно, а совесть говорит совсем противоположное. Вот когда они все вместе согласны, тогда и делай так и поступай. И еще, чтобы мы имели безошибочный путь спасения, нам святые отцы сказали: куда бы ты не пошел, чтобы ты не делал, чтобы ты ни думал, чтобы ты ни говорил имей на это свидетельство Священного Писания Поэтому мы голову должны наполнять не новостями из интернета, не бесконечным чтивом, на которое у нас уходит уйма времени.

Один человек говорит: нет времени почитать Евангелие. Я говорю ему: знаешь, сколько времени нужно, чтобы прочитать одну главу Евангелия? Короткая глава – 5 минут, длинная – 7 минут. Неужели в течение суток нет времени, чтобы почитать и потратить для души, не то, что потратить, вложить в свою душу глаголы вечности, о которых Господь сказал: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божьих» (Мф. 4, 4). Я знаю одну семью. Когда они собираются вместе на обед или ужин, встает отец и говорит: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящим изо уст Божьих». Читает семье главу Евангелия, а потом они садятся за обед или за ужин. Душу сначала надо напитать, а потом уже и тело. Вы слышали русскую поговорку: «Свято место пусто не бывает». А один из наших иеромонахов, живших в Оптиной Пустыне, (сейчас он в Новоиерусалимском монастыре) говорил: Пусто место свято не бывает. Если ты голову не заполняешь божественным, знаешь, что будет? Как у Винни Пуха – сопелки, свистелки, кирпичи, дачи, машины, магазины и прочее и прочее.

Слушайте внимательно. Исаак Сирин сказал страшные слова: «Праздный ум – седалище дьявола». Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно покоришь его сопротивному. Кто такой сопротивный? — Дьявол. Он даст все, что угодно: об этом думай, о другом, о политике, о Константинополе, о Стамбуле. Кстати, тут все говорят: Константинополь, Константинополь, а спроси у людей. Они даже не знают что такое Константинополь и где он. А Константинополь — это Стамбул. Так спрашивается, мы за Стамбул-Константинополь переживаем, а главу Евангелия не читаем, утренние и вечерние молитвы не читаем, но за него переживаем, в новостях лазаем. Так налазаемся, что потом всех осуждаем, всех пересудим, и сами становимся безблагодатными людьми. А об этих новостях и об этом бесполезном безумном чтиве старец Амвросий говорил: «Если слушать чужие речи, можно взвалить осла на плечи».

И вот поэтому в Оптину Пустынь ездили не за новостями. В Оптину Пустынь ездили за спасением души. К старцу Амвросию в частности ездили тысячи и тысячи людей за самым главным советом в жизни: как спастись и как жить. И старец Амвросий всем нам говорил: «Нужно жить не лицемерно и вести себя примерно. Тогда дело будет верно, а иначе выйдет скверно. Живи попроще, Бог и тебя не оставит. Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». И еще всем нам заповедал держаться среднего царского пути, потому что Оптинские старцы говорили: край края (то есть крайности) бесовские. А надо идти золотым путем, не уклоняясь в крайности. И он в шутливом тоне Шамординским монахиням говорил: «Сестра Минадора, держись среднего тона. Возьмешь высоко – будет нелегко; возьмешь низко – будет склизко. А ты, Минадора, держись среднего тона».

И еще старец Амвросий Оптинский говорил всем нам: смотрите, когда змею бьют палкой, она старается увернуться и не подставить под удар свою голову. Пусть у нее отобьют хвост, пусть даже изранят ее тело, но если сохранится голова, она потом поправится. Что это значит, говорил он. Так и мы должны сохранить самое главное в жизни, должны сохранить голову. То есть должны сохранить святую православную веру, потому что нет ничего дороже веры. Кто-то из мудрых людей сказал: если ты потерял деньги, это не беда; если ты потерял здоровье, это полбеды; если ты потерял веру, это настоящая беда. И еще мудрые люди говорили: если бы мы кроме веры не имели бы ничего, то со Христом мы уже имеем все. А что значит «имеем все»? Господь сказал всем нам: «Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Сказал вам все, поэтому вы называетесь Моими друзьями. Сказать-то Он сказал, а мы слышим? А мы слышим? А мы слушаемся Христа, чтобы исполнять эти слова нашего Господа на деле? Так вот, не слушатели закона будут спасены, а исполнители закона на деле (см. Рим. 2, 13).

И дай Бог, чтобы нам всем в эти святые благодатные праздничные Оптинские дни вникать в то, что говорили Оптинские старцы: старец Амвросий, Лев, Макарий, Иосиф, Варсанофий, чтобы мы с вами не отбивались от Оптиной Пустыни, о которой старец Анатолий сказал: Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни, то есть и телом и душой. Помните, как Николай Васильевич Гоголь говорил: я каждую минуту своей жизни должен мысленно быть в Оптиной Пустыне. Мысленно быть в Оптиной Пустыни, потому что она для него и для многих была критерием истинности, критерием чистоты и верности святому православию и доброму благочестию. Не отбивайтесь от Оптиной Пустыни. Скольких она сделала и скольких она еще сделает небожителями. И я вам от всей души, от лица всей братии, от лица отца наместника всем вам желаем, чтобы вы все были и в этой жизни и, самое главное, в той жизни небожителями.

Преподобный отче наш Амвросий, моли Бога о нас.

Аминь.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)